Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
методическая разработка (средняя группа)
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pesochnaya_terapiya_i_sertifikat_.docx | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Путешествие в песочную страну»
(«Песочная терапия в развитии творческих способностей
детей дошкольного возраста»)
Разработала:
Воспитатель коррекционной группы
Цветкова В.В.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья [25]. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды арт-терапии: изо терапия; песочная терапия.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира [9, 6].
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К .Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира [6, 4]. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека
Целью коррекционной деятельности является развитие творческих способностей детей через использование метода песочной терапии.
Актуальность:
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на « эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме арт-терапии;
2. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для детей дошкольного возраста;
3. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей, используя игры с песком;
4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу коррекции детей, к повышению их творческих способностей;
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ.. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации с детьми дошкольного возраста:
• с помощью игр с песком на групповых профилактических мероприятиях,
• во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,
• на совместных тренингах с родителями,
• на педагогических советах,
• индивидуальных консультациях.
Условия реализации.
Условиями реализации предложенного проекта являются следующие:
• организация предметно-развивающей среды в ДОУ,
• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,
• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Содержание проекта.
Материально-техническое обеспечение:
- Световой планшет для рисования песком .
-Пластмассовый ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.
- Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.
- «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои , злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки - все, что может быть использовано в песочных играх;
- дидактические пособия.
Методическое обеспечение:
-теоретическая и методическая литература,
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Предмет исследований:
световой планшет для рисования песком, песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек.
Название проекта |
Волшебный мир песка | |
Вид проекта | Творческий, коррекционный | |
Цель проекта
| Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка, коррекция его эмоционально-волевой сферы . | |
задачи проекта |
· Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка. · Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). · Развивать творческие способности детей; . Обогащать и активизировать словарь детей. . формировать представления об окружающем мире. | |
Сроки и этапы реализации проекта |
Проект долгосрочный | |
Исполнители проекта
| Дети разновозрастной коррекционной группы, их родители | |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, стабилизация (или укрепление) эмоционально-волевой сферы. | |
Противопоказания: 1.Высокий уровень тревожности. 2. Кожные заболевания и порезы на руках. 3. Аллергия на пыль и мелкие частицы. 4. Астма. |
| |
Этапы проекта:
1 этап –
(организационный)
поисково-теоретический
(сентябрь-октябрь)
• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
• Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы и гипотеза,
• Подбор необходимого дидактического инструментария.
2 этап –
- подготовительный (предварительная работа детьми, родителями).
( Ноябрь)
• Диагностическое обследование детей
• Анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
• Составление и обсуждение поэтапного плана проекта, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
• Создание банка идей и предложений;
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
• Планирование деятельности.
3 этап – творческий (практическая работа: беседы, консультации, занятия.).
реализация проекта
( декабрь- апрель)
4 этап –- заключительный ( обобщение результатов работы).
(аналитический)
(май)
• Подведение итогов и анализ результатов проекта
• Обработка и обобщение полученных данных
Работа с детьми:
• Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей .
• Организованная образовательная деятельность с детьми;
• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
• Самостоятельная игровая деятельность детей;
• Система коррекционно-развивающих занятий;
Условия работы с детьми:
• Согласие и желание ребенка.
• Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке
– создание песочных композиций .
Методы и приемы песочной терапии:
• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;
• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
• Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы , использование фольклорного жанра )
• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием арт-терапии:
1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала ( камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».
4. Рассказывание «песочной сказки»
5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.
6. Конструирование из песка.
|
План работы |
Сентябрь октябрь ноябрь | - разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта (1.09-14.09) - подбор и изготовление атрибутов и пособий (15.09-30.09) -консультация для родителей « Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста».(31.10.14) - Обзор методической литературы и дидактических пособий (1.09-28.11) -создание картотеки игр в педагогической песочнице(1.10-31.10) -Знакомство с правилами игры с песком.(10.11-14.11) |
Декабрь апрель | -Наблюдение за песком: Игра «Волшебная страна».(3.121.14) -Игра-занятие с песком: « В гостях у сказки».(10.12.14) - Демонстрация коллекции игрушек: « Сказочная коллекция».(17.12.23) - конкурс поделок из песка: “Песочный город”( 23.12.14) - Сюжетная игра “Песочное угощение” (15.01.15) - Дидактическая игра-упражнение: «Рисуем на песке»( 21.01.15) -Игра – упражнение « Волшебные ладошки на песке» (29.01.15) -Игра-забава «Найди предмет» (6.02.15) - Рассказывание «Песочной сказки»( 12.02.15) -Сюжетная игра «Норки для мышат» (19.02.15) -Игра-упражнение «Узоры на песке» (27.02.15) - Конструирование из песка « Сказочный городок» (5.03.15) -Игра –забава « Разные следы» (13.03.15) -Конкурс поделок из песка «Испекли мы пирожок» (19.03.15) - Сюжетная игра « Гонки на песке» ( 27.03.15) -Дидактическая игра «Нарисуй похожее» (6.04.15) -«Сказка о песочной стране»(14.05.15) - Игра- упражнение «Мои мечты» (22.04.15) - Игра –забава «Найди сюрприз»(30.04.15) |
Май июнь |
- фотовыставка продуктов проектной деятельности (12.05.15) - оформление и распространение материала: «Песочная страна»(20.05.15) - презентация проекта (29.05.15) -Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице».(2.06.15) |
|
|
Литература
1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия
2. Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52
3. .Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010
4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
5. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.
6. Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.
7.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка . М.: Линка-Пресс, 1993
8.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
10.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...
Проект "Влияние нетрадиционных техник изобразительного искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей детского сада....
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Проект «Путешествие в песочную страну»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста»)...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»...
Тематическая консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии»
Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Личность дошкольника формируется из многих качеств, значимое место среди которых можно отвести творческим ...
Педагогический проект «Волшебный песок» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ЗПР»)
Педагогический проект «Волшебный песок»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста с ЗПР»)...
Образовательный проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» с детьми 6-7 лет
Срок проекта: долгосрочный (2024-2025 гг.)Вид проекта: практико-ориентируемыйУчастники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.Проблема: Недостаточно развита творческая фантазия у во...