Методические особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Передача социального опыта от поколения к поколению –важное достижение эволюции, иначе, каждое поколение заново осваивало бы опыт деятельности и отношений, не продвигаясь далее в своём развитие. Целью обучения дошкольный период является системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно- исторического «социального опыта». Определив цель обучения как осознанное усвоением ребёнком определенного отрезка социального опыта, важно выделить элементы социального опыта, т.е. систему знаний о себе и окружающим мире, способы деятельности, опыт творческой деятельности на основе полученных знаний, умений, навыков; опыт эмоционально-ценностного отношения детей к окружающему миру, себе, другим людям. Усвоение этих элементов начинается в ДОУ и продолжается на протяжениях всей жизни человека –в образовательных учреждениях в повседневной жизни, самостоятельно (стихийно и целенаправленно).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_osobennosti_vospitaniya_.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Что такое процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность его к жизни и труду; целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру?
Передача социального опыта от поколения к поколению –важное достижение эволюции, иначе, каждое поколение заново осваивало бы опыт деятельности и отношений, не продвигаясь далее в своём развитие. Целью обучения дошкольный период является системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно- исторического «социального опыта». Определив цель обучения как осознанное усвоением ребёнком определенного отрезка социального опыта, важно выделить элементы социального опыта, т.е. систему знаний о себе и окружающим мире, способы деятельности, опыт творческой деятельности на основе полученных знаний, умений, навыков; опыт эмоционально-ценностного отношения детей к окружающему миру, себе, другим людям. Усвоение этих элементов начинается в ДОУ и продолжается на протяжениях всей жизни человека –в образовательных учреждениях в повседневной жизни, самостоятельно (стихийно и целенаправленно).
Какие компоненты выделяют в структуре процесса воспитания?
Процесс воспитания в целостно-педагогическом процессе имеет свою структуру- это совокупность устойчивых связей между частями
(компонентами) объекта, обеспечивающих их целостность. В структуре процесса воспитания Ю. К. Бабанский выделяет шесть взаимно связанных компонентов:
1. Стимулирующе-мотивационный – предполагает формирование мотивации развития и самосовершенствования у детей дошкольного возраста, формирование основ мировоззрения, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.
2. Целевой – отражает цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства.
3. Содержательный – определяет содержание воспитания дошкольников – тот объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной само презентации, необходимый для гармоничного развития детей дошкольного возраста.
4. Операционально-деятельностный – характеризует процессуальную сторону воспитания в ДОУ, реализующуюся посредством комплекса форм, методов, организационно-педагогических условий и средств.
5. Контрольно-регулировочный – включает контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекцию его хода и результатов, обеспечивает обратную связь в воспитании.
6. Оценочно-результативный – обеспечивает диагностику уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, выявление причин их несоответствия, постановку новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.
Какие функции выполняет воспитание в образовательном процессе ДОО?
Воспитание комплексно влияет на личность, ее развитие, образование. Процессы воспитания, обучения и развития тесно взаимосвязаны.
Воспитание выполняет в образовательном процессе ДОУ три основных функции.
1. Дидактическая (доминирующая функция в обучении) – предполагает усвоение детьми системы знаний, формирование способов деятельности.
2. Воспитательная (доминирующая функция в процессе воспитания) – заключается в формировании у детей системы отношений к окружающему, к себе, основ мировоззрения, ценностей, а также в воспитании качеств личности дошкольников. Эта функция осуществляется в процессе общения взрослых и детей в разной деятельности, в процессе освоения нравственных норм и правил поведения.
3. Развивающая функция состоит в развитии в процессе обучения и воспитания психических процессов ребенка, его задатков и способностей, творчества как характеристики субъекта педагогического процесса.
Эти функции воспитания педагог реализует в комплексе, так как они диалектически связаны между собой, и результаты реализации одной являются условием и основанием для реализации другой.
Что понимается под процессом передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста?
Обучение является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса. Обучение в дошкольном учреждении направлено на решение спектра обучающих, воспитательных, развивающих задач, позволяющих приблизиться к достижению генеральной цели дошкольного образования – всестороннему, гармоничному развитию личности дошкольников. Обучение детей проходит в процессе взаимодействия взрослого (педагога) и детей в различных формах, в регламентированной, свободной и самостоятельной деятельности участников образовательного процесса.
В современных словарях по дошкольной педагогике встречается следующее определение: “Обучение – это целенаправленное сообщение детям дошкольного возраста знаний, умений, а также формирование навыков, полезных привычек по определенной образовательной программе”.
«Обучение» – процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.
«Воспитание» – создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста
Задачи физического, умственного, социального, эстетического, трудового, экологического, полового воспитания в дошкольной педагогике.
1. Задачи физического воспитания – охрана и укрепление здоровья, совершенствование развивающегося организма, формирование двигательных умений и навыков, физических качеств, культурно-гигиенических навыков, устойчивого положительного эмоционального отношения к физическому воспитанию и здоровому образу жизни.
