Развитие эмоциональности пения у дошкольников
материал (старшая группа)
Описание опыта работы по развитию эмоциональности пения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnosti_peniya_u_doshkolnikov.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Нам всем известно, что вокально-хоровая работа включает: работу над певческим дыханием, артикуляцией и дикцией, звукообразованием и динамикой, ритмом и темпом, расширением диапазона, над интонацией и выразительностью. Очень часто работая над технической задачей, педагог забывает для чего все это делается. Ведь техника – это всего лишь средство для выражения образа. А получается, что и распелись, и артикуляционные и дыхательные упражнения сделали, а песни звучат однообразно и без души. Мое убеждение, что в работе с дошкольниками самое главное – это донести содержание произведения, чтобы детям понравилось петь, чтобы пение стало их внутренней потребностью. И не нужны будут бесконечные повторения и закрепления - пережитое оставит след в осознании и душе ребенка, и в памяти, ибо «запомнить в музыке можно только то, что эмоционально, понятно, и прочувствовано» (Д.Б. Кабалевский). Выразительность в пении – это эмоциональная отзывчивость на исполняемое произведение, способность голоса выражать музыкальные мысли, ярко и экспрессивно передавать художественный образ. При всей важности музыкальной составляющей песни выразительность исполнения во многом зависит от того, как донесено слушателю слово, поэтому я считаю, что работу над выразительностью в пении необходимо вести по двум направлениям:
- Развитие вокальных данных
- Развитие интонационной выразительности речи
Думаю, что все вы замечали, что в большинстве не поют те дети, у которых наблюдается низкая культура речи (нечеткая вялая артикуляция, имеются дефекты произношения; речь монотонная, лишенная интонационной выразительности; или отмечается форсированная, крикливая манера разговора; низкий отрывистый грубый голос). Опыт показывает, что почти все «непоющие» дети могут научиться петь. Исключение составляют отдельные дети, имеющие заболевания голосового аппарата, органов дыхания и слуха. Рассмотрим некоторые методы работы над интонационной выразительностью речи:
Чтение стихотворений с разными интонациями, например:
«Таня сердится на мячик:
- Перестань меня дурачить!
Снова вырвался из рук!
Разве ты хороший друг?» (сердито, с обидой)
Произнесение фразы с разными логическими ударениями (поочередно на каждом слове):
«Я дарю тебе этот цветок».
Последующая беседа с детьми о том, как меняется смысл фразы.
Мелодекламация (выразительное чтение на фоне музыки, подстройка под ее эмоциональное содержание)
Ритмодекламация
В виде ритмодекламации мы учим с детьми тексты песен (текст в музыкальном ритме песни), но есть еще один самостоятельный вид – ритмодекламация с движениями.
Здесь ставится много задач, это своего рода логоритмический номер, который усилен изобразительными движениями, жестами, мимикой и песенными элементами. Причем в музыкальном сопровождении достаточно сложная ритмическая импровизационная основа.
"Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это будет синтез актёрства и пластики, пения и танца, всё это есть самовыражение, саморазвитие и только в гармонии искусств возможен рост души, надо только умно и тонко помочь понять, рассудить и воплотить задуманную фантазию ребёнка, а он пусть сам реализует её по своему убеждению", - писал Д.Б. Кабалевский.
Начиная с младшей группы в пение включаются движения:
Имитационные - «кап-кап-кап-кап», ветерок, жест «ай-яй-яй» и т.д. Это выполняет несколько функций: дает возможность поучаствовать неговорящим (непоющим) детям, а также помогает лучшему осмыслению текста.
Вернемся к разговору об эмоциональной выразительности в пении. Казалось бы все очевидно, мы все понимаем, знаем, что нужно учить петь выразительно, но КАК? В основе нашей работы должен быть художественный образ песни.
Многие педагоги используют в своей практике эмоционально-образный метод обучения пению, который основывается на ассоциативно – образном мышлении детей. По мнению Далецкого О.В., общий для всех — «эмоционально-образный метод на уровне подсознания дает целостную установку на саморегуляцию голоса…» Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю.
Образно — эмоциональные способы описания певческого процесса по праву занимают прочное место в вокальной терминологии. Морозов В.П. назвал этот метод «методом «как будто».
В детской вокально-хоровой педагогике эмоционально-образные методы обучения (в частности, метод «как будто»), незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей. Главное – чтобы педагог точно знал, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, ассоциации, то есть доступные для детей методы «как будто». Полезно использовать различные движения, жесты,
мимику, соответствующие характеру и образу произведения, иногда просто движения руками – как помощь в работе над штрихом (легато), интонацией, образом. Звук меняется – как по волшебству. Например, чтобы настроиться на плавное звучание песни «Серый дождик» во вступлении мы рисовали осеннюю картину. Рука изображала большую кисточку, движения должны были быть плавными, правая и левая рука менялись со сменой фразы.
Что дает такая форма работы?
- Развитие памяти, вовлеченность в целостную драматургию песни.
- Возможность примерить на себя разные образы, поиграть
- Творческая атмосфера
- Взаимозаменяемость
- Возможность слабым детям, с плохой памятью подтянуться за остальными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме
Для многих воспитанников детских домов характерны неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...
Тематичекий вечер для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"
Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...
Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи
Содержание:Введение.1. Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...
Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)
Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...