Развитие эмоционального лексикона у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_publikatsii.docx93.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального лексикона у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР как средство формирования эмоциональной компетентности

Михеева Снежана Викторовна

Учитель-логопед

МБДОУ № 19 «Золотая рыбка»

Новосибирская область г. Искитим

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение лексических средств языка. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению различных коммуникативных задач.

Эмоциональная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения человека к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.

Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в начале 80-х годов XX века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. В них овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника. Подчеркивается важность усвоения этой лексики в единстве с нравственным развитием ребенка, интенсивным накоплением опыта нравственного поведения детей, совершенствованием их социальных контактов с окружающими. Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская неоднократно исследовали проблему особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию. В их исследованиях выявлено количественное и качественное своеобразие словарного запаса детей с речевыми расстройствами. Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина предложили основные направления формирования словаря у детей с нарушениями речи, разработали методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей.

Если говорить об общем состоянии ситуации в настоящем времени, то можно сказать, что дети с общим недоразвитием речи пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими  выборочно и фрагментарно, дошкольники с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, так и эмоциональные состояния героев литературных, музыкальных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно пользоваться не только мимическими, пантомимическими и даже жестовыми средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально с помощью речи адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.

Таким образом, значимость развития эмоционального словаря как средства формирования эмоциональной компетентности в рамках организованной коррекционно-воспитательной деятельности актуальна.

Введение ФГОС ДО открыло передо мной новые, неизведанные методические компоненты реализации программы любого дошкольного учреждения. Они не загоняют меня в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает образовательный процесс более творческим и интересным. Работа по развитию эмоционального лексикона мною успешно велась несколько лет в городе Новосибирске в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № 393 «Росток». Но в силу семейных обстоятельств я переехала в город Искитим и здесь я решила продолжить работу в данном направлении. Проведенное мною анкетирование родителей и детей по эмоциональному развитию в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении № 19 детском саду «Золотая рыбка» показало, что переживаемые детьми эмоции недостаточно четко оречевляются и понимаются ими.

Таким образом, значимость овладения эмоциональной лексикой в жизнедеятельности ребёнка опять становится главной в моей коррекционной деятельности и продолжает выражается в следующем:

1. Обязательное использование вербальных обозначений эмоций: это необходимо для осознания ребенком своих собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, для адекватной коммуникации с ними; использование эмоционально-оценочной лексики что служит средством оречевления эмоций;

2. Развитие эмоциональной лексики как важного условия личностного и эмоционального развития, нравственного воспитания. Знание о нормах и правилах морали, отражающихся в слове, рассматривается как один из приоритетов в оценке уровня морального развития каждого ребенка;

3. Задачи обучения детей регуляции эмоций, развития их чувственной сферы могут быть решены лишь при условии наличия у воспитанников необходимых знаний;

4. Эмоционально-волевая готовность, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребёнка с нарушенной речью к школьному обучению, не может быть сформирована на достаточном уровне без владения ребёнком эмоциональной лексикой родного языка.

Целью моей разработанной системы, как приоритетного направления стало:

Развитие эмоционального лексикона у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности в рамках специально организованной коррекционно-воспитательной деятельности по развитию словаря.

Из поставленной цели мною были выделены задачи:

  • Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об эмоциях;
  • Развивать вербальные и невербальные средства общения;
  • Формировать возможность использовать эмоциональные знания и умения в процессе организованной коррекционно-воспитательной деятельности;
  • Создать условия для развития словаря и способности словесно выражать свои собственные чувства и чувства других людей.

В основе разработанной мной системы над развитием эмоциональной лексики лежит системно-деятельностный подход в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. Эмоциональная лексика формируется в контексте развития эмоциональной сферы, психических процессов и речемыслительной деятельности детей.

В моей системе предусматривается уточнение эмоциональных состояний, понимание их детьми, расширение объема пассивного и активного словаря, развитие невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики) в плане их декодирования и кодирования (восприятия и воспроизведения), развитие интонационной стороны речи, развитие эмоционального пласта лексики, формирование операций анализа и синтеза, классификации, обобщения, умения строить умозаключения, давать доказательства.

Система логопедической работы по развития эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на мой взгляд должна состоять из трех этапов, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Первый этап –  анкетирование детей и их родителей, опрос педагогов, работающих с детьми, то есть сбор информации об общем эмоциональном состоянии ребенка и понимании им своего состояния и состояния окружающих.

Второй этап – подготовительный.

Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики и использовании языковых средств выражения эмоций (см. приложение 1, 2). Он включает в себя:

  1. Изучениеᶦ и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
  2. Развитие паралингвистических средств общения.

Для проведения данного этапа было выбрано пять наиболее ярких эмоциональных состояний – радость, грусть, испуг, удивлениеᶦ, злость, которые понятны детям старшего дошкольного возраста. В итоге на втором этапе необходимо:

  • научить детей распознавать эмоциональные состояния злости, грусти, испуга, радости и удивления, через беседы, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы;
  • развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов, игры «Угадай кто веселее», «Озорные обезьянки», «Облака», «Наседка и цыплята» и психогимнастические упражнения (этюды) с элементами театрализованной деятельности «Новая кукла», «Баба Яга», «Фокус», «Золушка». Для организации данной работы была сделана выборка игр и упражнений, а также разработаны комплексы гимнастики для развития мимической мускулатуры (см. приложение 3).

