Планирование работы по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников.
календарно-тематическое планирование ( группа) на тему
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников. Формы работы с детьми.Перспективный план ознакомления детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_zheleznodorozhnym_transportom.docx | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников.
Основная цель - формирование у детей интереса к профессиям своих родителей и желания трудиться на железнодорожном транспорте.
Задачи:
- воспитание у ребенка интереса и уважения к профессиям на железнодорожном транспорте;
- формирование представлений о труде родителей на железнодорожном транспорте;
- развитие интереса к истории создания железной дороги и трудовым традициям на железнодорожном транспорте;
- - развитие чувства гордости за своих родителей и их самоотверженный труд.
Формы работы с детьми
Содержание | Возраст | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей |
Формирование у детей интереса к профессии-ям своих родителей и желания трудиться на железно-дорожном транспорте. | 3-5 лет вторая младшая и средняя группы | познавательные беседы, игры, игровые упраж-нения, дидакти-ческие игры, праздники, му-зыкальные досу-ги, развлечения, чтение, рассказ, экскурсия, рас-сматривание ил- люстраций, аль-бомов, семейных фотографий, ситуативные беседы. | целевая прогулка, самостоятельная деятель-ность, тема-тические досуги, подвижные игры, | сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, семейных фотографий, | встречи, экскурсии, праздники, викторины, конкурсы, семейные альбомы, семейные посиделки, |
5-7 лет старшая и подготовительная к школе группы | познавательные досуги, темати-ческие досуги, чтение, рассказ, экскурсия, игры, игровые упраж-нения, познава-тельные беседы, дидактические игры, праздни-ки, музыкальные досуги, КВН, викторины, развлечения, рассматривание альбомов, иллюстраций, семейных фотографий, ситуативные беседы, чтение. | прогулка, самостоятельная деятель-ность, тема-тические досуги, подвижные игры, тематические досуги, создание коллекций, проектная деятельность исследовательская деятельность | сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры, продуктивная деятельность, дежурство, рассматривание альбомов, иллюстраций, семейных фотографий, | встречи, экскурсии, праздники, викторины, конкурсы, семейные альбомы, семейные посиделки, праздники, викторины, конкурсы, семейные проекты, мини-музей |
Перспективный план ознакомления детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников
Ме-сяц | Тема занятия | Цель | Методические приемы предшествующей работы и работы на занятии | Дидактическое оснащение, участие родителей | ||
Младшая группа | ||||||
Январь | Подвижная игра «Поезд» | Познакомить детей с понятиями «поезд», «паровоз», «машини-ст», «вагон», «регул-ировщик» Учить по добно поезду двига-ться друг за другом в «сцепке», римично притопывая ногами. | Рассматривание иллюстрации с изображением поезда; рассказ вос-питателя: кто управляет поездом, как движется поезд, какие сиг-налы регулируют движение поез-да; игра с детьми несколько раз со сменой машиниста и регули-ровщика; использование музыка-льного сопровождения «Поезд» | Иллюстрация с изображением поезда; флажок желтого цвета; фонограмма песни «Поезд» | ||
Февраль | Рассматри-вание картины «Играем в поезд» | Закреплять представления детей о поезде: состоит из паровоза и вагонов, паровозом управляет машинист; поезд двигается по сигналу | Беседа с детьми об игре в «Поезд», повторение понятий «поезд», «паровоз», «машинист», «ваго-ны», «регулировщик»; рассказ воспитателя по содержанию картины;повторение подвижной игры «Поезд» | Дидактическая картина «Играем в поезд»; флажок желтого цвета; фонограмма песни «Поезд» | ||
Март | «Покатаем зверушек на поезде» | Учить детей констр-уировать поезд из кубиков и кирпичи-ков; закреплять представления детей о поезде, понятия «поезд», «паровоз», «вагоны» | Рассматривание игрушечного по-езда; беседа с детьми по картине «Играем в поезд» и подвижной игре «Поезд»; объяснение, как мо-жно построить поезд из деталей деревянного строителя; показ при-емов конструирования поезда, рассматривание и обыгрывание готовых построек | Игрушка-поезд, деревянный строитель: крупные детали для воспитателя и наборы деталей помельче для каждого ребенка, мелкие игрушки | ||
