Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме
рабочая программа на тему
Для многих воспитанников детских домов характерны неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей, воспитывающихся в условиях детского дома, максимально возможное устранение искажений в социально-эмоциональном развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития эмоционально-личностной сферы детей, воспитывающихся в детском доме
Васильева Татьяна Николаевна, педагог-психолог
Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития воспитанников детских домов показали, что многих из них отличают от их ровесников из обычных школ и дошкольных учреждений неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Специфические особенности интеллектуальной и потребностно-мотивационных сфер ребенка, воспитывающегося вне семьи, а также его поведение могут быть расценены не просто как отставание в развитии, а как качественно иной характер. Он состоит в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности поведения с конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних механизмов опосредования. Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих - неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.
Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы показывает, что большинство из них используют элементы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики.
Представленная программа составлена на основании анализа подходов к развитию и коррекции личности детей, воспитывающихся в детском доме [1], а также 5-ти летнего опыта работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цели программы: развитие эмоционально-волевой, личностной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, максимально возможное устранение искажений в социально-эмоциональном развитии детей.
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
- психогимнастика;
- рисование (тематическое и свободное);
- подвижные игры;
- имитационные и ролевые игры;
- беседы и проблемные ситуации;
-техники и приемы саморегуляции.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов: учителей, воспитателей и помощников воспитателя, т. е., всех тех взрослых, кто оказывает ежедневное и ежечасное влияние на жизнь ребенка в детском доме.
В соответствии с этим программа реализуется в трех направлениях:
- Педагог-психолог – педагоги группы
- Педагог-психолог – врачи (педиатр, невролог, психиатр)
- Педагог-психолог – дети
Первое направление (психолог - педагоги).
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании информационной и психологической помощи педагогам. Задачи, которые решаются при этом:
- Ориентация педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития обычных детей и детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми, навыкам конструктивного взаимодействия.
- Помощь в создании условий, способствующих повышению психологического комфорта в группе.
Формы работы педагога-психолога с педагогами: групповые и индивидуальные консультации, мини-лекции, семинары-практикумы, мастер-классы, участие в методических объединениях педагогов, воспитателей, тренинговые группы.
Второе направление (психолог - врачи)
Современная концепция реабилитации детей предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры возможных отклонений в развитии и установление медицинского диагноза и функционального диагноза, включающего оценку нарушенных и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения. У многих детей, воспитывающихся в условиях детского дома, рано возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера, пониженный фон настроения, тревожность, что ослабляет нервную систему ребенка и создает благоприятные условия для развития различных невротических состояний (заикания, энуреза, страхов, насильственных движений (тиков) и т.п.). Поэтому так важна своевременная консультация врачей и вовремя проводимая медикаментозная терапия, направленная на стимуляцию развития и улучшение компенсаторных возможностей мозга, лечение остаточных проявлений органического поражения ЦНС. Педагог-психолог по итогам первичной диагностики вновь поступившего ребенка составляет заключение и разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. Законный представитель ребенка (директор детского дома) информируется о необходимости дополнительной консультации ребенка у врача-невролога или психиатра.
Третье направление (психолог - дети)
Содержание работы в данном направлении заключается в проведении групповых (подгрупповых занятий) с детьми 1-2 раза в неделю, продолжительностью 20-40 минут, всего 20-30 занятий. Пример содержания программы коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-6 лет отражен в Приложении.
Задачи программы:
- Формирование чувства принадлежности к группе, защищенности (в период адаптации), снижение психоэмоционального напряжения
- Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим
- Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе
- Развитие навыков социального поведения, самостоятельности
- Развитие способности к эмпатии, сопереживанию
- Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками, формирование позитивного отношения к сверстникам
- Формирование способности к эмоциональной саморегуляции
Программа реализуется в три этапа:
- Диагностический этап (сентябрь)
- Коррекционно-развивающий этап работы (октябрь-апрель)
- Этап контроля эффективности использования программы (май)
На диагностическом этапе выявляются особенности познавательной, личностной и коммуникативной сферы детей, особенности взаимодействия детей и педагогов на основании анализа результатов наблюдения, бесед и анкетирования педагогов, экспериментальных методик. С помощью тех же методик отслеживается эффективность использования программы на контрольном этапе.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с группой детей из 6-10 человек. Группы формируются по возрасту: дети 5-6 лет, дети 6-7 лет, дети 7-8 лет. Каждое занятие состоит из трех основных частей: 1-вводная часть (приветствие, орг.момент), 2- основная часть, 3- подведение итогов, прощание с группой.
