"Детско-родительские мероприятия, как совместная деятельность во взаимодействии с родителями"
материал (подготовительная группа)
Представление опыта работы на заседании городского методического объединения воспитателей подготовительных групп по теме "Организация совместной деятельности в системе "Педагог - ребенок - семья" как условие реализации ФГОС"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение воспитателей подготовительных к школе групп
Из опыта работы:
«Детско-родительские мероприятия, как совместная деятельность во взаимодействии с родителями»
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории
Пескова Ирина Леонидовна
У педагогов и родителей единые цели и задачи сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по новому определяют работу ДОУ с семьёй: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства, как одной из составляющих успешной социализации ребёнка.
Задачи социального партнёрства педагогов нашего ДОУ с родителями, это:
- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе ДОУ, посредством использования новых активных форм взаимодействия;
- повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога в глазах родителей;
- реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через приобщение родителей к педагогическому процессу, расширения сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, пребывание родителей во время образовательного процесса в удобное для них время, создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей. Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования: доступность, востребованность, интерактивность.
В нашей группе сложились разнообразные формы сотрудничества с семьёй, как традиционные, такие как родительские собрания, консультации, анкетирование, семинары, совместные праздники, оформление информационных стендов, так и нетрадиционные: соревнования, конкурсы, выставки, проекты, игры-квесты и пр. Большое внимание мы уделяем совместным детско-родительским формам работы, которые составляют направление – совместная деятельность всех участников образовательного процесса.
Одним из таких мероприятий являются совместные праздники, которые создают эмоциональный комфорт и детей и родителей, помогают объединиться и установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, родителями и детьми. Традиционными стали вечера творческих групп родителей и старших дошкольников по подготовке к праздникам с целью обновления костюмов детей и взрослых, их примерки, подготовка атрибутики, обсуждение хода сценария праздника, образа ролей и т.п. Основные праздники с участием родителей это «День матери», «День Защитника Отечества», новогодние праздники, праздники посвящённые 8 марта. Отдельного внимания заслуживают спортивные мероприятия - спортивные праздники и физкультурные досуги, в которых принимают активное участие родители наших воспитанников. Самыми интересными и запоминающимися стали спортивные праздники «Семейные старты», «В поход за здоровьем», «Богатырская сила»; развлечения «Уроки Мойдодыра», «Приключения Враки-Забияки».
Конкурсы – одна из самых интересных, творческих, и результативных форм взаимодействия. Ни что так не объединяет детей и взрослых, как общее увлечение, общее дело. Мы стараемся разнообразить конкурсы проводимые в ДОУ, а опытом лучших поделиться с другими. Тематика самых продуктивных из них: Конкурс на лучшее сочинение «Как я провёл лето»; конкурс «Мы туристы» и др.), конкурс поделок из природного материала «Творим вместе», конкурс «Театр своими руками», конкурс сказок, сочиненных детьми и родителями, на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза», на лучшее оформление группы к новогоднему празднику, конкурс «Здоровье – это здорово», конкурс творческих работ «Генеалогическое древо моей семьи» и т.д.
Аналогичные цели и у другой формы взаимодействия – соревнования. Спортивные соревнования – активный и весёлый метод организации детей и родителей. Особенно часто устраиваются совместные с родителями соревнования в летний период: «Все на старт!», «Быстрее, сильнее». Родители и воспитанники нашей группы – активные участники групповых соревнований «Папа-мама, я спортивная семья».
Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогами, выполняют задания, отвечают на вопросы. Посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для родителей и детей, так и для педагогов. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своём ребёнке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение. Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнаёт, как общаются родители со своим ребёнком, насколько умело помогают ему в развитии.
Поэтому наша позиция – поощрять активное участие родителей не только в досуговых мероприятиях, но и в образовательной деятельности.
Одной из современных и эффективных форм взаимодействия «педагог-родитель-ребёнок», может стать проектная деятельность, которая предполагает активное сотрудничество взрослых и детей, объединяет их одной общей идеей, целью, деятельностью. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности, общаться со взрослыми и сверстниками. Так родители нашего ДОУ были вовлечены в проектную деятельность разной направленности. Однако самыми результативными оказались проекты познавательного направления с детьми старшего дошкольного возраста: «Защитники в наших семьях», «Кто такие микробы?», «Азбука здоровья». Результатом проектов были организованные выставки (фотовыставка «Гордимся нашими защитниками», защита исследовательского проекта).
В рамках реализации проектного метода в ДОУ, а так же активизации работы по безопасности, был реализован социальный проект «Светофор» (семья Разгоновых). Результатом, которого стало изготовление модели светофора с действующим механизмом.
Следующая форма взаимодействия с родителями используемая в нашей группе - акции - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
Основными задачами проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом. Акция охватывает всех родителей группы. При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель). Оригинальные приемы, практическая деятельность, поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад. Стали традиционными в нашем ДОУ акции экологического, направления «Покормите птиц зимой» (изготовление и размещение кормушек для птиц), «Чистый дворик детского сада» (уборка территории ДОУ от мусора); социально-нравственного направления: «Сделаем участок краше» (покраска оборудования, оформление игровых центров на прогулочных участках); «Добрые дела» (мероприятия по взаимодействию с пожилыми людьми.
В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в общении родителей с педагогами.
Еще одной эффективной формой взаимодействия является игра. Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов, родителей и детей интересным и увлекательным. Такие игры как «Что? Где? Когда», «КВН» представляют собой педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Ценность таких игр состоит в том, что они проходят непринужденно, равноправно среди родителей и педагогов, с посильным участием старших дошкольников.
Одна из востребованных игр в нашей группе стала квест игра. Это одна из инновационных интерактивных форм сотрудничества педагогов, родителей и детей в решении образовательных задач и направлена на улучшение взаимодействия коллектива с семьями воспитанников, повышение качества образования. Так в летний период была организована квест-игра «Незнайка в стране ПДДейка», в стиле поиск клада; а в учебном году прошли квесты: «Путешествие в страну здоровья», «Музыкальная тропинка».
Прогулки-походы с детьми и родителями на природу (экскурсии) – ещё одно совместное и не менее увлекательное мероприятие. Летом со старшими дошкольниками и их родителями были организованы экологические прогулки-походы в парк «Дружбы». Прогулки – походы оставляют незабываемые впечатления не только у детей, но и у родителей. Совместные игры, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор гербария, природного материала, изготовление совместных творческих работ в ходе прогулок – походов объединяют, сплачивают детско-взрослый коллектив, помогают установлению взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами, детьми и родителями.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.
Использование разнообразных интерактивных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и партнёрами воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместное детско-родительское тренинговое мероприятие "Мы делили апельсин..."
Совместное детско-родительское тренинговое мероприятие в детском саду....
Детско-родительское досуговое мероприятие "Детский сад, семья и я - лучшие друзья"
Мероприятие включает в себя интеллектуальную игру "Звёздный час" с вопросами по пройденному материалу в детском саду, сценки, песни, мини-конкурсы с участием детей и их родителей. ...
"Детско-родительские мероприятия, как совместная деятельность во взаимодействии с родителями"
У педагогов и родителей единые цели и задачи сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализов...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего ...
Сценарии мероприятий для совместной деятельности детей и родителей
Сценарии мероприятий для совместной деятельности детей и родителей (младшая группа)...
Сценарии мероприятий для совместной деятельности детей и родителей
Сценарии мероприятий для совместной деятельности детей и родителей (младшая группа)...
Выступление «Детско – родительский клуб" как одна из форм партнерского взаимодействия с родителями»
Выступление «Детско – родительский клуб" как одна из форм партнерского взаимодействия с родителями»...