Апрель | Игровое упражнение «Едет поезд запоздалый» | Формировать у детей представление о том, что поезд движется по рельсам, а рельсы уложены на шпалы; без рельс поезд пере-двигаться не может | Беседа с детьми о рассматриваемой недавно картине «Играем в поезд» и подвижной игре «Поезд»; рассказ воспитате-ля о том, что можно перевозить на поезде;показ игрового упражнения в сопровождении стихотворения | Дидактическая картина «Играем в поезд» | ||
Май | «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы» | Учить детей рисовать железную дорогу: прямые горизонтальные и вертикальные линии; закреплять представления о том, что поезд движется по рельсам | Беседа с детьми об игровом упражнении, с которым они недавно познакомились Показ приемов рисования прямых горизонтальных и вертикальных линий Рассматривание готовых рисунков Пение песенки «Поезд» Подвижная игра «Поезд» | Оборудование для рисования, мелкие картинки с изображением паровоза для каждого ребенка | ||
Средняя группа | ||||||
Сентябрь | Чтение:Ска-зки старого семафора» Т.Михайлова«Неожида -нная оста-новка» | Вызвать интерес к новым знаниям о железной дороге; формировать пре-дставления о пе-редвижении по железной дороге | Вместе с детьми вспомнить игры в «Поезд» Чтение рассказа Подвижная игра «Поезд» | Иллюстрированная книжка для чтения из цикла «Сказки старого семафора»: Т.Михайлова «Неожиданная остановка» | ||
Октябрь | Поезд – это наземный вид транспорта | Формировать у детей представле-ние о том, что по-езд – это назем-ный вид транс-порта, как выгля-дит поезд и какие бывают поезда | Беседы: «Поезда дальнего следования», «Пригородные поезда», «Товарные поезд» Чтение: В.Мирясова «Тук-так, тук-так – музыка такая…» | Иллюстрации и фотографии с разными видами поездов | ||
Ноябрь | Железнодорожные пути | Как ездят поезда? Для чего нужны рельсы? Кто работает на железнодорожных путях? Специальная техника по обслуживанию железнодорожных путей | Рассматривание иллю-страций и фотографий железнодорожных пу-тей; рассказ воспитате-ля о движении поездов по рельсам, о профес-сиях людей, обслужи-вающих железнодорож-ные пути; беседы: «Как строят железную доро-гу», «Труд людей по на железнодорожных пу-тях»; игровое упраж-нение: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы»; сюжет-но-ролевая игра «Пост-роим железную доро-гу»; продукт. деятель-ность:«Рельсы- шпалы» | Приглашение папы-монтера пути, фотографии по теме, иллюстрации; напольный деревянный строитель; оборудование для изобразительной деятельности | ||
Декабрь | Работник транспорта (шофер, машинист, водитель) | Формировать у детей представ-ление о работ-никах транспорта; закрепить назва-ния профессий: «шофер», «маши-нист», «водитель» | Чтение народной песенки “Счастливого пути”, рассматривание иллюстраций, беседа, творческие сюжетно-ролевые игры | Иллюстрации, игровое оборудование: различные виды транспорта | ||
Январь | Мои родители | Расширять знания детей о том, как трудятся их роди-тели дома и на ра-боте, воспиты-вать бережное отношение к ре-зультатам их тру-да, желание ока-зывать им поси-льную помощь | Рассматривание семей-ных фотографий; бесе-ды: «Мамина работа», «Где работает мой папа», «Как мы помо-гаем родителям»; чте-ние: Е.Серова «Не тер-пит мой папа безделья и скуки»;продуктивная деятельность: «Портрет моих родителей» | Семейные фотографии; оборудование для рисования | ||
Февраль | Железнодорожные профессии родителей | Формировать у детей представление о работе на железной дороге, железнодорожных профессиях родителей | Беседы о труде роди-телей на железной до-роге; рассказы родите-лей о своей профессии: «Что мне нужно для работы», «Что я делаю на работе»; рассматри-вание фотографий с ра-бочих мест родителей в форменной одежде | Фотографии родителей на рабочем месте | ||
Март | Труд мамы | Формировать у детей представление о труде мамы дома и на работе; расширять знания о том, что им нужно для работы | Рассматривание иллю-страций с изображе-нием труда мамы дома и на работе, открыток о женском дне 8 Марта; рассказы мам о своей работе на железной дороге; беседы: «Как мы помогаем маме и бабушке», «Моя мама», «Моя бабушка»; проду-ктивная деятельность: «Вот какая моя мама» | приглашение мам-работников РЖД; фотографии; оборудование для изобразительной деятельности | ||
Апрель | Кому что нужно для работы | Закрепить знания детей о профессии родителей | Рассматривание фото-графий родителей на рабочем месте; чтение: Д. Родари «Стихи о профессиях», загадки Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы», «Самый главный» | Фотографии родителей с рабочих мест; иллюстрации с изображением железнодорожных профессий; карточки для дидактических игр с изображением атрибутов железнодорожных профессий | ||
