Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
методическая разработка на тему

Цветкова Виктория Васильевна

Проект «Путешествие в  песочную страну»

(«Песочная терапия в развитии творческих способностей

детей дошкольного возраста»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesochnaya_terapiya_i_sertifikat_.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект «Путешествие в  песочную страну»

(«Песочная терапия в развитии творческих способностей

детей дошкольного возраста»)

   

Разработала:

Воспитатель коррекционной группы

Цветкова В.В.

  К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.

  Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья [25]. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды  арт-терапии: изо терапия; песочная терапия.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира [9, 6].

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К .Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода песочной терапии, швейцарский  юнгианский  аналитик Дора  Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира [6, 4]. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека

Целью коррекционной  деятельности является  развитие творческих способностей   детей  через использование метода песочной терапии.

   

Актуальность:

       Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на « эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для  развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного  возраста с целью  развития их творческих способностей

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.  Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме арт-терапии;

2. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для детей дошкольного возраста;

3. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей, используя игры с песком;

4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу  коррекции детей, к повышению их творческих способностей;

 

Данный проект рассчитан на детей дошкольного  возраста, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ.. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации с детьми дошкольного возраста:

•        с помощью игр с песком на групповых профилактических мероприятиях,

•        во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,

•        на совместных тренингах с родителями,

•        на педагогических советах,

•        индивидуальных  консультациях.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного проекта являются следующие:

•        организация предметно-развивающей среды в ДОУ,

•        осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,

•        создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

•        включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Содержание проекта.

        

        Материально-техническое обеспечение:

- Световой планшет для рисования песком .

        -Пластмассовый  ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.

-        Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

-        «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В  набор  входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои , злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки -  все, что может быть использовано в песочных играх;

-        дидактические пособия.

Методическое обеспечение:

        -теоретическая и методическая литература,

                             

 Участники проекта:  дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

 

Предмет исследований:

световой планшет для рисования песком, песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек.              

  

Название проекта

 

 Волшебный мир песка

Вид проекта

Творческий, коррекционный

      Цель проекта

   

 Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка,  коррекция его эмоционально-волевой сферы .

задачи

проекта

 

·        Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.

·        Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

·        Развивать  творческие способности детей;

.       Обогащать и активизировать словарь детей.

.   формировать представления об окружающем мире.

   Сроки и этапы

реализации проекта

 

 Проект  долгосрочный

     Исполнители

проекта

   

Дети разновозрастной коррекционной  группы, их родители

Ожидаемые конечные       результаты

реализации проекта

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, стабилизация (или укрепление) эмоционально-волевой сферы.

  

  Противопоказания:

1.Высокий уровень тревожности.

2. Кожные заболевания и порезы на руках.

3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.

4. Астма.

 

       Этапы проекта:

  1 этап –

(организационный)

поисково-теоретический

(сентябрь-октябрь)

• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме

• Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы и гипотеза,

• Подбор необходимого дидактического инструментария.

2 этап –

- подготовительный (предварительная работа  детьми,     родителями).

( Ноябрь)

• Диагностическое обследование детей

• Анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

• Составление и обсуждение поэтапного плана проекта, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

• Создание банка идей и предложений;

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

• Планирование деятельности.

 3 этап – творческий (практическая работа: беседы, консультации,   занятия.).

реализация проекта

( декабрь- апрель)

4 этап –- заключительный ( обобщение результатов работы).

(аналитический)

(май)

• Подведение итогов и анализ результатов проекта

• Обработка и обобщение полученных данных

Работа с детьми:

•        Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей .

•        Организованная образовательная деятельность с детьми;

•        Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

•        Самостоятельная игровая деятельность детей;

•        Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

•        Согласие и желание ребенка.

•        Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

•        У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Виды работы в педагогической песочнице:

– конструирование из песка;

– рисование песком и на песке;

– экспериментирование;

– составление узоров на песке;

– диагностика;

– создание картин на песке

– создание песочных композиций .

Методы и приемы песочной терапии:

•        Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;

•        Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций,  инсценировка, элементы театрализации);

•        Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы , использование фольклорного жанра )

•        Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием  арт-терапии:

1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием  дидактического  материала ( камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т.д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные  следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».

4. Рассказывание  «песочной сказки»

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем  пальчиком  картинку.

6. Конструирование  из песка.

 

 

                         План  работы

Сентябрь

октябрь

ноябрь

- разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта      (1.09-14.09)

- подбор и изготовление атрибутов и пособий  (15.09-30.09)

-консультация для родителей « Песочная терапия в    развитии детей дошкольного возраста».(31.10.14)

- Обзор методической литературы и дидактических пособий (1.09-28.11)

-создание картотеки игр в педагогической песочнице(1.10-31.10)

-Знакомство с правилами игры с песком.(10.11-14.11)

Декабрь

апрель

-Наблюдение  за песком:  Игра «Волшебная страна».(3.121.14)

-Игра-занятие с песком: « В  гостях  у сказки».(10.12.14)

- Демонстрация коллекции игрушек: « Сказочная коллекция».(17.12.23)

- конкурс  поделок из песка: “Песочный город”( 23.12.14)

- Сюжетная игра  “Песочное угощение” (15.01.15)

- Дидактическая  игра-упражнение: «Рисуем  на песке»( 21.01.15)

-Игра – упражнение « Волшебные ладошки на песке» (29.01.15)

-Игра-забава «Найди предмет» (6.02.15)

- Рассказывание «Песочной сказки»( 12.02.15)

-Сюжетная игра  «Норки для мышат» (19.02.15)

-Игра-упражнение «Узоры на песке» (27.02.15)

- Конструирование из песка « Сказочный городок» (5.03.15)

-Игра –забава « Разные следы» (13.03.15)

-Конкурс поделок из песка «Испекли мы пирожок» (19.03.15)

- Сюжетная игра « Гонки на песке» ( 27.03.15)

-Дидактическая игра «Нарисуй похожее» (6.04.15)

-«Сказка о песочной стране»(14.05.15)

- Игра- упражнение «Мои  мечты» (22.04.15)

- Игра –забава «Найди сюрприз»(30.04.15)

              Май

июнь

 

- фотовыставка продуктов проектной деятельности (12.05.15)

- оформление и распространение материала: «Песочная страна»(20.05.15)

- презентация проекта (29.05.15)

-Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице».(2.06.15)

 

 

 

Литература

 

1.     Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-  песочная психотерапия- занятия

2.     Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52           

3. .Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010

4.     Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

5.     Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.

6.     Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.

7.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка . М.: Линка-Пресс, 1993

8.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.

9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

10.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми ви...

Тематическая консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии»

Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Личность дошкольника формируется из многих качеств, значимое место среди которых можно отвести творческим ...

Педагогический проект «Волшебный песок» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ЗПР»)

Педагогический проект «Волшебный песок»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста с ЗПР»)...

Образовательный проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» с детьми 6-7 лет

Срок проекта: долгосрочный (2024-2025 гг.)Вид проекта: практико-ориентируемыйУчастники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.Проблема: Недостаточно развита творческая фантазия у во...