Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями железнодорожного транспорта
рабочая программа
С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т.д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, врачей, машинистов, строителей и др.
Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Важное место в работе с детьми занимает формирование социальной компетентности дошкольников на основе самостоятельного выбора вида деятельности, обогащение знаний детей о профессиональной деятельности взрослых.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 68.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 118» г. Бикина Бикинского района
Рабочая программа по ранней профориентации на железнодорожные профессии
Программу разработала:
Лапатина С.В.
Бикин
2018г.
1.Пояснительная записка
С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т.д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, врачей, машинистов, строителей и др.
Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Важное место в работе с детьми занимает формирование социальной компетентности дошкольников на основе самостоятельного выбора вида деятельности, обогащение знаний детей о профессиональной деятельности взрослых.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».
Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является социально- личностное развитие дошкольников, и инновационная деятельность ДОО направлена на раннюю профориентацию дошкольников на железнодорожные профессии.
Причиной такого знакомства дошкольников с миром железной дороги стало то, что наше образовательное учреждение ранее принадлежало ОАО «РЖД», и многие родители воспитанников работают именно в этой системе. Также основными предприятиями города Бикина являются железнодорожные: ПЧ-7, ПМС-217, СПМС, ШЧ-4, ЭЧК и другие. Поэтому знакомство с данными профессиями имеет и социальную подоплеку.
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на основе диалога детей со взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии, что позволит в будущем выбрать сегодняшнему ребенку профессию работника железнодорожной магистрали.
Программа направлена на познавательное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников, обеспечение преемственности между детским садом, школой, железнодорожными организациями и родителями. Данное направление способствует укреплению семейных связей, просвещению родителей, формированию единого воспитательного пространства семьи и детского сада.
Участники программы - дети 5-7 лет, посещающие МБДОУ № 118 г.Бикина, педагогический коллектив.
1.2.Цели и задачи
Цель: формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру с помощью различных доступных ему видов деятельности для ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта.
Задачи:
- расширять представления о людях разных профессий на железной дороге; обогащать представления детей о различных видах транспорта, роли железной дороги в жизни страны;
-знакомить с профессиограммами железнодорожных профессий;
-знакомить с историей железной дороги;
-знакомить с инструментами и формой железнодорожников разных специальностей;
-формировать элементарные трудовые умения в отдельных областях трудовой деятельности;
- продолжать знакомить детей с запрещающими знаками и правилами поведения и безопасности на железной дороге.
1.3. Условия формирования программы.
На формирование программы оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы;
- выявление психофизических особенностей ребенка, его познавательных интересов;
- взаимодействие семьи и тех организаций, которые заинтересованы в ранней профориентации детей;
- изучение опыта коллег;
- углубленная работа коллектива детского сада по данной проблеме.
1.4. Теоретическая основа.
Существенный вклад в развитие понятия «ранняя профориентация» внес Е.А. Климов. Он считает, что допрофессиональное развитие включает в себя стадию предыгры (до 4 лет), когда ребенок осваивает функции восприятия как основы для дальнейшего развития и приобщения к труду; стадию игры (5-8 лет), когда ребенок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности; стадию овладения учебной деятельностью (8-12лет). Я.З. Неверович придает особое значение формированию у детей общественно значимых мотивов, которые являются главным побудителем включения детей в труд. Особое значение приобретают исследования Г.С. Малуновой, где она рассматривает сензитивность и уникальность дошкольного возраста для ранней профориентации детей.
В основе развивающей работы лежит программа, разработанная Т.Н. Сташковой «Мы будущие железнодорожники».
1.5.Новизна.
Новизна состоит в разработке системы методических мероприятий с использованием современных педагогических технологий, накопления дидактического, наглядного, справочного материала
1.6.Адресность.
Данный методический материал поможет воспитателям и специалистам детских садов познакомить дошкольников с железной дорогой и составить образовательный маршрут по ранней профориентации на железнодорожные профессии.
1.7.Трудности.
Трудности при использовании данной программы состоят в том, что все необходимые дидактические игры, пособия, методические материалы изготовляются своими руками.
