Развитие эмоционального лексикона у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие эмоционального лексикона у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности» (Опыт работы) Подготовил: Михеева Снежана Викторовна Учитель-логопед МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» г. Искитим «

Слайд 2

Эмоциональная лексика Часть лексикона, которая способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению различных коммуникативных задач. Н аиболее адекватное средство выражения личного, субъективного отношения человека к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения личных чувств, эмоциональных переживаний.

Слайд 3

Введение ФГОС ДО открыло перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы любого дошкольного учреждения. Они не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает образовательный процесс более творческим и интересным.

Слайд 4

З начимость овладения эмоциональной лексикой Обязательном использовании вербальных обозначений эмоций необходимых для осознания ребенком своих собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, для адекватной коммуникации с ними; И спользование эмоционально-оценочной лексики служит средством оречевления эмоций; Развитие эмоциональной лексики становится важным условием личностного и эмоционального развития, нравственного воспитания;

Слайд 5

3. В данном процессе происходит о бучение детей умению регулировать свои эмоции, развивается чувственная сфера, это может быть решено лишь при условии наличия у воспитанников необходимых знаний; 4. Эмоционально-волевая готовность, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребёнка с нарушенной речью к школьному обучению не может быть сформирована на достаточном уровне без владения ребёнком эмоциональной лексикой родного языка.

Слайд 6

Лексика Языковые средства выражения эмоций 1. Суффиксальные модели эмоционально-интеллектуальной окраски Грамматика Связная речь 1. Слова, называющие эмоции 2. Эмоционально окрашенная лексика 3. Фразеологические единицы 2. Степени сравнений прилагательных и наречий, содержащие эмоционально-интеллектуальную оценку различной степени интенсивности. 3. Частицы. 4. Междометия. 1. Эмотивные предложения 2. Вводные слова и словосочетания 4. Предложения с обозначением совместного действия 3. Предложения описывающие различного рода эмоционально-интеллектуальные переживания. 5. Фигуры речи (риторический вопрос, риторическое восклицание, риторические повторы, сравнения, метафора, эпитет, антитеза, градация, инверсия и т. д.

Слайд 7

Целью разработанной системы стало: Развить эмоциональный лексикон у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности в рамках специально организованной коррекционно-воспитательной деятельности по развитию словаря. Из поставленной цели были выделены задачи: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об эмоциях; Развитие вербальные и невербальные средства общения; Формирование возможностей использования эмоциональных знаний и умений в процессе организованной коррекционно-воспитательной деятельности; Создание условий для развития словаря и способности словесно выражать свои собственные чувства и чувства других людей.

Слайд 8

В основе системы над развитием эмоциональной лексики лежит системно-деятельностный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В системе предусматривается уточнение эмоциональных состояний, понимание их детьми, расширение объема пассивного и активного словаря, развитие невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики) в плане их декодирования и кодирования (восприятия и воспроизведения), развитие интонационной стороны речи, развитие эмоционального пласта лексики, формирование операций анализа и синтеза, классификации, обобщения, умения строить умозаключения, давать доказательства.

Слайд 9

Первый этап – анкетирование детей и их родителей, опрос педагогов, работающих с детьми, то есть сбор информации об общем состоянии ребенка и понимании ими своего состояния и состояния окружающих.

Слайд 10

Второй этап – подготовительный. Изучение и уточнение эмоциональных состояний доступных возрасту. Развитие паралингвистических средств общения. В итоге на первом этапе необходимо: научить детей распознавать эмоциональные состояния злости, грусти, испуга, радости и удивления, через беседы, используя мимические, пантомимические, жестовые средства и графические приемы; развивать способность понимания свои и чувств других людей с помощью игровых и музыкальных приемов . чувств

Слайд 11

И гры, используемые на данном этапе: «Угадай кто веселее», «Озорные обезьянки», «Облака», «Наседка и цыплята», психогимнастические упражнения (этюды) с элементами театрализованной деятельности: - «Новая кукла», - «Баба Яга», - «Фокус», «Золушка» и т. п. Для организации данной работы была сделана выборка игр и упражнений, а также комплексов гимнастик для развития мимической мускулатуры.

Слайд 12

Третий этап – основной. формирование лексику, называющую чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок; формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем различных морфологических преобразований.

Слайд 13

На занятиях используются игры и упражнения: «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше придумает слов», «Слова-приятели», «Истории в картинках», «Составь предложения», «Прочитай письмо», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Карлики и великаны», «Про кого (что) можно сказать», «Похожие слова», «Собери рассказ» и др. В ходе занятий можно вводить задания, основанные на анализе деформированных предложений. Эти задания будут способствовать усвоению и практическому закреплению сведений о связном предложении, употреблению эмоциональной лексики в предложениях. Таким образом, развитие эмоциональной лексики требует систематической и поэтапной работы, которая включает в себя основной ведущий вид деятельности – игру .

Слайд 14

Проверка собственных ощущений

Слайд 16

Список использованной литературы Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. [Текст] Харьков: Изд-во Харьк . ун-та, 1960. Вайгла Э.А. Эмоциональная лексика современного русского языка и проблемы её перевода [Текст] // Э.А. Вайгла / МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. 1978. Дель С.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] /С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в дет. саду. Иванова С.В. Повышениеᶦ роли эмоционального воздействия в логопедической работе [Текст] / С.В. Иванова //Логопед. — 2004. — № 4. — С. 57—64. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст]/ И.Ю. Кондратенко // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 56—69. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: МГУ, 1971. Ставцева Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста : [Текст] Москва, 2002. Тверская О.Н. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]/ О.Н. Тверская, Ж.В. Зигангирова // Логопед. — 2011. — № 1. — С. 35—48. Янченко И.В. Нарушения эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как причина затруднений речевого общения[Текст]/ И.В. Янченко, В.А. Моисеенко // Логопедия сегодня. — 2012. — № 1. — С. 43—44.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Основные цели и задачи формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР и способы их реализации в процессе логопедической работы....

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи:1....

Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».

Исследование эффективности применения методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» в группе компенсирующей напра...

Формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии

Аннотация. Статья рассматривает проблему задержки психического развития у детей и необходимость специальной поддержки и внимания со стороны специалистов дошкольного образования. В частности, она ...