Проект по ознакомлению дошкольников раннего возраста с окружающим миром в процессе детского экспериментирования и развитию мелкой моторики. «Путешествие в песочную страну».
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Самодин Анастасия Николаевна

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

                                                                                                                               Л. С. Выгодский

Опираясь на слова классика отечественной психологической науки, Льва Семеновича Выгодского, я и создала этот проект, который был реализован с детьми моей группы, возрастная категория которых от 2 до 3 лет. Ведь ребенок с самого рождения является первооткрывателем - он исследует и познает мир, который его окружает. Поэтому у детей постоянно существует потребность в новых впечатлениях, и  возникает очень много вопросов, на которые они хотят получить ответ. Нам, взрослым, в свою очередь, очень важно сохранить детское любопытство, стремление самостоятельно искать и познавать новые сведения об окружающем его мире.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Ведь Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

  В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном,  формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.    Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельно­сти. В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В представленном проекте основным объектом для экспериментирования является песок. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности детей. Помимо того что, они доставляют удовольствие, благотворно влияют на психику ребенка, песок является отличным средством для развития мелкой моторики и тактильно – кинестетической чувствительности. Что в свою очередь способствует развитию речи.

Актуальность выбранной темы состоит во взаимодействии метода экспериментирования с развитием мелкой моторики, что развивает не только познавательный интерес детей, но и способствует развитию речевого аппарата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.64 КБ
PDF icon puteshestvie_v_pesochnuyu_tranu_-_kopiya.pdf952.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Сказка»

Проект

по ознакомлению дошкольников раннего возраста с окружающим миром в процессе детского экспериментирования и развитию мелкой моторики.

«Путешествие в песочную страну»

                                                                                     

                                                                                                 

                                                                                                  Автор:

                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                  Самодин Анастасия Николаевна

                                                                                                 

        

                                                               г. Когалым 2016 г.

                 

                                                             Пояснительная записка

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

                                                                                                                               Л. С. Выгодский

Опираясь на слова классика отечественной психологической науки, Льва Семеновича Выгодского, я и создала этот проект, который был реализован с детьми моей группы, возрастная категория которых от 2 до 3 лет. Ведь ребенок с самого рождения является первооткрывателем - он исследует и познает мир, который его окружает. Поэтому у детей постоянно существует потребность в новых впечатлениях, и  возникает очень много вопросов, на которые они хотят получить ответ. Нам, взрослым, в свою очередь, очень важно сохранить детское любопытство, стремление самостоятельно искать и познавать новые сведения об окружающем его мире. 

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Ведь Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

  В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном,  формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.    Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В представленном проекте основным объектом для экспериментирования является песок. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности детей. Помимо того что, они доставляют удовольствие, благотворно влияют на психику ребенка, песок является отличным средством для развития мелкой моторики и тактильно – кинестетической чувствительности. Что в свою очередь способствует развитию речи.

Актуальность выбранной темы состоит во взаимодействии метода экспериментирования с развитием мелкой моторики, что развивает не только познавательный интерес детей, но и способствует развитию речевого аппарата.

Тема проекта: «Путешествие по песочной стране» по ознакомлению дошкольников раннего возраста с окружающим миром в процессе детского экспериментирования и развитию мелкой моторики.

Тип проекта: педагогический;

                         групповой (работа с детьми и их родителями);

                         средней продолжительности.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, игровой.

Сроки реализации проекта: март – апрель 2016 г.

Участники проекта: Самодин Анастасия Николаевна – воспитатель, дети – первой младшей группы, родители воспитанников.

Целевая группа: дети дошкольного возраста от 2 до 3 лет.

Проблема: редкое использование метода экспериментирования с песком, как один из способов развития мелкой моторики , способствуя речевому развитию дошкольников.

Цель проекта: сформировать умения экспериментирования с песком, воспитать любознательность и интерес к окружающему миру, развивать мелкую моторику.

 Задачи проекта:

-развивать познавательно-речевую активность детей, через проведение элементарных опытов с песком;

-развивать творческие способности детей;

-воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру;

-способствовать развитию навыков взаимодействия со взрослым и доброжелательных отношений со сверстниками;

-формирование коммуникативных навыков и игровых действий;

-развивать мелкую моторику рук;

-поддержание у детей самостоятельности, сообразительности;

-развитие эмоциональной сферы ребенка;

-вовлечение родителей в совместную деятельность по детскому экспериментированию.

Новизна проекта заключается в разнообразии заданий и игрового материала, использование сюжетной линии и присутствие игрового персонажа.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (информационно-накопительный)

Подготовка к работе педагога:

-анализ методической литературы;

-подготовка необходимого оборудование для уголка экспериментирования;

-подборка иллюстраций по теме;

-разработка перспективно-тематического плана работы с детьми, дидактических игр, конспектов.

Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности педагога и детей в ходе режимных моментов. Занятия проводятся в первой или во второй половине дня на протяжении 10 минут в форме игрового экспериментирования.