1.8.Технология.
Система конкретных педагогических действий состоит в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. В программе представлены методические мероприятия, которые дали положительный результат. Это перспективные планы работы, образцы тематического контроля, конспекты НОД, спектаклей, викторин, сценарии развлечений, литературных гостиных, игр. Представлен комплекс мероприятий для организации взаимодействия с родителями и педагогами.
1.9.Планируемые результаты
Целевые ориентиры для детей (5-7 лет)
Представления:
1.Имеет представление о роли труда железнодорожников.
2. Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий.
3. Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников.
4. Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников).
5. Имеет общее представление о развитии железной дороги.
6. Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.
Познавательные, речевые, игровые и трудовые навыки
1. Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов).
2. Умеет строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса.
3. Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.
4. Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии.
5. Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях.
6. Владеет соответствующим словарем: профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама.
7. Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий.
8. Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.
Умения
1. Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на собственную детскую трудовую деятельность.
2. Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение.
3.Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику).
4.Активен в различных играх (на железнодорожную тематику).
5.Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел).
6.Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном транспорте.
7.Знает и объясняет правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.
8.Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др.
Отношение к труду железнодорожников
9.Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям.
10. Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку для совершенства.
Цель контроля:
- выявление уровня знаний детей о железной дороге и последующая корректировка заданий программы.
Виды контроля:
- диагностика в начале и в конце года,
- постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
- рефлексия.
1.10.Сроки и основные этапы реализации программы
№ | Этапы программы | Сроки программы | Пути реализации программы |
1. | Организационный | Сентябрь | Изучение нормативно – правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме. Разработка программы. Выявление проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития детей. |
2. | Практический | Октябрь - май | Введение и реализация программы. |
3. | Итоговый | Май | Диагностика определит правильность выбранных технологий для решения обозначенных противоречий. |
2.Содержательный раздел
Виды деятельности в реализации программы:
Предварительная работа
1. Диагностическая работа с детьми включает в себя: первичное обследование, динамическое наблюдение, контрольное обследование.
Наблюдение, беседа, анализ продуктивных видов деятельности.
2. Методическое обеспечение предполагает организацию среды и обеспечение условий для реализации программы.
Основная работа
3 Реализация авторской рабочей программы.
4. Консультативная работа с родителями и педагогами: практические рекомендации, домашние задания по развитию, обучению и воспитанию ребёнка.
Содержание программы:
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл из 16 занятий, каждое из которых состоит из трех блоков по 15-20 минут.
Занятия проводятся в рамках Основной образовательной программы детского сада в различных разделах деятельности детей:
- сюжетно-дидактических игр,
- ознакомления с художественной литературой,
- ознакомления с окружающим,
- конструированию из бумаги, из природного и бросового, из строительного материала,
- игр – драматизаций,
- развития речи,
- развития элементарных математических представлений,
- аппликации и рисования,
- сюжетно-ролевых игр,
- игр-тренингов,
- музыкальных и спортивных развлечений.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия
- Разминка
- Рефлексия прошлого занятия
- Основное содержание
- Рефлексия прошедшего занятия
- Ритуал прощания
На занятиях активно используются разнообразные методы:
- подвижные и малоподвижные игры,
- элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
- продуктивные виды деятельности,
- словесные игры,
- дидактические игры.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
СЕНТЯБРЬ | ||
1 | Диагностика знаний детей о железной дороге | Цель: выявить уровень знаний детей о железной дороге |
2 | Тема: Беседа о рабочих железнодорожных профессий | Программное содержание: расширить представление детей о людях разных железнодорожных профессий; рассказать о значимости их труда; развивать мышление, связную речь, общение; воспитывать чувство благодарности за их труд |
