Актуальность формирования детско-родительской привязанности и конструктивного межличностного взаимодействия
статья
Изучению проблемы взаимодействия как одной из важнейших в педагогике и психологии посвящено много исследований.
Теория привязанности была создана Дж. Боулби, где он раскрывает и объясняет природу отношений ребенка с матерью через понятие привязанности - глубокой и прочной эмоциональной связи ребенка с матерью, дающей маленькому ребенку ощущение защищенности и безопасности. С физиологической точки зрения привязанность выполняет функции самосохранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_formirovaniya_detsko.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность формирования детско-родительской привязанности и конструктивного межличностного взаимодействия
Изучению проблемы взаимодействия как одной из важнейших в педагогике и психологии посвящено много исследований.
Теория привязанности была создана Дж. Боулби, где он раскрывает и объясняет природу отношений ребенка с матерью через понятие привязанности - глубокой и прочной эмоциональной связи ребенка с матерью, дающей маленькому ребенку ощущение защищенности и безопасности. С физиологической точки зрения привязанность выполняет функции самосохранения.
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, закладывает способность дошкольника адекватно социализироваться, приобретать правильные стереотипы поведения. Сформированный в раннем детстве тип привязанности в более старших возрастах сохраняется и имеет тенденцию к последующему распространению на более широкий круг партнеров по общению (воспитателей, учителей, сверстников и т.д.).
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат источником жизненных сил для каждого взрослого человека. Для ребёнка – привязанность является жизненной необходимостью и основой полноценного психического развития.
В последние годы, благодаря многочисленным исследованиям, подтверждающим основные положения теории привязанности на практике, делают привлекательным данное направление для большого количества специалистов – практиков и родителей. Специалистов помимо результатов исследований, часто интересуют методы коррекции нарушений привязанности у детей и взрослых. Родителей же привлекают способы профилактики и технологии воспитания на основе данной теории. В данном случае огромную роль играют именно родители.
Автор теории привязанности Гордон Ньюфелд призывает взрослых установить с детьми прочную эмоциональную связь. Это важно не только для более лёгкого воспитания, но и для создания по-настоящему крепких детско-родительских отношений.
Перечислим несколько конкретных рекомендаций Гордона Ньюфелда:
- Общайтесь благожелательно. Не следует уделять ребёнку внимание только лишь с целью запретить, раскритиковать и одёрнуть его. Самое главное для родителей – не руководить детским поведением, а создать тёплые отношения. Особое внимание нужно уделять восстановлению контакта после разлуки (детский сад, ваша работа, ссора). Большое значение в этом имеют приветствия, включающие взгляды, мимику и поглаживание по плечу.
- Проявляйте искренний интерес к ребёнку. Очень важно показать, что он вам необходим, вы ему рады и любите его таким, какой он есть. Это можно сделать как с помощью объятий, так и через совместные занятия, игры, общение на интересующие ребёнка темы. Самое главное – показать искреннюю заинтересованность.
- Поощряйте зависимость. Да, именно так. Гордон Ньюфелд выступает категорически против преждевременного обучения ребёнка независимости. По мнению автора:
- если ребёнок выступает против зависимости от родителей, значит, он пытается избавиться от привязанности к ним;
- детскую самостоятельность нельзя ускорить, она придёт в подходящее время;
- стремление к независимости возникает у ребёнка тогда, когда его потребность в зависимости целиком удовлетворена;
- если ребёнок не зависит от родителей, он удовлетворит свою привязанность на стороне.
Поощрять зависимость у детей можно через знакомство с окружающим миром, обучение новым навыкам, заботу и помощь.
- Откажитесь от разделяющей дисциплины. Автор выступает против новомодного увлечения родителей дисциплинарными методами, которые устанавливают границу между ребёнком и родителей. Тайм-аут, стояние в углу, угрозы отдать малыша Бабайке, Бабе-Яге, игнорирование – лишь некоторые примеры неконструктивных воспитательных приёмов, которые только мешают привязанности.
Таким образом, для взрослых чрезвычайно важно обеспечить условия для развития психологической привязанности у маленького ребёнка, иначе есть вероятность утраты родительского авторитета в дальнейшем и настройка на подростковую среду, которая не всегда оказывает положительное влияние на детей.
Даже если у детей слабый уровень привязанности к родителям, и они предпочитают ориентироваться на сверстников, эту ситуацию можно исправить. Обычно эта проблема появляется, когда ребёнок достигает подросткового возраста.
Безусловно, чем раньше родители начнут восстанавливать психологическую связь, тем выше вероятность положительного результата. Так существует несколько конкретных шагов:
- перевод общения на себя с помощью общесемейных выходных, пикников и путешествий. Таким способом создается пробел в близости ребёнка к сверстникам, заполнив пустоту родителями;
- общение с ребёнком должно строится в доверительной обстановке, наедине, подобный формат разговора поможет ему раскрыться, поспособствует развитию искренних отношений.
Но в этом случае, не стоит забывать, что цель – не изоляция ребёнка от сверстников, а восстановление психологической связи. В противном случае возможны протестные настроения и бунт.
В дошкольном возрасте часто значимым взрослым может стать учитель. Поэтому каждый педагог должен помнить, что работа с ребенком строится на основе личностно-ориентированного подхода к взаимодействию родителей и ребенка. Одним из ведущих принципов этого подхода является принятие родителей личности ребенка, понимание его индивидуальных особенностей.
Принципами работы педагога являются: 1) индивидуальный подход к каждой семье; 2) своевременное информирование всех заинтересованных сторон; 3) варианты введения ребенка в детский коллектив; 4) рекомендации для всех родителей.
Необходимо стремиться к оптимальному общению с детьми и помнить: главный пример воспитания – пример взрослого.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: ИЦ «Академия». 2002. – 416с.
- Борисова, А.Е. Взаимосвязь привязанности женщины к матери и ее отношения к своему ребенку. Автореф .дисс. канд.псих.наук. – М.: 2011. – С. 187.
- Васильева, Е.Н. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. – №1. – С. 13-26.
- Морогин, В.Г. Анализ взаимоотношений родителей и детей с нарушениями речи / В.Г. Морогин // межвузовский сб. науч.трудов. Вып. 1. Томск: Томский ЦНТИ, 2011. – С. 176-179.
- Симоненко, И.А. Привязанность и её влияние на здоровье, и развитие ребенка / И.А. Симоненко. – ГБОУ ВПО КГМУ, 2014 – С.10-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский клуб «Развитие» как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в целях развития потенциальных возможностей ребенка.
В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по организации работы детско-родительского клуба «Развитие», в основе которой лежит совместная детско-родительская...
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД "КРИЗИСА 3 ЛЕТ"
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД "КРИЗИСА 3 ЛЕТ" К трем годам мы наблюдаем у детей резкое изменение в поведении, ...
"Детско-родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей "
Презентация. Опыт работы в детско-родительском клубе "От сказки к сказке"....
Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников
: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...
"Детско-родительские мероприятия, как совместная деятельность во взаимодействии с родителями"
У педагогов и родителей единые цели и задачи сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализов...
"Детско-родительские мероприятия, как совместная деятельность во взаимодействии с родителями"
Представление опыта работы на заседании городского методического объединения воспитателей подготовительных групп по теме "Организация совместной деятельности в системе "Педагог - ребенок - с...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...