проект " Путешествия в песочную страну"
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestviya_v_pesochnuyu_stranu.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 »
Проект
в первой младшей группе
на тему:
«Путешествия в песочную страну»
Составил: Романова Л.И.
Биробиджан
2021г.
Аннотация:
данная деятельность с детьми содержит работу по ознакомлению с миром неживой природы. Приобщение малышей к экспериментированию позволит развивать их коммуникативные навыки, позитивно влиять на эмоциональное состояние малышей, развивать их тактильный опыт, активизировать пространственное воображение.
В ходе проекта у ребят появится интерес к природе. Научатся находить нестандартные решения в процессе работы с песком.
Тип:
познавательно - исследовательский.
Актуальность:
Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности.
Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Для малышей игры с песком:
а) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Проект рассчитан на 5 дней. При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
Вид проекта:
Краткосрочный ( 1 неделя)
Сроки реализации:
5 июля – 9 июля 2021г.
Участники: дети, воспитатели.
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция областей при реализации проекта:
социально-коммуникативные, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое.
Цель:
Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей со свойствами песка (сухой - мокрый, сыпется-из мокрого песка можно лепить);
- обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить);
-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления
детей со свойствами песка.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком.
Ресурсное обеспечение:
песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, ведёрке, ванночка с песком, мелкие игрушки, камни мелкие.
Предполагаемые результаты:
1. Ребята узнают о свойства песка.
2. Дети будут отличать, и называть характерные признаки песка.
3. Дети научатся проводить простейшие опыты.
4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению в мире природы.
5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
7.Дети получают удовольствие от деятельность с взрослыми и сверстниками.
Этапы реализации проекта:
1 этап.
Выявление первоначальных знаний детей о песке.
Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор программно-методического обеспечения.
Пополнение предметно - развивающей среды группы.
2 этап.
- Работа с детьми:
1.Проведение игр и заданий с песком.
2.Опытно – экспериментальная деятельность.
- Работа с родителями:
Консультация для родителей..
В основе проекта лежат следующие принципы:
1.Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие и обеспечение единства воспитательных и развивающих целей и задач.
2. Принцип индивидуально дифференцированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также особенностей группы в целом.
Дни недели | Мероприятие | Цель | Оборудование |
Понедельник 5 июля | Утро: сюрпризный момент: в гости заглянул с приглашением в свою волшебную страну «Песочный человечек» Рассматривание иллюстраций с изображением песочных поделок, песчинок. Прогулка: Игра: « Закопай – откопай» Ритуал "выхода" из Песочной страны: «В ладошки наши посмотри: мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, ты каждому добрым стать помог!» (Используем этот ритуал после окончания игр с песком.) | Рассказать детям о свойствах песка: сухой – сыплется; мокрый – лепится. Напомнить о правилах поведения в песочнице. Развивать мелкую моторику руки, тактильные ощущения. Развивать фантазию, побуждать детей к активным действиям, концентрации внимания. Стабилизировать положительный эмоциональный фон.
| Альбом с иллюстрациями, «Песочный человечек» с приглашением Ванночка наполненная песком и мелкими игрушками. |
Вторник 6 июля | Утро: Песочный человечек загадывает загадки о песке. Прогулка: Напомнить детям о том, какие меры безопасности и правила гигиены нужно соблюдать, когда играешь с песком. Опытно-экспериментальная деятельность. «Из чего состоит песок» Описание: Насыпать песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотреть его. Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Игра: « Напечатай на песке» | Продолжать учить детей отгадывать описательные загадки, закрепить знания о характерных признаках песка. Выяснить, из чего состоит песок. Познакомить детей с техническим приёмом и способом изображения с использованием песка, развивать воображения. | Песочный человечек, загадки о песке. Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы. Формы для песка, ведёрки, лопатки |
Среда 7 июля | Опытно-экспериментальная деятельность. «Сухой песок сыпучий» Описание: Предложить сделать куличики из сухого песка. Не получились, рассыпались. Почему? Вывод: сухой песок сыпучий. Игра: « Продолжи ряд», (круг, квадрат) Постройка из песка: «Дорога длинная и короткая» | знакомить детей со свойствами песка. Закрепить название основных геометрических фигур (квадрат, круг) Формировать умения производить действия с природным материалом. | песочница, сухой песок, формочки. Палочки Лопатки, мелкие машины |
Четверг 8 июля | Сюрпризный момент: Песочный человечек принёс ведёрко с водой «Слепим куличики» Описание: Предложить детям рассмотреть песок. Можно ли из песка лепить? Пробуем слепить куличики из сухого песка. Почему не получается? Пробуем слепить из влажного. Вывод: из влажного песка можно слепить куличики. Игра: «Сухой, мокрый песок» Воспитатель говорит: « Мокрый песочек»,– все детки «в куче», на слова « сухой песочек» дети разбегаются, показывая тем самым что песок может рассыпаться. Задание: «Слепи заборчик для лошадки,( козочки, и т.д.)» | Выделить свойства мокрого песка. Развивать творческие способности, координацию движений. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение находить нестандартные решения в процессе постройки. | Песок, вода. Влажный песок |