3 | Тема: Чтение стихотворений о железнодорожных профессиях | Программное содержание: познакомить детей с новыми произведениями; развивать интерес к труду взрослых; воспитывать читателя и внимательного слушателя; знакомить с трудом железнодорожников |
4 | Тема: Дидактическая игра «Угадай, какая это профессия?» | Программное содержание: расширить знания детей о профессиях связанных с железной дорогой; расширить словарный запас; развивать память, мышление, связную речь; воспитывать интерес к труду взрослых |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | Тема: Мои родители - железнодорожники | Программное содержание: уточнить знания детей о профессиях родителей; развивать память, мышление, связную речь, общение; воспитывать активный интерес к трудовой деятельности родителей |
2 | Тема: Составление генеалогического древа | Программное содержание: формировать интерес к своей родословной; учить детей изображать свое генеалогическое древо; дать знания об обязанностях членов семьи по дому; развивать память, внимание, связную речь, общение; воспитывать дружеские отношения в семье; знакомить с железнодорожными династиями |
3 | Тема: Рисование «Моя железнодорожная семья» | Программное содержание: формировать умение рисовать фигуру человека, передавать в рисунке характерные особенности каждого члена семьи; закрепить знание детей о праве на семью; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение и любовь ко всем членам семьи и железнодорожным профессиям |
4 | Тема: Физкультурное развлечение «Мама, папа и я – моя железнодорожная семья» | Программное содержание: познакомить родителей с подвижными играми на железнодорожную тему; развивать силу, ловкость, выносливость; воспитывать привычку к здоровому образу жизни |
НОЯБРЬ | ||
1 | Тема: Творческое рассказывание «Я - будущий железнодорожник» | Программное содержание: формировать умение составлять небольшой творческий рассказ о профессиях магистрали; развивать связную речь, воображение; воспитывать усидчивость, умение анализировать |
2 | Тема: Аппликация «Железная дорога» | Программное содержание: упражнять детей в вырезывании способом «гармошка»; развивать композиционные умения, зрительное восприятие, внимание; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе с ножницами; продолжать знакомить с железной дорогой |
3 | Тема: Дидактическая игра «Три кольцевые железные дороги" | Программное содержание: закрепить знание геометрических фигур; развивать пространственное мышление, зрительное восприятие; воспитывать умение анализировать свою работу; продолжать знакомить с железной дорогой |
4 | Тема: Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога» | Программное содержание: коллективно придумывать сюжет игры; поддерживать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми; продолжать знакомить с железной дорогой |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | Тема: Беседа с решением проблемных ситуаций «Быть примерным пассажиром разрешается» | Программное содержание: обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения человека по железной дороге; упражнять в навыках правильного поведения в поезде; развивать общение, память, внимание; воспитывать умение сочувствовать, сопереживать |
2 | Тема: Сюжетно - дидактическая игра «Как вести себя в поезде» | Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о правильном поведении в поезде; совершенствовать двигательные навыки; развивать связную речь, мышление, общение; воспитывать культуру поведения в общественных местах |
3 | Тема: Заучивание стихотворения «Едет поезд» В. Сута | Программное содержание: познакомить с новым произведением на железнодорожную тематику; |
совершенствовать выразительность речи; развивать память, связную речь, восприятие; воспитывать чуткость к художественному слову. | ||
4 | Тема: Рисование «Вокзал» | Программное содержание: совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ городского железнодорожного вокзала; выработать навыки рисования контура простым карандашом; развивать чувство цвета, композиционные умения; воспитывать уважение к родному городу; продолжать знакомить с железной дорогой |
ЯНВАРЬ | ||
1 | Конструирование «Железная дорога» | Программное содержание: упражнять в построении схем и последовательности конструирования по ним; развивать пространственное мышление, сообразительность; воспитывать самостоятельность в работе; продолжать знакомить с железной дорогой |
2 | Тема: Чтение глав из книги «Путешествие Голубой стрелы» Дж. Родари | Программное содержание: формировать умение внимательно слушать и сопереживать героям произведения; отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному; развивать связную речь, воображение, внимание; воспитывать интерес к художественной литературе |
3 | Тема: Развлечение «Поезд «Доремифасолька» | Программное содержание: совершенствовать умение детей двигаться под ритмичную музыку, петь песни, читать стихи на железнодорожную тематику; развивать певческие и танцевальные способности; воспитывать интерес к музыке; продолжать знакомить с железной дорогой |