Май | Профессия родителей | Закреплять представления детей о труде их родителей на железной дороге; формировать понимание важности всех профессий | Чтение С. Михалкова “А что у вас?”; беседа, рассказы детей о профессиях родителей; дидактические игры: «Что делают люди этой профессии», «С кем или с чем работают люди этой профессии», «Кому нужны эти инструменты (атрибуты профессии)» | Фотографии родителей с рабочих мест; иллюстрации с изображением железнодорожных профессий; карточки для дидактических игр с изображением атрибутов железнодорожных профессий | ||
Старшая группа | ||||||
Сентябрь | Машинист поезда | Продолжать формировать и расширять представления детей о труде людей на железной дороге | Рассматривание иллю-страций; рассказ ро-дителя о своей работе на железной дороге (о труде машиниста); дид. игры: «На чем ездят люди», «Угадай вид транспорта», «По зем-ле, по воде или по воз-духу»;сюжетно-ролевая игра «Паровозик из Ро-машкова»; продуктив-ная деятельность:«Ве-селый поезд»; чтение: Е. Иванова «Сказки старого семафора. Где кончаются рельсы?» | Иллюстрации, фотографии, карточки для дидактических игр, приглашение папы-машиниста; атрибуты для сюжетно-ролевой игры | ||
Октябрь | Проводник | Продолжать формировать и расширять представления детей о труде людей на железной дороге | Рассказ родителя о своей работе на железной дороге Беседа: «Как работает железнодорожный транспорт»; сюжетно-ролевая игра «Поезд» | Приглашение мамы Тимоши Иванова; атрибуты для сюжетно-ролевой игры | ||
Ноябрь | Начальник поезда | Продолжать формировать и расширять представления детей о труде людей на железной дороге | Рассказ родителя о своей работе на железной дороге Сюжетно-ролевая игра «Транспорт», «Путешествие по железной дороге» | Приглашение папы Гриши Гринберг; атрибуты для сюжетно-ролевой игры | ||
Декабрь | Чтение: «Сказки старого семафора» А Сорокин «Пых-пых и Чух-чух» | Закреплять пред-ставление детей о паровозе и само-лете, о различиях наземного и воздушного видов транспорта | Чтение: «Сказки старого семафора» А Сорокин «Пых-пых и Чух-чух; беседа о воздушном и наземном видах транспорта: чем они отличаются | Иллюстрации с изображением паровоза и самолета; иллюстрирования книга для чтения | ||
Январь | Железнодорожный транспорт | Особенности передвижения по железной дороге; виды поездов (пассажирские, товарные, почтово-багажные) и локомотивов (паровоз, тепловоз, электровоз) | Рассматривание иллю-страций; беседа «На чем люди ездят»; сюже-тно-ролевые игры: «Транспорт», «Путеше-ствие по железной до-роге», «Паровозик из Ромашкова»; продукти-вная деятельность: «Па-ровозик из Ромашкова» сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Путеше-ствие по железной дороге», «Паровозик из Ромашкова» | Иллюстрации с изображением разных видов поездов и локомотивов; атрибуты для сюжетно-ролевой игры | ||
Февраль | Железнодорожные пути | Как ездят поезда? Для чего нужны рельсы? Кто работает на железнодорожных путях? Специальная техника по обслуживанию железнодорожных путей | Рассматривание иллю-страций и фотографий с изображением железно-дорожных путей; рас-сказ родителя о движе-нии поездов по рель-сам, о профессиях лю-дей, обслуживающих железнодорожные пути Беседы:«Как строят же-лезную дорогу» «Труд людей по обслужива-нию железнодорожный путей»; с/ролевая игра «Железная дорога» | Приглашение папы-монтеров пути; фотографии и иллюстрации с изображением железнодорожных путей, работы путейцев; атрибуты для сюжетно-ролевой игры | ||
Март | Железнодорожные профессии родителей | Формировать у детей представление о работе на железной дороге, железнодорожных профессиях родителей | Беседы о труде роди-телей на железной до-роге; рассказы роди-телей о своей профес-сии: «Что мне нужно для работы», «Что я делаю на работе»;рас-сматривание фотогра-фий с рабочих мест родителей в форменной одежде | Фотографии родителей на рабочем месте | ||
Апрель | Человек славен трудом | Формировать у детей представление о Почетных званиях и почетных знаках работ-ников железной дороги; воспиты-вать уважение к добросовестному труду | Экскурсия к памятным местам в честь героев труда на железной дороге; рассматривание трудовых наград родителей и других родственников; беседы о труде людей разных профессий на железной дороге; чтение: Ю. Тувим «Все для всех» | Фотографии об экскурсиях к памятным местам в честь героев труда на железной дороге; трудовые награды родителей или других родственников | ||
