Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме
рабочая программа на тему

Для многих  воспитанников детских домов характерны неразвитость произ­вольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрес­сивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей, воспитывающихся в условиях детского дома, максимально возможное устранение искажений в социально-эмоциональном развитии детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития эмоционально-личностной сферы детей, воспитывающихся в детском доме

Васильева Татьяна Николаевна,  педагог-психолог

Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития воспитанников детских домов показали, что многих из них отличают от их ровесников из обычных школ и дошкольных учреждений неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Специфические особенности интеллектуальной и потребностно-мотивационных сфер ребенка, воспитывающегося вне семьи, а также его поведение могут быть расценены не просто как отставание в развитии, а как качественно иной характер. Он состоит в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности поведения с конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних механизмов опосредования. Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих - неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.

Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы показывает, что большинство из них используют элементы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики.

Представленная программа составлена на основании анализа подходов к развитию и коррекции личности детей, воспитывающихся в детском доме [1], а также 5-ти летнего опыта работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Цели программы: развитие эмоционально-волевой, личностной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, максимально возможное устранение искажений в социально-эмоциональном развитии детей.

При реализации  программы  используются следующие методы и приемы:

- психогимнастика;

- рисование (тематическое и свободное);

- подвижные игры;

- имитационные и ролевые игры;

- беседы и проблемные ситуации;

-техники и приемы саморегуляции.

Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов: учителей, воспитателей и помощников воспитателя, т. е., всех тех взрослых, кто оказывает ежедневное и ежечасное влияние на жизнь ребенка в детском доме.

В соответствии с этим программа реализуется в трех направлениях:

  1. Педагог-психолог – педагоги группы
  2. Педагог-психолог – врачи (педиатр, невролог, психиатр)
  3. Педагог-психолог – дети

Первое направление (психолог - педагоги).

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании информационной и психологической помощи педагогам. Задачи, которые решаются при этом:

  • Ориентация педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития обычных детей и детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми, навыкам конструктивного взаимодействия.
  • Помощь в создании условий, способствующих повышению психологического комфорта в группе.

Формы работы педагога-психолога с педагогами: групповые и индивидуальные консультации, мини-лекции, семинары-практикумы, мастер-классы, участие в методических объединениях педагогов, воспитателей, тренинговые группы.

Второе направление (психолог - врачи)

Современная концепция реабилитации детей предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры возможных отклонений в развитии и установление медицинского диагноза и функционального диагноза, включающего оценку нарушенных и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения. У многих детей, воспитывающихся в условиях детского дома, рано возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера, пониженный фон настроения, тревожность, что ослабляет нервную систему ребенка и создает благоприятные условия для развития различных невротических состояний (заикания, энуреза, страхов, насильственных движений (тиков) и т.п.). Поэтому  так важна своевременная консультация врачей и вовремя проводимая медикаментозная терапия, направленная на стимуляцию развития и улучшение компенсаторных возможностей мозга, лечение остаточных проявлений органического поражения ЦНС. Педагог-психолог по итогам первичной диагностики вновь поступившего ребенка составляет заключение и разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. Законный представитель ребенка (директор детского дома) информируется о необходимости дополнительной консультации ребенка у врача-невролога или психиатра.

Третье направление (психолог - дети)

Содержание работы в данном направлении заключается в проведении групповых (подгрупповых занятий) с детьми 1-2 раза в неделю, продолжительностью 20-40 минут, всего 20-30 занятий. Пример содержания программы коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-6 лет отражен в Приложении.

