проект " Путешествия в песочную страну"
проект (младшая группа)

Романова Лидия Ивановна
данная деятельность с детьми содержит работу по ознакомлению с миром неживой природы. Приобщение малышей к экспериментированию позволит развивать их коммуникативные навыки, позитивно влиять на эмоциональное состояние малышей, развивать их тактильный опыт, активизировать пространственное воображение. В ходе проекта у ребят появится интерес к природе. Научатся находить нестандартные решения в процессе работы с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestviya_v_pesochnuyu_stranu.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 »

Проект

в первой младшей группе

на тему: 

«Путешествия в песочную страну»

                                                                               

                                                                                          Составил: Романова Л.И.

Биробиджан

2021г.

 

Аннотация: 

данная деятельность с детьми содержит работу по ознакомлению с миром неживой природы. Приобщение малышей к экспериментированию позволит развивать их коммуникативные навыки, позитивно влиять на эмоциональное состояние малышей, развивать их тактильный опыт, активизировать пространственное воображение.

В ходе проекта у ребят появится интерес к природе. Научатся находить нестандартные решения  в процессе работы с песком.

Тип: 

познавательно - исследовательский.

Актуальность:

Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности.

Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная  деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Для малышей игры с песком:

а) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму –  он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.

Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).  

Проект рассчитан на 5 дней.  При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.

Так как дети малы, значительное место в планировании  заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.

Вид проекта:

Краткосрочный ( 1 неделя)

Сроки реализации:

5 июля – 9 июля 2021г.

Участники: дети, воспитатели.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция областей при реализации проекта:

социально-коммуникативные, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Цель:  

Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей со свойствами песка (сухой - мокрый, сыпется-из мокрого песка можно лепить);

- обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить);

-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления

детей со свойствами песка.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком.

Ресурсное обеспечение: 

песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, ведёрке, ванночка с песком, мелкие игрушки, камни мелкие.

Предполагаемые результаты: 

1. Ребята узнают о свойства песка.

2. Дети будут отличать, и называть характерные признаки песка.

3. Дети научатся проводить простейшие опыты.

4. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению в мире природы.

5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

7.Дети получают удовольствие от деятельность с взрослыми и сверстниками.

Этапы реализации проекта:

1 этап.

Выявление первоначальных знаний детей о песке.

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор программно-методического обеспечения.

Пополнение предметно - развивающей среды группы.

2 этап.

- Работа с детьми:

1.Проведение игр и заданий с песком.

2.Опытно – экспериментальная деятельность.

- Работа с родителями:

 Консультация для родителей..

 В основе проекта лежат следующие принципы:

1.Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие и обеспечение единства воспитательных и развивающих целей и задач.

2. Принцип индивидуально дифференцированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также особенностей группы в целом.

Дни недели

Мероприятие

Цель

Оборудование

Понедельник

5 июля

Утро:

сюрпризный момент: в гости заглянул  с приглашением в свою волшебную страну «Песочный человечек»

Рассматривание иллюстраций с изображением песочных поделок, песчинок.

Прогулка:

Игра:

« Закопай – откопай»

Ритуал "выхода" из Песочной страны:

«В ладошки наши посмотри: мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, ты каждому добрым стать помог!»

(Используем этот ритуал после окончания игр с песком.)

Рассказать детям о свойствах песка: сухой – сыплется;

мокрый – лепится.

Напомнить о правилах поведения в песочнице.

Развивать мелкую моторику руки, тактильные ощущения.

Развивать фантазию, побуждать  детей к активным действиям, концентрации внимания.

Стабилизировать положительный эмоциональный фон.

       

Альбом с иллюстрациями,

«Песочный человечек»

с приглашением

Ванночка наполненная песком и мелкими игрушками.

Вторник

6 июля

Утро:

Песочный человечек загадывает загадки о песке.

Прогулка: Напомнить детям о том, какие меры безопасности и правила гигиены нужно соблюдать, когда играешь с песком.

Опытно-экспериментальная деятельность.

«Из чего состоит песок»

Описание: Насыпать  песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотреть его.

Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Игра: « Напечатай на песке»

Продолжать учить детей отгадывать описательные загадки, закрепить знания о характерных признаках песка.

Выяснить, из чего состоит песок.

Познакомить детей с техническим приёмом и способом изображения с использованием песка, развивать воображения. 

Песочный человечек, загадки о песке.

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Формы для песка, ведёрки, лопатки

Среда

7 июля

Опытно-экспериментальная деятельность.

«Сухой песок сыпучий»

Описание:

Предложить сделать куличики из сухого песка. Не получились, рассыпались. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

Игра: « Продолжи ряд», (круг, квадрат)

Постройка из песка:

«Дорога длинная и короткая»

 знакомить детей со свойствами песка.

Закрепить название основных геометрических фигур (квадрат, круг)

Формировать умения производить действия с природным материалом.

 песочница, сухой песок, формочки.