4 | Тема: Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус» (совместно с родителями) | Программное содержание: расширить знания детей о профессиях железной дороги; развивать связную речь, общение, память; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | Тема: Беседа «Железная дорога - детям не игрушка» | Программное содержание: познакомить детей с правилами безопасного поведения на железной дороге; уточнить знания об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на отдельных участках железной дороги; развивать внимание, память, мышление; воспитывать осторожность, дисциплинированность |
2 | Тема: Викторина «В гостях у семафора» | Программное содержание: закрепить знания детей о правилах поведения на железной дороге и в поезде; развивать художественные способности, |
выразительность движений; воспитывать любознательность и активность | ||
3 | Спортивное развлечение «Мы – будущие железнодорожники» | Программное содержание: совершенствовать двигательные навыки детей; развивать волевые качества: выносливость, ловкость; воспитывать самостоятельность; продолжать знакомить с железной дорогой |
4 | Тема: Сюжетно - ролевая игра «Вокзал» | Программное содержание: формировать игровые умения детей по теме; учить совместно придумывать новый сюжет игры; развивать общение, умение вести ролевой диалог, память; воспитывать дружеские отношения в игре; продолжать знакомить с вокзалом |
МАРТ | ||
1 | Тема: Конструирование «Макет вокзала» (коллективное) | Программное содержание: уточнить знания детей о значимости вокзала для пассажиров; упражнять в умении строить конструкции, используя бросовый материал; развивать умение устанавливать связь между постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; развивать конструктивные способности; воспитывать умение работать в коллективе |
2 | Тема: Чтение «Как самовар запрягали» Е. Пермяка | Программное содержание: расширить представление детей об истории железнодорожного транспорта; развивать внимание, связную речь, мышление, память; воспитывать внимательного слушателя |
3 | Тема: Рисование «Паровоз новенький, блестящий…» | Программное содержание: упражнять детей в рисовании паровоза, выполнять набросок, прорисовывая отдельные детали; развивать образное мышление, цветовое восприятие, память; воспитывать творческие способности детей |
4 | Тема: Математический КВН «Путешествие в Москву» | Программное содержание: упражнять в навыках счета от 1 до 10; в различении величин; в рисовании по точкам; развивать логическое мышление; память, воображение, зрительное восприятие, связную речь; воспитывать активность, самостоятельность на занятии; продолжать знакомить с железной дорогой |
АПРЕЛЬ | ||
1 | Тема: Беседа «Знакомство с различными видами железнодорожного транспорта» | Программное содержание: формировать представления детей о локомотивах и вагонах разного вида и назначения; развивать внимание, |
мышление, связную речь, общение; воспитывать желание получить новые знания | ||
2 | Тема: Лепка «Поезд» | Программное содержание: упражнять в основных приемах лепки, передавая характерные особенности предмета; развивать умение использовать дополнительные детали для передачи образа; развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, воображение; воспитывать навыки аккуратной лепки; продолжать знакомить с железной дорогой |
3 | Тема: Литературная гостиная «Самовар в упряжке ходит» | Программное содержание: познакомить с новым произведением на железнодорожную тематику; совершенствовать выразительность речи; развивать память, связную речь, восприятие; воспитывать чуткость к художественному слову; знакомить с историей железной дороги |
4 | Тема: Ручной труд «Едет поезд» | Программное содержание: формировать умение изготавливать поделки из бросового материала; развивать творческую фантазию, зрительное восприятие, память, общение; воспитывать доброжелательность и отзывчивость в отношениях со сверстниками; продолжать знакомить с железной дорогой |
МАЙ | ||
1 | Тема: Творческое рассказывание «Как я путешествовал на поезде» | Программное содержание: формировать умение детей составлять небольшой рассказ на тему, предложенную педагогом; развивать связную речь, память, образное мышление, воображение; воспитывать навыки культурного поведения; продолжать знакомить с железной дорогой |
2 | Тема: Коллаж «Матушка - железная дорога» (коллективная) | Программное содержание: развивать умение детей составлять коллаж, используя ранее приобретенные навыки и умения на занятиях по изобразительному искусству; развивать творческие способности, композиционные умения; воспитывать у детей желание работать на железной дороге |
3 | Тема: Выпускной утренник «В добрый путь» | Подвести итоги работы по данной теме |
4 | Итоговая диагностика знаний детей | Цель: выявить уровень знаний детей о железной дороге; о соблюдении правил поведения на железной дороге и в поезде; о профессиях, связанных с железной дорогой. |
3.Организационный раздел.