В реализуемом проекте используется сюжетная линия и введение персонажа, что обеспечивает устойчивую мотивацию детей для работы и усиливает их интерес к процессу экспериментирования. Главный персонаж – черепашка, которая совсем  недавно вылупилась из яйца, а вокруг нее один только песок. Ребята помогают юному другу встретиться с родителями, путешествуя по песочной стране и изучая свойства песка. Отношения, что складываются между педагогом и детьми на протяжении всего проекта, можно назвать партнерскими. Именно позиция «на равных» делает детей более ответственными и самостоятельными.

Очень важно, до начала игр-экспериментов, познакомить детей с правилами поведения  с песком:

- нельзя выкидывать песок из песочницы;

- нельзя бросать песок на детей;

- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок;

- после окончания занятий обязательно вымыть руки с мылом.

                       

 Практический этап

                             Перспективный план игр-экспериментов с песком

Март

  Название игры

           

             Цель

           Задачи

   Оборудование

«Давайте познакомимся»

Познакомить детей с сюжетной линией, персонажем, с оборудованием для работы с песком

1.Развивать мелкую моторику рук, зрительные и слуховые связи, тактильные ощущения.

2.Приучать детей употреблять в речи название предметов, действия с ними

3.Воспитывать сочуствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.

1.песочница

2.оборудование для работы с песком: грабельки, лопатки, формочки, ведерки, ситечка и т.д.

«Песочный дождик»

Познакомить детей со свойствами сухого песка.

1.Учить способам обследования материала(сжать песок в руке и ссыпать в ладони, повторить действия с ситечком)

2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

3.Воспитывать положительное отношение к экспериментальной деятельности.

1.Пластиковые воронки

2.Ситечка

3.Песочница

«Легкий ветерок»

Закрепить знание детей о свойствах песка: сухой песок хорошо сыпется, состоит из маленьких песчинок.

1.Активизировать в речи слова- «легкий», «маленькие» «песчинки»

2.Использование дыхательной гимнастики, как один из методов для ознакомления со свойствами песка

3. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной деятельности.

1.Песочница

2.Трубочки

3.Пластиковые воронки

4.Ситечка

«Чудо-клад»

Закрепить знания о свойствах песка.

1.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.

2.Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.

3.Развивать активный словарь

4.Упражнять в определении качества предметов-размер, форма.

1.Песок

2.Мелкие игрушки, предметы разной формы, размера, цвета

3.Поднос

4.Лопатки

Апрель

   Название игры

              Цель

           Задачи

   Оборудование

«После грозы»

Познакомить детей со свойствами мокрого песка, способом его изготовления.

1.Активизировать в речи слова «мокрый», «сухой», «темный», «светлый».

2.Развивать активный словарь

3. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной деятельности.

1.Песок

2.Лейка с водой

3.Ложечки

4.Мисочки

«Таинственные следы»

Закрепить знание детей о свойствах мокрого песка -сохранять форму предмета.

1.Развивать творческие способности детей.

2.Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка.

3.Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

1.Песок

2.Лейка с водой

3.Ложечки

4.Мисочки, тарелки

«Волшебный рисунок»

Активизировать творческие способности детей с помощью работы с песком и предметами из разных материалов.

1.Развивать воображение, фантазию детей

2.Воспитывать положительное отношение к работе своих товарищей и себя

3.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

1.Песок

2. Тарелки

3.Разноцветные макароны

«Песочный праздник»

Закрепить знание детей о свойствах сухого и влажного песка.

1.Формировать умение манипулировать сухим и влажным песком

2.Развивать общую и мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность.

3.Воспитывать положительное отношение к персонажу

4. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной деятельности.

1.Песок

2. Поднос

3. Лейка с водой

4. Формочки

К реализации проекта были привлечены и родители. Для них была проведена консультация по «Создание игрового пространства для игры с песком дома»., разработан список дидактических игр-экспериментов, которые можно использовать на прогулке в летнее время. А также, с родителями проведен мастер-класс по изготовлению кинетического песка.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

-развитие познавательной активности и интересса  к изучению окружающего мира;

-формирование самостоятельности, коммуникативных навыков и игровых действий;

-развитие речевого аппарата, проявление желания поделиться, рассказать о полученном результате;

-использование в речи новых слов, приобретенных в ходе работы;

-установление дружеских отношений между детьми.

Проектная деятельность развивает не только способности детей, но и помогает педагогу развиваться как творческой личности.

Ожидаемый результат для педагога:

-внедрение новых форм работы;

-повышение теоретического и профессионального уровня через овладение метода проекта в работе с детьми;

-установление тесных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

 

 

 Дети - это наше будущее! Важно помнить, что детские годы являются очень важными. То так, как они пройдут, зависит от родителей и педагогов. Именно мы должны помочь малышам развиваться активными, самостоятельными и творческими личностями.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование  на тему «Маленькие исследователи большого мира»...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы -  развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были  поставлены следующие задачи:  ·...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...