Литература
- Дети – сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998
- Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
- Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. Буянова М.И. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа коррекционно - развивающих занятий с детьми
(5 – 6 лет)
№ | Раздел | Количество занятий | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | «Какой «Я»? | 5 | 1.1. Знакомство | - формирование эмоционально-положительного отношения к занятиям, чувства принадлежности к группе - осознание своих особенностей и способностей - развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу | - упражнения, игры, направленные на осознание и позитивное восприятие образа «Я» - пальчиковая гимнастика - рисование (автопортрет), беседа по рисункам - релаксационные упражнения (использование «сухого бассейна») | Бумага Карандаши Краски Клубочек ниток Кукла Музыка |
1.2. Кто такой «Я» (автопортрет) | ||||||
1.3. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки, ноги) | ||||||
1.4. Кто такой «Я» (автопортрет) | ||||||
1.5. Я сам (ощущение собственной значимости) | ||||||
2 | «Язык общения» | 3 | 2.1. «Пойми меня» | - формирование представлений о различных средствах общения - знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой, | - изображение различных объектов и явлений природы - пальчиковые игры - релаксационные упражнения | Бумага Краски Маски разных животных Кукла |
2.2. «Секрет волшебных слов» | ||||||
2.3 «Как мы понимаем друг друга» | ||||||
3 | «Наше настроение» | 5 | 3.1.«Наше лицо» | - знакомство с эмоциями человека, развитие внимания к эмоциональным состояниям - формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей -осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения | - Работа с фото и картинками, отражающими различные эмоциональные состояния (радость, грусть, злость) - рисование, лепка эмоций, их изображение - этюды на отражение различных эмоциональных состояний - релаксационные упражнения | Фотографии и рисунки, отражающие различные эмоциональные состояния Бумага Карандаши Краски Пластилин |
3.2. «Азбука эмоций» | ||||||
3.3. «Азбука эмоций» | ||||||
3.4. «Азбука эмоций» | ||||||
3.5. «Наше настроение» | ||||||
4 | «Волшебные линии и краски» | 3 | 4.1.«Волшебная линия» | - обогащение опыта отреагирования эмоций - снятие психоэмоционального напряжения | - рисование тематическое и свободное - беседа по рисункам - релаксационные игровые упражнения | Бумага Карандаши Краски Линейка |
4.2.«Волшебные краски» | ||||||
4.3. «Портрет» | ||||||
5 | «Я + Ты = МЫ» | 4 | 5.1. «Любимая сказка» | - развитие понимания себя и других, - расширение опыта позитивного взаимодействия - формирование внимательного, доброжелательного отношения друг к другу | - элементы сказкотерапии - игры, направленные на развитие сотрудничества - упражнения и игры, направленные на отражение различных проблемных ситуаций - релаксационные игровые упражнения | Мяч Бумага краски карандаши |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие мелкой моторики у детей воспитывающихся в детском доме
развитие мелкой моторики у детей воспитывающихся в детском доме...
Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.
Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...
Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»
Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...
Сообщение из практики работы «Влияние театрализованной деятельности на развитие эмоционально- чувственной сферы дошкольников» педагога МБДОУ детский сад №61 Шудровой Л.А., музыкального руководителя МБДОУ детский сад №61 Пугачевой Т.А.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок…»...
Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...
Программа по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников
Представлена программа по развитию эмоционально-личностной сферы для детей среднего и старшего возраста....
Комментарии
Статья интересная спасибо!
Статья интересная спасибо!