Создание полноценной предметно – развивающей среды путем:
- организации работы «Мини - музея железнодорожного транспорта», где проводятся циклы познавательных занятий, развлечения, встречи с родителями- железнодорожниками;
- оформления в каждой возрастной группе железнодорожных уголков с наличием автоматических железных дорог, макетов железнодорожных станций и вокзалов, фотовыставки «Мои родители – железнодорожники», атрибутов для игр в железную дорогу, рабочих инструментов и формы железнодорожников разных специальностей;
- создания в группах накопительных папок по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге;
- оформления и постоянного обновления информационного блока «Железнодорожные династии» — это семейные железнодорожные родословные, которые учат наших воспитанников гордиться профессией железнодорожника;
- пополнения атрибутов для организации сюжетно - ролевых и театрализованных игр с железнодорожной тематикой;
- собрания видеоматериалов: «Профессии на железнодорожном транспорте», «Предприятия железнодорожного транспорта России», «Предприятия железнодорожного транспорта Бикина»;
-оформления и систематического обновлениястенда «Мы и железная дорога».
Предметно-пространственная среда
Работу начинается со знакомства детей с предметно-пространственной средой, поиска новых подходов к организации педагогического процесса на основе свободы детского выбора, обеспечивающего развитие самостоятельности, целеустремленности, произвольности поведения дошкольника. Предметная среда в группе детского сада выступает условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых.
Предметная среда в группах организуется с учетом полоролевой специфики используемого дидактического и игрового материала, так, чтобы дети могли найти для себя то, что больше всего их интересует, позволяет создать комфортные условия для проявления свободного выбора детьми вида деятельности, к которой у них наблюдается предрасположенность.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги.
В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Наблюдения показывают, что в ходе игры дети начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.
Требования к условиям для эффективной реализации программы:
- Динамическое наблюдение за развитием ребенка, его эмоциональным самочувствием (на уровне специальной диагностики и наблюдения. Подбор диагностического инструментария).
- Соблюдение двигательного режима.
- Личностно-ориентированная, индивидуальная форма работы.
- Программное содержание занятий строится с учетом возраста.
- При построении занятий опора на интересы, способности и потенциальные возможности ребёнка, создание ситуаций успеха.
- Организация работы в рамках ведущей деятельности.
- Тесное взаимодействие с родителями и ближайшим окружением ребёнка.
Связь с администрацией детского сада
- Консультации для воспитателей.
- Методические рекомендации специалистам для работы по данной теме.
- Помощь в организации экскурсии на вокзал, на пожарный поезд.
- Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами, стихами по железнодорожной тематике.
Работа с общественными организациями
- Организация экскурсии на вокзал, на пожарный поезд, ПЧ-7, ПМС -217 др.
- Выступление с концертами в ПЧ-7 в честь Дня железнодорожника и Дня 8 марта.
- Организация взаимодействия с музеем, библиотекой, начальной школой (МБОУ НОШ № 23 г.Бикина).
Совместная деятельность воспитателя и специалистов детского сада
- Прослушивание записей песен о железной дороге, заучивание их.
- Праздник в честь Дня железнодорожника.
- Проведение спортивных игр и физкультурных досугов на железнодорожную тему.
- Проведение музыкальных развлечений и театрализованных представлений на тему «Железная дорога».