Палочки

Лопатки, мелкие машины

Четверг

8 июля

Сюрпризный момент: Песочный человечек принёс ведёрко с водой

«Слепим куличики»

Описание: 

Предложить детям рассмотреть песок.

 Можно ли из песка лепить? Пробуем слепить куличики из сухого песка. Почему не получается? Пробуем слепить из влажного.

Вывод: из влажного песка можно слепить куличики.

Игра: «Сухой, мокрый песок»

Воспитатель говорит:

« Мокрый песочек»,– все детки «в куче», на слова

« сухой песочек» дети разбегаются, показывая тем самым что песок может рассыпаться.

Задание: «Слепи заборчик для лошадки,( козочки, и т.д.)»

Выделить свойства мокрого песка.

Развивать творческие способности, координацию движений.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение находить нестандартные решения в процессе постройки.

Песок, вода.

Влажный песок

Пятница

9 июля

Утро:

Песочный человечек проводит викторину:

«Песочная викторина»

Прогулка:

Задание: « Выложи из камушков»

Игра:  «Угадай предмет»

Дети отворачиваются, воспитатель формочкой делает фигуру из влажного песка. Дети поворачиваются и угадывают.

Прощание с « Песочным человечком»

Слова благодарности и приглашения в гости.

Продолжать развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Побуждать детей к экспериментированию, самостоятельной работе, умению договариваться, уступать, делиться.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Активизировать пространственное воображение.

Закрепить «волшебные» слова:

« спасибо, до свидания, всего доброго, ждём в гости»

«Песочный человечек», викторина

Камни разных размеров, различные листики, палочки.

Можно использовать схемы для выкладывания.

Формы для песка, влажный песочек.

« Песочный человечек»

Консультация для родителей «Волшебный песок»

       

Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, какой вид деятельности выбрать. Один малыш будет упорно катать машинку, перевозить на ней грузы, а другой – будет строить высокую башню из любых подручных материалов, а третий – изрисует фломастерами все новые обои на стене. Задача взрослого – дать ребёнку как можно больше возможностей и материалов для организации различных видов деятельности. 
       «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - сказал В. А.Сухомлинский. Так дайте ребёнку такую возможность, жить именно в такой среде, в которой он сможет вырасти всесторонне развитой и полноценной личностью.

Я хочу вас познакомить с  волшебным свойством песка. Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.

      Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и  песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».

Песок может принимать любую форму. В сухом виде он один, в мокром – совершенно другой. Он непостоянный, все «скульптуры», сделанные из этого материала, быстро рассыпаются. Но так же быстро из песка можно сделать самые разные образы, фигурки и даже ситуации.

Песочная терапия.

Песочницу для песочной терапии можно изготовить в домашних условиях. Она доставит массу положительных эмоции вашему малышу.                                         Песочницу для игр можно сделать и в домашних условиях. Она имеет размеры 49,5Ч72,5Ч7см, изготавливается из дерева либо пластика, а изнутри окрашивается в голубой цвет (символ неба и воды). Ящик устанавливается на стол, он не промокает и не ржавеет. Песок для занятий выбирайте крупный, приятного желтоватого оттенка. Чтобы его обеззаразить, прокалите заранее в духовке. Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

1. «Угадайка» Заройте в песке несколько игрушек и предложите ребенку узнать их, не доставая наружу..

2.«В моем городе»Пускай ребенок изобразит то, каким он видит свой город, улицу или комнату. Можно также создать волшебную страну и придумать ей название. Нужно рассказать историю, происходящую в песочнице. При этом можно дать имена всем персонажам, участвующим в рассказе.

Рисование песком.

В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.

Игровые приемы могут быть различного характера (подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.) и применяют их для разных целей – для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя и вызвать желание рисовать. Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Предложите ребенку понаблюдать, отобразить пластически, а потом нарисовать, например, как кошка нежится, как готовится к прыжку. Какая поза, какие движения характерны для собаки, как распускает хвост павлин. Так будет развиваться новое восприятие, а лучше сказать новое отношение ко всему новому в жизни. Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение.

.Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:

  • например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
  • упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания - это рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и прочие;
  • упражнения, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать портрет, изобразить своего друга, себя – отражать характерные свойства личности);
  • упражнения, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песка, различных фигурок, скомпоновать какую-то бытовую сцену);
  • упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей;
  • упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения в семье (создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением).

Сейчас вы попробуете рисовать песком на стекле и прочувствуете техники песочного рисования, как развиваются мышцы рук и пальцев - а это мелкая моторика.

 «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию

«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.

«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты

Список используемой литературы:

Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО 2005.

Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...

Проект по ознакомлению дошкольников раннего возраста с окружающим миром в процессе детского экспериментирования и развитию мелкой моторики. «Путешествие в песочную страну».

laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Проект «Путешествие в  песочную страну»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста»)...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми ви...

Краткосрочный проект "Путешествие в песочную страну" в младшей группе

Краткосрочный проект "Путешествие в песочную страну" в младшей группе...