Май | Труд людей на железной дороге | Закреплять представления о труде родителей на железной дороге, формировать положительное отношение к труду, уважение к труду родителей | Рассматривание иллю-страций, семейных аль-бомов; беседы о тру-довых традициях семьи беседа: «Человек сла-вен трудом»;дидакти-ческие игры: «Где мы были, мы не скажем», «Кому что нужно для работы», «Кто как трудится»; продуктив-ная деятельность: «Все работы хороши» | Иллюстрации с изображением разных видов поездов и локомотивов; карточки для дидактических игр; атрибуты для сюжетно-ролевой игры; оборудование для рисования; семейные фотоальбомы | ||
Июль | Беседа «День железнодорожника | Дать представле-ние о профессио-нальном праздн-ике – Дне желез-нодорожника | Чтение: Т.Потапова «Беседы с дошколь-никами о профессиях»; «День железнодорожника» | Фотовитрина на тему «Дорог на свете много, железная - одна» | ||
Август | Празднование Дня железнодорожника | Помочь детям по-чувствовать эмо-циионально поло-жительную атмо-сферу праздника их родителей; про-будить желание создать у них праздничное настроение | Утренник, посвящен-ный Дню железнодо-рожника с приглаше-нием родителей с ис-пользованием стихот-ворного, музыкально-танцевального материала, игровых моментов, обыгрывание станций | Декорации; железнодорожная атрибутика; ведущие в форме машиниста и проводника поезда; билеты на поезд; призы | ||
Подготовительная группа | ||||||
Сентябрь | Экскурсия к мосту через железно-дорожные пути | Расширять представлений о труде железно-дорожников; закреплять названия различных железнодорожных профессий | Наблюдение за движе-нием поездов по рель-сам, трудом путейских работников; рассматри-вание фотографий, ил-люстраций с изображе-нием железнодорожни-ков разных профессий; рассказ о работе на ж/д | Фотографии, иллюстрации; детская железнодорожная энциклопедия | ||
Октябрь | Машинист поезда, помощник машиниста | Продолжать расширять представления о труде людей на железной дороге: | Рассматривание иллю-страций; рассказ роди-телей о своей работе на железной дороге; бесе-да: «Как работает желе-знодорожный трансп-орт»; дид. игры: «На чем ездят люди», сюжетно-ролевые игры: «Транспорт»,продук-тивная деятельность; чтение: Е.Иванова «Где кончаются рельсы? | Иллюстрации с изображением разных видов поездов и локомотивов; атрибуты для сюжетно-ролевой игры приглашение папы Егора Романова и Алеши Меркулова | ||
Ноябрь | «На железнодорожном переезде» | расширять пред-ставления детей о железнодорожном транспорте, о том, как разные виды наземного транс-порта передвига-ются по дорогам, не мешая друг другу; учить де-тей отображать представления о работе на железной дороге | Беседы: «Светофор и семафор», «Сигнальные флажки» Сюжетно-ролевая игра: «На железнодорожном переезде» Продуктивная деятельность: «На железнодорожном переезде» | Иллюстрации с изображением светофора и семафора; сигнальные флажки Оборудование для рисования и аппликации (по выбору детей) | ||
Декабрь | Железнодорожный транспорт | Формировать представление о значении железнодорожного транспорта в жизни человека (общества) | Рассматривание иллюстраций с изображением поездов и локомотивов разных видов и разных времен; рассказ воспитателя, беседа о значении железнодорожного транспорта в жизни общества | Иллюстрации с изображением поездов и локомотивов разных видов и разных времен | ||
Январь | Железнодорожный вокзал | Для чего нужны железнодорожные вокзалы? Кто работает на железнодорожном вокзале? | Рассматривание иллю-страций и фотографий с изображением желез-нодорожных вокзалов; беседы: «Московский вокзал», «Работа дис-петчера железнодорож-ного вокзала» «Работа кассира железнодорож-ной кассы», «Работа начальника вокзала»; сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный во-кзал»; изодеятельность «Московский вокзал» | Иллюстрации и фотографии с изображением железнодорожных вокзалов, Московского вокзала; атрибуты для сюжетно-ролевой игры; материалы для рисования | ||
Январь | Железнодорожный вокзал | Для чего нужны железнодорожные вокзалы? Кто работает на железнодорожном вокзале? | Рассматривание иллю-страций и фотографий с изображением желез-нодорожных вокзалов; беседы: «Московский вокзал», «Работа дис-петчера железнодорож-ного вокзала» «Работа кассира железнодорож-ной кассы», «Работа начальника вокзала»; сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный во-кзал»; изодеятельность «Московский вокзал» | Иллюстрации и фотографии с изображением железнодорожных вокзалов, Московского вокзала; атрибуты для сюжетно-ролевой игры; материалы для рисования | ||