Взаимодействие с родителями в работе по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта
Годовой перспективный план работы с родителями
Срок | Мероприятия | Ответственные |
Ознакомление родителей с данным направлением работы детского сада – ранней профориентацией дошкольников на профессию железнодорожника. Оформление наглядности в «Уголках для родителей» на тему «Что должен знать ребенок о железной дороге» (в каждой возрастной группе). Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании будущего железнодорожника». Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей о профориентационной работе на профессию железнодорожника. | заведующий воспитатели воспитатели воспитатели |
Консультация для родителей на тему «Как познакомить ребенка со своей профессией железнодорожника». Оформление материала в «Уголках для родителей» для родителей на тему «Железная дорога – детям не игрушка». Оформление выставки детских работ на тему «Наша железная дорога». Оформление в группах газет для родителей «В добрый путь!». Физкультурное состязание «Мама, папа, я – железнодорожная семья». | воспитатели воспитатели воспитатели инструктор по физкультуре | |
Оформление наглядности в «Уголках для родителей» на тему «Дети и железная дорога» (старший возраст), Выставка литературы для родителей на тему «Детям о железной дороге» | воспитатели воспитатели | |
Консультация для родителей на тему «Железнодорожные игрушки-самоделки из подручного материала». Выставка детских рисунков и поделок «Наша железная дорога». Экскурсия с родителями на вокзал, к пожарному поезду, в ПЧ-7, ПМС -217 и др.. | воспитатели воспитатели воспитатели |
Литературная викторина для детей и родителей «Все о железной дороге» Тематическая выставка рисунков детей и их отцов «Мой папа работает на железной дороге». Оформление очередного номера стенгазет для родителей «В добрый путь!» Концерт для родителей. | воспитатели воспитатели воспитатели музыкальный руководитель | |
Оформление материала в «Уголках для родителей» тему «Дети и железная дорога несовместимы». Открытый показ спектакля-занятия для родителей «Как вести себя в поезде» Выпуск информационной газеты для родителей «Паровозик» | воспитатели воспитатели старшей группы воспитатели воспитатели | |
День юного железнодорожника. Оформление материала в «Уголках для родителей» на тему «Игры с детьми по ранней профориентации». Анкетирование родителей на тему «Как вы оцениваете работу сотрудников детского сада по ранней профориентации детей?». Диагностика уровня знаний детей о железной дороге и профессии железнодорожника. Знакомство родителей с результатами диагностики. | педколлектив воспитатели психолог | |
Родительские собрание - подведение итогов по ранней профориентации детей на тему «Мы – будущие железнодорожники». Подведение итогов конкурса «Железнодорожные династии» | заведующий воспитатели |
Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляет воспитатель в рамках должностных компетенций.
Содержание мониторинга динамики развития детей представлено в виде критериев и показателей, отражающих задачи программы.
Знания, умения и навыки детей
дата проведения______ проверку проводили_________
№ | Представления, навыки, умения, отношение к труду железнодорожников | Уровень | |||||
сентябрь | май | ||||||
сформировано | В стадии формирования | Не сформировано | С. | С.Ф. | Н.Ф. | ||
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | |||||||
1 | Имеет представление о роли труда железнодорожников | ||||||
2 | Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий | ||||||
3 | Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников | ||||||
4 | Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников) | ||||||
5 | Имеет общее представление о развитии железной дороги | ||||||
6 | Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда | ||||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, РЕЧЕВЫЕ, ТРУДОВЫЕ И ИГРОВЫЕ НАВЫКИ | |||||||
7 | Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов) | ||||||
8 | Умеет строить наглядно- схематическую (и мысленную) модель трудового процесса | ||||||
9 | Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников | ||||||
10 | Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии | ||||||
11 | Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях | ||||||
12 | Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты | ||||||
13 | Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий | ||||||
14 | Использует предметы- заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений | ||||||
УМЕНИЯ | |||||||
15 | Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на собственную детскую трудовую деятельность | ||||||
16 | Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение | ||||||
17 | Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику) | ||||||
18 | Активен в различных играх (на железнодорожную тематику) | ||||||
19 | Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел) | ||||||
20 | Знает и умеет объяснить правила поведения вблизи железнодорожных объектов | ||||||
21 | Знает и объясняет правила поведения на железнодорожном транспорте | ||||||
22 | Знает и называет знаки «железнодорожный переезд» и др. | ||||||
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ | |||||||
23 | Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям | ||||||
24 | Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку |
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
дата проведения________ группа_____________ проверку проводили ________________
№ | Вопросы | Положительный ответ | Отрицательный ответ |
1 | Кем работают твои папа и мама? | ||
2 | Что делает на работе мама? | ||
3 | Что делает на работе папа? | ||
4 | Люди каких профессий работают на железной дороге? | ||
5 | Что делает машинист? | ||
6 | Что делает проводница? | ||
7 | Что делает кассир? | ||
8 | Что делает монтер пути? | ||
9 | Что делает диспетчер? | ||
10 | Что делает начальник станции? | ||
11 | Какие профессии железной дороги ты еще знаешь? | ||
12 | Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему? | железнодорожник | другая профессия |
Сведения о практической апробации программы:
Программа была апробирована на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 118» г. Бикина.
