Проект по ознакомлению дошкольников раннего возраста с окружающим миром в процессе детского экспериментирования и развитию мелкой моторики. «Путешествие в песочную страну».
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Л. С. Выгодский
Опираясь на слова классика отечественной психологической науки, Льва Семеновича Выгодского, я и создала этот проект, который был реализован с детьми моей группы, возрастная категория которых от 2 до 3 лет. Ведь ребенок с самого рождения является первооткрывателем - он исследует и познает мир, который его окружает. Поэтому у детей постоянно существует потребность в новых впечатлениях, и возникает очень много вопросов, на которые они хотят получить ответ. Нам, взрослым, в свою очередь, очень важно сохранить детское любопытство, стремление самостоятельно искать и познавать новые сведения об окружающем его мире.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Ведь Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В представленном проекте основным объектом для экспериментирования является песок. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности детей. Помимо того что, они доставляют удовольствие, благотворно влияют на психику ребенка, песок является отличным средством для развития мелкой моторики и тактильно – кинестетической чувствительности. Что в свою очередь способствует развитию речи.
Актуальность выбранной темы состоит во взаимодействии метода экспериментирования с развитием мелкой моторики, что развивает не только познавательный интерес детей, но и способствует развитию речевого аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.64 КБ |
puteshestvie_v_pesochnuyu_tranu_-_kopiya.pdf | 952.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
Проект
по ознакомлению дошкольников раннего возраста с окружающим миром в процессе детского экспериментирования и развитию мелкой моторики.
«Путешествие в песочную страну»
Автор:
Воспитатель
Самодин Анастасия Николаевна
г. Когалым 2016 г.
Пояснительная записка
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Л. С. Выгодский
Опираясь на слова классика отечественной психологической науки, Льва Семеновича Выгодского, я и создала этот проект, который был реализован с детьми моей группы, возрастная категория которых от 2 до 3 лет. Ведь ребенок с самого рождения является первооткрывателем - он исследует и познает мир, который его окружает. Поэтому у детей постоянно существует потребность в новых впечатлениях, и возникает очень много вопросов, на которые они хотят получить ответ. Нам, взрослым, в свою очередь, очень важно сохранить детское любопытство, стремление самостоятельно искать и познавать новые сведения об окружающем его мире.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Ведь Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В представленном проекте основным объектом для экспериментирования является песок. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности детей. Помимо того что, они доставляют удовольствие, благотворно влияют на психику ребенка, песок является отличным средством для развития мелкой моторики и тактильно – кинестетической чувствительности. Что в свою очередь способствует развитию речи.
Актуальность выбранной темы состоит во взаимодействии метода экспериментирования с развитием мелкой моторики, что развивает не только познавательный интерес детей, но и способствует развитию речевого аппарата.
Тема проекта: «Путешествие по песочной стране» по ознакомлению дошкольников раннего возраста с окружающим миром в процессе детского экспериментирования и развитию мелкой моторики.
Тип проекта: педагогический;
групповой (работа с детьми и их родителями);
средней продолжительности.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, игровой.
Сроки реализации проекта: март – апрель 2016 г.
Участники проекта: Самодин Анастасия Николаевна – воспитатель, дети – первой младшей группы, родители воспитанников.
Целевая группа: дети дошкольного возраста от 2 до 3 лет.
Проблема: редкое использование метода экспериментирования с песком, как один из способов развития мелкой моторики , способствуя речевому развитию дошкольников.
Цель проекта: сформировать умения экспериментирования с песком, воспитать любознательность и интерес к окружающему миру, развивать мелкую моторику.
Задачи проекта:
-развивать познавательно-речевую активность детей, через проведение элементарных опытов с песком;
-развивать творческие способности детей;
-воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру;
-способствовать развитию навыков взаимодействия со взрослым и доброжелательных отношений со сверстниками;
-формирование коммуникативных навыков и игровых действий;
-развивать мелкую моторику рук;
-поддержание у детей самостоятельности, сообразительности;
-развитие эмоциональной сферы ребенка;
-вовлечение родителей в совместную деятельность по детскому экспериментированию.
Новизна проекта заключается в разнообразии заданий и игрового материала, использование сюжетной линии и присутствие игрового персонажа.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (информационно-накопительный)
Подготовка к работе педагога:
-анализ методической литературы;
-подготовка необходимого оборудование для уголка экспериментирования;
-подборка иллюстраций по теме;
-разработка перспективно-тематического плана работы с детьми, дидактических игр, конспектов.
Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности педагога и детей в ходе режимных моментов. Занятия проводятся в первой или во второй половине дня на протяжении 10 минут в форме игрового экспериментирования.