2.Задачи умственного воспитания дошкольников – развитие речи, разных форм мышления, переход от наглядно-образного к проявлениям логического, формирование мировоззрения, освоение сенсорных эталонов, перцептивных (обследовательских) действий с предметами, формирование умения пользоваться эталонами в повседневной жизни, развитие умственных действий и мыслительных операций.
3.Задачи социально-нравственного воспитания – развитие нравственных качеств, способность устанавливать взаимодействие со взрослыми и детьми; адекватно проявлять и регулировать эмоции и действия; воспитание культуры поведения, становление нравственного сознания (суждений и оценок); усвоение социально выработанных нравственных норм, правил поведения и общения, формирование положительного эмоционального отношения к другим людям, миру.
4.Задачи эстетического воспитания – воспитание чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественное развитие, формирование умения оценивать и самому создавать прекрасное в жизни, искусстве.
5.Задачи трудового воспитания – формирование умений и навыков обслуживающего труда, ухода за ближним окружением, развитие элементарных трудовых операций, умения совместно трудиться, воспитание положительного эмоционального отношения к труду, бережного отношения к труду других, освоение знаний о трудовых профессиях.
6.Задачи закладывания основ экологической культуры дошкольников – формирование бережного отношения к природе через осознание ее целостности и зависимости от человеческого разума; готовности к помощи субъектам природы (кормушки, посадки и т.п.), формирование положительного отношения к природе, основ экологического мировоззрения.
7.Задачи полового воспитания дошкольников – закладывание основ полового поведения, организация среды, способствующей правильной половой идентификации; формирование типа поведения ребенка, связанного со своим полом; воспитание положительного отношения к другому полу.
8.Задачи подготовки детей к обучению в школе – формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению посредством решения выше обозначенных задач и специальной педагогической работы по подготовке детей к усвоению учебных предметов и формированию мотивационной, социальной, личностной, интеллектуальной, физической готовности к школе.
Закономерности обучения дошкольников.
.Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Закономерности обучения отражают комплекс связей в процессе обучения. Закономерности обучения отражают внешние и внутренние связи.
Принципы обучения вытекают из установленных наукой закономерностей этого процесса. Принципы (основа, первоначало) – система исходных, основных требований к обучению, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности, это практические указания, руководящие требования по осуществлению обучения.
На основании принципов могут быть сформулированы конкретные педагогические правила. Правила – основанные на общих принципах описания педагогической деятельности воспитателя в определенных условиях обучения для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей. Правила раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила являются переходным звеном от теории к практике.
Цель обучения детей дошкольного возраста.
Общая цель обучения дошкольников конкретизируется на каждом этапе и по отношению к каждой форме обучения детей. Цель видоизменяется в задачах, которые выстраиваются на каждом этапе и подчиняются общей цели. Характер целей и задач обучения определяется:
– возрастными и индивидуальными особенностями детей;
– требованиями государственного образовательного стандарта;
– выбранной педагогическим коллективом образовательной программой;
– видом деятельности в образовательном процессе (занятия, дидактические игры, экскурсии);
– местом занятия в общей дидактической системе;
– особенностями и возможностями педагога ДОУ, уровнем его профессиональной компетентности;
– материально-технической базой ДОУ и другими факторами.
Целью обучения в дошкольный период является системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно-исторического (социального) опыта. Определив цель обучения как осознанное усвоение ребенком определенного отрезка социального опыта, важно выделить элементы социального опыта.
Цель обучения - это развитие у ребенка образных форм познания мира – наглядно- образного мышления и творческого воображения как наиболее характерных для дошкольного периода детства «А.В. Запорожец», познавательной активности и любознательности, эмоционально-чувственного опыта.
Цель воспитания определяется социальным заказом и формулируется в государственных документах. Она имеет обобщенный характер и подлежит конкретизации в субцелях. Эти цели имеют диагностический характер, по отношению к ним могут быть выработаны четкие и конкретные критерии и показатели реального достижения.
Цель воспитания дошкольников конкретизируется в задачах, которые указывают траекторию достижения цели
Особенности обучения детей в дошкольный период.
Разнообразие детства- многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемая индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.
На каждом воспитании обучений имеют общие и специфические особенности обучения.
Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное обучение, целый ряд дидактических игр и обязательно систематически возвращаться к пройденному учебному материалу. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и способам его выполнения.
Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребёнка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры. Например, если на занятиях по лепке детям младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол, то они с большим увлечением учатся, стараются передать форму этого печенья как можно лучше.
Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах.
Основной формой организации обучения детей в детском саду является занятие. Оно организуется и проводится воспитателем, а в последнее время и педагогом-специалистом, которые определяют в соответствии с избранными программами воспитания и обучения детей содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».
Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....
методические и практические приёмы обучения детей дошкольного возраста аппликации
методы иприёмы обучения детей аппликации советы воспитателям...
26.05.2013 Методические рекомендации для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»
Методические рекомендации для педагоговТема:«Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»Подготовила:воспитатель Гиззатуллина Л.П.Все ...
Доклад по теме: "Организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей".
Проблема гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формировани...
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...
"Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....