Срок апробации - 1 год (2017-2018 уч. год).
Количество участников – 24 человека. Возраст - 5 - 7 лет.
В 2018-2019 году продолжится работа с детьми по данной программе.
Заключение
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».
Достижениями в данной работе можно считать:
- уважение ребенка к труду взрослого человека и материальным ценностям, как результату такого труда;
- сознание детьми важности каждого человека в получении конечного совместного результата;
- чувство сопричастности с окружающим миром, желание созидать для других;
- гордость за достижение своих родителей, желание быть похожими на них;
- стремление продолжать дело своих родителей, как основа зарождения (или продолжения) профессиональных династий.
- создание детско-родительского сообщества.
Дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем, возможно, сделать профессиональный выбор в пользу профессий железной дороги.
Литература
- Арон К., Сахарнов С., Едем, плаваем, летаем. М., Издательство
«Детская литература», М., 1993
- Большая энциклопедия дошкольника. – М., Издательство «Махаон», 2002
- Бирюков В.Е. Жизнь особого назначения. - М. Вече, 2004
- Маршак С.В поезде. //Дошкольное воспитание. № 11 2007 г.)
- Некрасова Н.Жизнь моя - железная дорога.//Читаем, учимся, играем.2002.№.7
- Нефедова К. Транспорт. Какой он? - М., «Гном и Д» 2006
- НуждинаТ.Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду мир вещей и машин.-Ярославль.»Академия развития», «Академия и К», 1998 8. Павловский И. Проблемы и перспективы развития транспорта. – М.,
Транспорт, 1980
9. Соболева А.Загадки-смекалки. – М., Издательство «Гном и Д», 2000 10. Троицкий Л.Ф. Горжусь профессией путейца. -М.: Транспорт, 1985.200с.
- Филиппова М.Железные дороги, М., Транспорт, 1981
- Хакурате А, Ершова В., Самовар в упряжке ходит. //Читаем, учимся, играем. 2002, № 7
- Царенко А. Поезд отправляется в путь.-М., Транспорт. 1987
- Чарноцкая Л.П. Железная дорога от А до Я.- М., «Транспорт», 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ: «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Презентация по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией спасателя МЧС. "Есть такая профессия - людей спасать".
Цель: Закрепление знаний детей о профессии спасателя. Задачи: Продолжать знакомить, расширять и уточнять знания детей о профессии спасатель, о содержании работы сотрудников МЧС;знакоми...
Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Все работы хороши!» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б.
Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых "Все работы хороши" в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петро...
Ранняя профориентация детей. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией архитектора.
Ранняя профориентация детей...
Сборник дидактических материалов «Мир музыкальных профессий» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями, связанными с искусством
Ранняя профессиональная подготовка ребенка старшего дошкольного возраста понимается нами как создание условий, способствую...
«Соловушка» Рабочая парциальная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с птицами
Пояснительная запискаРабочая парциальная программа «Соловушка» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с птицами разработана в соответствии с требованиями федерального государс...