В реализуемом проекте используется сюжетная линия и введение персонажа, что обеспечивает устойчивую мотивацию детей для работы и усиливает их интерес к процессу экспериментирования. Главный персонаж – черепашка, которая совсем недавно вылупилась из яйца, а вокруг нее один только песок. Ребята помогают юному другу встретиться с родителями, путешествуя по песочной стране и изучая свойства песка. Отношения, что складываются между педагогом и детьми на протяжении всего проекта, можно назвать партнерскими. Именно позиция «на равных» делает детей более ответственными и самостоятельными.
Очень важно, до начала игр-экспериментов, познакомить детей с правилами поведения с песком:
- нельзя выкидывать песок из песочницы;
- нельзя бросать песок на детей;
- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок;
- после окончания занятий обязательно вымыть руки с мылом.
Практический этап
Перспективный план игр-экспериментов с песком
Март
Название игры |
Цель | Задачи | Оборудование |
«Давайте познакомимся» | Познакомить детей с сюжетной линией, персонажем, с оборудованием для работы с песком | 1.Развивать мелкую моторику рук, зрительные и слуховые связи, тактильные ощущения. 2.Приучать детей употреблять в речи название предметов, действия с ними 3.Воспитывать сочуствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им. | 1.песочница 2.оборудование для работы с песком: грабельки, лопатки, формочки, ведерки, ситечка и т.д. |
«Песочный дождик» | Познакомить детей со свойствами сухого песка. | 1.Учить способам обследования материала(сжать песок в руке и ссыпать в ладони, повторить действия с ситечком) 2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать положительное отношение к экспериментальной деятельности. | 1.Пластиковые воронки 2.Ситечка 3.Песочница |
«Легкий ветерок» | Закрепить знание детей о свойствах песка: сухой песок хорошо сыпется, состоит из маленьких песчинок. | 1.Активизировать в речи слова- «легкий», «маленькие» «песчинки» 2.Использование дыхательной гимнастики, как один из методов для ознакомления со свойствами песка 3. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной деятельности. | 1.Песочница 2.Трубочки 3.Пластиковые воронки 4.Ситечка |
«Чудо-клад» | Закрепить знания о свойствах песка. | 1.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность. 2.Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы. 3.Развивать активный словарь 4.Упражнять в определении качества предметов-размер, форма. | 1.Песок 2.Мелкие игрушки, предметы разной формы, размера, цвета 3.Поднос 4.Лопатки |
Апрель
Название игры | Цель | Задачи | Оборудование |
«После грозы» | Познакомить детей со свойствами мокрого песка, способом его изготовления. | 1.Активизировать в речи слова «мокрый», «сухой», «темный», «светлый». 2.Развивать активный словарь 3. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной деятельности. | 1.Песок 2.Лейка с водой 3.Ложечки 4.Мисочки |
«Таинственные следы» | Закрепить знание детей о свойствах мокрого песка -сохранять форму предмета. | 1.Развивать творческие способности детей. 2.Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка. 3.Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. | 1.Песок 2.Лейка с водой 3.Ложечки 4.Мисочки, тарелки |
«Волшебный рисунок» | Активизировать творческие способности детей с помощью работы с песком и предметами из разных материалов. | 1.Развивать воображение, фантазию детей 2.Воспитывать положительное отношение к работе своих товарищей и себя 3.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. | 1.Песок 2. Тарелки 3.Разноцветные макароны |
«Песочный праздник» | Закрепить знание детей о свойствах сухого и влажного песка. | 1.Формировать умение манипулировать сухим и влажным песком 2.Развивать общую и мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность. 3.Воспитывать положительное отношение к персонажу 4. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной деятельности. | 1.Песок 2. Поднос 3. Лейка с водой 4. Формочки |
К реализации проекта были привлечены и родители. Для них была проведена консультация по «Создание игрового пространства для игры с песком дома»., разработан список дидактических игр-экспериментов, которые можно использовать на прогулке в летнее время. А также, с родителями проведен мастер-класс по изготовлению кинетического песка.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
-развитие познавательной активности и интересса к изучению окружающего мира;
-формирование самостоятельности, коммуникативных навыков и игровых действий;
-развитие речевого аппарата, проявление желания поделиться, рассказать о полученном результате;
-использование в речи новых слов, приобретенных в ходе работы;
-установление дружеских отношений между детьми.
Проектная деятельность развивает не только способности детей, но и помогает педагогу развиваться как творческой личности.
Ожидаемый результат для педагога:
-внедрение новых форм работы;
-повышение теоретического и профессионального уровня через овладение метода проекта в работе с детьми;
-установление тесных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Дети - это наше будущее! Важно помнить, что детские годы являются очень важными. То так, как они пройдут, зависит от родителей и педагогов. Именно мы должны помочь малышам развиваться активными, самостоятельными и творческими личностями.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...
ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: ·...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...