Пятница 9 июля | Утро: Песочный человечек проводит викторину: «Песочная викторина» Прогулка: Задание: « Выложи из камушков» Игра: «Угадай предмет» Дети отворачиваются, воспитатель формочкой делает фигуру из влажного песка. Дети поворачиваются и угадывают. Прощание с « Песочным человечком» Слова благодарности и приглашения в гости. | Продолжать развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки. Побуждать детей к экспериментированию, самостоятельной работе, умению договариваться, уступать, делиться. Развивать творческое воображение, фантазию. Активизировать пространственное воображение. Закрепить «волшебные» слова: « спасибо, до свидания, всего доброго, ждём в гости» | «Песочный человечек», викторина Камни разных размеров, различные листики, палочки. Можно использовать схемы для выкладывания. Формы для песка, влажный песочек. « Песочный человечек» |
Консультация для родителей «Волшебный песок»
Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, какой вид деятельности выбрать. Один малыш будет упорно катать машинку, перевозить на ней грузы, а другой – будет строить высокую башню из любых подручных материалов, а третий – изрисует фломастерами все новые обои на стене. Задача взрослого – дать ребёнку как можно больше возможностей и материалов для организации различных видов деятельности.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - сказал В. А.Сухомлинский. Так дайте ребёнку такую возможность, жить именно в такой среде, в которой он сможет вырасти всесторонне развитой и полноценной личностью.
Я хочу вас познакомить с волшебным свойством песка. Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».
Песок может принимать любую форму. В сухом виде он один, в мокром – совершенно другой. Он непостоянный, все «скульптуры», сделанные из этого материала, быстро рассыпаются. Но так же быстро из песка можно сделать самые разные образы, фигурки и даже ситуации.
Песочная терапия.
Песочницу для песочной терапии можно изготовить в домашних условиях. Она доставит массу положительных эмоции вашему малышу. Песочницу для игр можно сделать и в домашних условиях. Она имеет размеры 49,5Ч72,5Ч7см, изготавливается из дерева либо пластика, а изнутри окрашивается в голубой цвет (символ неба и воды). Ящик устанавливается на стол, он не промокает и не ржавеет. Песок для занятий выбирайте крупный, приятного желтоватого оттенка. Чтобы его обеззаразить, прокалите заранее в духовке. Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
1. «Угадайка» Заройте в песке несколько игрушек и предложите ребенку узнать их, не доставая наружу..
2.«В моем городе»Пускай ребенок изобразит то, каким он видит свой город, улицу или комнату. Можно также создать волшебную страну и придумать ей название. Нужно рассказать историю, происходящую в песочнице. При этом можно дать имена всем персонажам, участвующим в рассказе.
Рисование песком.
В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы предмета.
Игровые приемы могут быть различного характера (подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.) и применяют их для разных целей – для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя и вызвать желание рисовать. Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Предложите ребенку понаблюдать, отобразить пластически, а потом нарисовать, например, как кошка нежится, как готовится к прыжку. Какая поза, какие движения характерны для собаки, как распускает хвост павлин. Так будет развиваться новое восприятие, а лучше сказать новое отношение ко всему новому в жизни. Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение.
.Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:
- например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
- упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания - это рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и прочие;
- упражнения, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать портрет, изобразить своего друга, себя – отражать характерные свойства личности);
- упражнения, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песка, различных фигурок, скомпоновать какую-то бытовую сцену);
- упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей;
- упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения в семье (создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением).
Сейчас вы попробуете рисовать песком на стекле и прочувствуете техники песочного рисования, как развиваются мышцы рук и пальцев - а это мелкая моторика.
«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.
«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.
«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.
«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.
«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты
Список используемой литературы:
Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО 2005.
Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...
Проект по ознакомлению дошкольников раннего возраста с окружающим миром в процессе детского экспериментирования и развитию мелкой моторики. «Путешествие в песочную страну».
laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Проект «Путешествие в песочную страну»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста»)...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми ви...
Краткосрочный проект "Путешествие в песочную страну" в младшей группе
Краткосрочный проект "Путешествие в песочную страну" в младшей группе...