Февраль | Депо | Где отдыхают поезда? | Рассматривание иллю-страций с изображе-нием вагонных депо; рассказ воспитателя о том, зачем нужны вагонные депо; беседы: «Кто работает в вагонном депо?»; сю-жетно-ролевая игра «Вагонное депо»;прод-уктивная деятельность: «Где ночуют поезда?» | Иллюстрации с изображение депо; фотографии работников депо; оборудование для сюжетно-ролевой игры (крупный строитель, игрушечные поезда, слесарные инструменты); оборудование для рисования и аппликации (по выбору детей) | ||
Март | Московская железная дорога | История возникновения железных дорог и Московской железной дороги | Чтение: В. Эрлихман «Дорога, которую построил Джордж»;рас-сказ воспитателя об истории возникновения железных дорог и Московской железной дороги, о Тульском отделении МЖД;рас-сматривание атласа железных дорог и схемы отделения ж/д | Иллюстрации и фотографии с видами железной дороги; атлас железных дорог России; схема Тульского отделения железной дороги | ||
Апрель | Кто работает на железной дороге | Обобщение знаний детей о труде взрослых на железной дороге и железнодорожных профессиях | Загадки о железнодо-рожном транспорте и профессиях; дидактиче-ские игры: «Кому что нужно для работы», «Железнодорожное лото»; творческие рас-сказы детей: «Все профессии важны» | Фотографии, иллюстрации карточки для дидактических игр | ||
Май | Обзорная автоэкскурсия на мост через железную дорогу, железнодорожный переезд и к предприятиям Тульского отделения МЖД | Закрепление пред-ставлений о том, что отделение же-лезной дороги – это целый комп-лекс предприятий и учреждений, обеспечивающих работу железно-дорожного тран-спорта; наблюю-дение за регули-рованиием движе-ния транспорта на ж/д переезде | Предварительное знакомство с предприятиями Тульского отделения МЖД по фотографиям Наблюдение из окна экскурсионного автолайна Рассказ экскурсовода о разных предприятиях Тульского отделения МЖД Фотографирование | Фотографии с видами предприятий Тульского отделения МЖД | ||
Профессии родителей | Обобщение знаний о профессиях родителей и людях труда на железной дороге, награды за трудовую доблесть | Беседа о профессии мам и пап, беседы с ро-дителями о необходи-мости знакомства детей с их профессией; рас-сматривание трудовых наград родителей; бе-седа: «Все работы хоро-ши, выбирай на вкус»; д/игры: «Кому что нуж-но для работы», «Кто что делает»; продукти-вная деятельность | приглашение мам и папы – работников железной дороги, фотографии родителей с рабочих мест; трудовые награды (нагрудные знаки, грамоты, дипломы; оборудование для рисования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором
В этом материале представлен перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором...
Примерное планирование работы по ознакомлению детей 5-6 лет с историей и культурой Санкт-Петербурга
Представлены варианты занятий, работы по закреплению материала и работы с родителями...
Программа и руководство по ранней предпрофельной ориентации детей дошкольного возраста «Ознакомление дошкольников с железнодорожным транспортом и трудом железнодорожника» предназначена для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
В компании ОАО «РЖД» все образовательные учреждения данного ведомства ведут профориентационную работу на железнодорожные профессии- это система мероприятий, цель которых помочь осознанно в...
Ознакомление детей с железнодорожным транспортом (с использованием компьютера)
Программное содержание:1. закреплять умение детей пользоваться клавиатурой и мышкой2. закрепить название вагонов, входящих в грузовой состав (крытый вагон, полувагон, автомобилевоз, хоппер, цистерна, ...
Ознакомление детей с железнодорожным транспортом (с использованием компьютера)
Закреплять умение детей пользоваться клавиатурой и мышкой.Закрепить названия вагонов, входящих в грузовой состав (крытый вагон, полувагон, автомобилевоз, хоппер, цистерна, полувагон и т.д.)Развивать м...
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников
Цель – осуществление социального и познавательного развития детей дошкольного возраста через ознакомление с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников....
Проект на тему: «Ознакомление дошкольников с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников»
внедрению новых технологий по воспитанию положительного отношения к профессии железнодорожник...