Задачи программы:

  • Формирование чувства принадлежности к группе, защищенности (в период адаптации), снижение психоэмоционального напряжения
  • Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим
  • Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе
  •  Развитие навыков социального поведения, самостоятельности
  • Развитие способности к эмпатии, сопереживанию
  • Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками, формирование позитивного отношения к сверстникам
  • Формирование способности к эмоциональной саморегуляции

Программа реализуется в три этапа:

  1. Диагностический этап (сентябрь)
  2. Коррекционно-развивающий этап работы (октябрь-апрель)
  3. Этап контроля эффективности использования программы (май)

На диагностическом этапе выявляются особенности познавательной,  личностной и коммуникативной сферы детей, особенности взаимодействия детей и педагогов на основании анализа результатов наблюдения, бесед и анкетирования педагогов, экспериментальных методик. С помощью тех же методик отслеживается эффективность использования программы на контрольном этапе.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с группой детей из 6-10 человек. Группы формируются по возрасту: дети 5-6 лет, дети 6-7 лет, дети 7-8 лет. Каждое занятие состоит из трех основных частей: 1-вводная часть (приветствие, орг.момент), 2- основная часть, 3- подведение итогов, прощание с группой.

Литература

  1. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998
  2. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001.
  3.  Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. Буянова М.И. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
  5. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002
  6.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997
  7.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа коррекционно - развивающих занятий  с детьми

(5 – 6  лет)

Раздел

Количество

занятий

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Обеспечение

1

2

3

4

5

6

7

1.

«Какой «Я»?

5

1.1. Знакомство

- формирование эмоционально-положительного отношения к занятиям, чувства принадлежности к группе

- осознание своих особенностей и способностей

 - развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу

- упражнения, игры, направленные на осознание и позитивное восприятие образа «Я»

- пальчиковая гимнастика

- рисование (автопортрет), беседа по рисункам

- релаксационные упражнения (использование «сухого бассейна»)

Бумага

Карандаши

Краски

Клубочек ниток

Кукла

Музыка

1.2. Кто такой «Я» (автопортрет)

1.3. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки, ноги)

1.4. Кто такой «Я» (автопортрет)

1.5.  Я сам (ощущение собственной значимости)

2

«Язык общения»

3

2.1. «Пойми меня»

- формирование представлений о различных средствах общения

- знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой,

- изображение различных объектов и явлений природы

- пальчиковые игры

- релаксационные упражнения

Бумага

Краски

Маски разных животных

Кукла

2.2. «Секрет волшебных слов»

2.3 «Как мы понимаем друг друга»

3

«Наше настроение»

5

3.1.«Наше лицо»

- знакомство с эмоциями человека, развитие внимания к эмоциональным состояниям

- формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей

-осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения

- Работа с фото и картинками, отражающими различные эмоциональные состояния (радость, грусть, злость)

- рисование, лепка эмоций, их  изображение

- этюды на отражение различных эмоциональных состояний

- релаксационные упражнения

Фотографии и рисунки, отражающие различные эмоциональные состояния

Бумага

Карандаши

Краски

Пластилин

3.2. «Азбука эмоций»

3.3. «Азбука эмоций»

3.4. «Азбука эмоций»

3.5. «Наше настроение»

4

«Волшебные линии и  краски»

3

4.1.«Волшебная линия»

- обогащение опыта отреагирования эмоций

- снятие психоэмоционального напряжения

- рисование тематическое и свободное

- беседа по рисункам

- релаксационные игровые упражнения

Бумага

Карандаши

Краски

Линейка

4.2.«Волшебные краски»

4.3. «Портрет»

5

«Я + Ты = МЫ»

4

5.1. «Любимая сказка»

- развитие понимания себя и других,

- расширение опыта позитивного взаимодействия

- формирование внимательного, доброжелательного отношения друг к другу

- элементы сказкотерапии

- игры, направленные на  развитие сотрудничества

- упражнения и игры, направленные на отражение различных проблемных ситуаций

- релаксационные игровые упражнения

Мяч

Бумага краски

карандаши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие мелкой моторики у детей воспитывающихся в детском доме

развитие мелкой моторики у детей воспитывающихся в детском доме...

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.

Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей  работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Программа по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников

Представлена программа  по развитию эмоционально-личностной сферы для детей среднего и старшего возраста....


 

Комментарии

Статья интересная спасибо!