Третий этап – основной.

Цель данного этапа - формирование эмоциональной лексики с помощью оречевления.

Из поставленной цели были выделены задачи данного этапа:

  • формировать лексику, называющую чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
  • формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;
  • формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.

Данные задачи могут решаться в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

В целях повышения продуктивности усвоения вербального материала на занятиях также используется наглядный материал: картинки, фотографии, пиктограммы, цветообозначения и изменение насыщенности цвета.

На занятиях используются игры и упражнения: «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше придумает слов», «Слова-приятели», «Истории в картинках», «Составь предложения», «Прочитай письмо», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Карлики и великаны», «Про кого (что) можно сказать», «Похожие слова», «Собери рассказ» и др. В ходе занятий можно вводить задания, основанные на анализе деформированных предложений (см. приложение 4, 5). Эти задания будут способствовать усвоению и практическому закреплению сведений о связном предложении, употреблению эмоциональной лексики в предложениях. Занятия, направленные на развитие эмоциональной лексики, проводятся в соответствии с запланированным учителем-логопедом тематическим занятием.

Таким образом, развитие эмоциональной лексики требует систематической и поэтапной работы, которая включает в себя основной ведущий вид деятельности – игру. В рамках распространения педагогического опыта планируется выступление по данному вопросу на ближайшем городском методическом объединении логопедов.

Список использованной литературы

  1. Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. [Текст] Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1960.
  2. Вайгла Э.А. Эмоциональная лексика современного русского языка и проблемы её перевода [Текст] // Э.А. Вайгла/ МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. 1978.
  3. Дель С.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] /С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в дет. саду.
  4. Иванова С.В. Повышениеᶦ роли эмоционального воздействия в логопедической работе [Текст] / С.В. Иванова //Логопед. — 2004. — № 4. — С. 57—64.
  5. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст]/ И.Ю. Кондратенко // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 56—69.
  6. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: МГУ, 1971.
  7. Ставцева Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста : [Текст] Москва, 2002.
  8. Тверская О.Н. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]/ О.Н. Тверская, Ж.В. Зигангирова // Логопед. — 2011. — № 1. — С. 35—48.

Янченко И.В. Нарушения эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как причина затруднений речевого общения [Текст]/ И.В. Янченко, В.А. Моисеенко // Логопедия сегодня. — 2012. — № 1. — С. 43—44.

Приложение 1

Языковые средства выражения эмоций

Лексический уровень:

  1. Слова, называющие эмоции,
  2. Эмоционально окрашенная лексика,
  3. Фразеологические единицы.                

Морфологический уровень:

  1. Суффиксальные модели эмоциональной окраски,
  2. Степени сравнения прилагательных и наречий, содержащих эмоциональную оценку различной степени интенсивности,
  3. Частицы,
  4. Междометия.

Синтаксический уровень:

  1. Эмотивные предложения,
  2. Вводные слова и словосочетания,
  3. Предложения, описывающие различного рода эмоциональные переживания,
  4. Предложения с обозначение совместного действия,
  5. Фигуры речи (сравнения, метафоры, эпитеты и т. д.)

Приложение 2

  1. Пантомимический этюд. Изобрази сказочного геоя с помощью

жестов

Приложение 3

Лексическая тема «Посуда, пища»

  1. Развитие мелкой моторики, способствующей развитию жестов.

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже

Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали.

  1. Мимические упражнения.

Выразить мимикой своё огорчение – разбил чашку, радость – купили новую посуду, неудовольствие – много грязной посуды.

  1. Пластический этюд, способствующий развитию пантомимических движений.

Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Разделю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку,

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье –

Вылеплю я сто пельменей.

                                         И. Лопухина.

Приложение 4

Лексическая тема «Спортивные развлечения»

Прочти стихотворение с различными эмоциями.

Футбол

Сказала тетя:

-- Фи, футбол!

Сказала мама:

--Фу, футбол!

Сестра сказала:

-- Ну, футбол!

А я ответил:

-- Во, футбол!

Г. Сапгир

Приложение 5

Лексическая тема «Дикие животные наших лесов»

После прочтения рассказа, сказки прошу ребенка изобразить какое-либо животное и рассказать, что ощущает этот зверек:

  • Зайчика, притаившегося под кустом;
  • Лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом;
  • Голодного волка;
  • Спящего медведя;
  • Белочку, нашедшую свою кладовую и т. д.

Игра «Скажи наоборот»

Веселый –грустный, бодрый –усталый, спокойный–взволнованный, смелый – трусливый, медленный – быстрый, ясная – мрачная, злой – добрый и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Основные цели и задачи формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР и способы их реализации в процессе логопедической работы....

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи:1....

Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».

Исследование эффективности применения методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» в группе компенсирующей напра...

Формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии

Аннотация. Статья рассматривает проблему задержки психического развития у детей и необходимость специальной поддержки и внимания со стороны специалистов дошкольного образования. В частности, она ...