Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_filichevoy_dlya_ffnr.docx | 89.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5—6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки, звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухорече-двигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха — фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это
1 Зак. 3619
является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Широкая апробация программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) подтвердила обоснованность научных и методологических позиций, заложенных в содержании коррекционно-развивающего процесса. Катамнестические данные за последнее десятилетие убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Основная цель программы — сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Логопедическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления письма и чтения (Н.И.Жинкин, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.).
В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированное™ языковой способности ребенка и готовности к овладению грамотой.
ПРОГРАММА________________________________________________________________
Возрастные особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с полноценной способностью артикулировать звуки способствует более интенсивному усвоению правильного звукопроизношения. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года («в период дофонемного развития») ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости. Порядок различения звуков следующий:
• гласные — согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные л-р);
• сонорные — шумные;
• глухие — звонкие;
• твердые — мягкие.
Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни большинство детей при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих (ж, ш), сонорных (л-р), свистящих (с, з). Фонематическое восприятие всех звуков, по данным Н.Х. Швачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.
У части детей в четыре года наблюдаются неустойчивость произношения фонем в различных звукослоговых сочетаниях; взаимозаменяемость звуков; искаженное произношение сонорных. Характерна диссоциация между достаточным развитием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, отмечается в единичных случаях неправильное произношение трудных но артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность критически оценивать недостатки своей речи.
Характеристика детей с ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:
замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, рил звуком л' и йот, с—ш или ф и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д');
несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш и т.п.);
некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;
наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.
Количество неправильно произносимых звуков может достигать большого числа (до 16—20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ); звуки т и д; звуки л, р, р'; звонкие нередко замешаются парными глухими, реже — недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недостатки произношения.
Характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков. У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку (фишку, сигнальную карточку и т.п.) в момент произнесения определенного звука или слога. Неменьшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба, ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определенный звук.
На недостаточность фонематического восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Однако при углубленном обследовании речи могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т.п.
Комплектование групп детей с ФФН осуществляется Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Выявление детей происходит несколькими путями: логопедами детских поликлиник, логопедами дошкольных учреждений, воспитателями, педиатрами и др. Для оформления в логопедические группы необходимо комплексное обследование ребенка членами ПМПК. Анализ представленных документов и первичное обследование детей позволяют обосновать необходимость зачисления ребенка в группу данного профиля со сроком обучения 10 месяцев. При выпуске фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме. Наполняемость группы — 12 человек.
Логопед детского сада должен ознакомиться с документами, представленными на Психолого-медико-педагогическую комиссию.
Выписка психоневролога включает анамнестические данные о ребенке, указания на наличие (отсутствие) органического поражения центральной нервной системы, а также заключение об интеллектуальном развитии ребенка.
В логопедической характеристике ребенка содержатся сведения о степени сформированности отдельных компонентов языковой системы. При этом она должна содержать примеры детских высказываний, иллюстрирующих преимущественное нарушение фонетико-фонематической системы при относительной сохранности лек-сико-грамматической стороны речи.
На основании педагогической характеристики (если ребенок посещал ДОУ) логопед выясняет:
• насколько ребенок проявляет интерес к занятиям;
• какие виды работ вызывают наибольшие трудности;
• насколько ребенок усидчив во время занятий;
• как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой;
• насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий, связанных с речевой деятельностью;
• насколько продуктивно использует помощь взрослых в случае возникновения затруднений;
• какова степень самостоятельной активности при решении учебных задач.
Особое внимание обращается на игровую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация) и степень речевой активности в процессе игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Фамилия, имя ребенка-----------------------------
Дата рождения---------------------------------------
Дата обследования----------------------------------
Детский сад-------------------------------------------группа-------------------------------
Домашний адрес-------------------------------------телефон-----------------------------
Причины направления на ПМПК:
Жалобы родителей-------------------------------------------------------------------------
Приложение (отметить наличие):
- Педагогическое представление.
- Психологическое представление.
- Логопедическое представление.
- Медицинское представление (выписка из истории болезни).
Другие документы, представленные на консилиум---------------------------------
Заключение консилиума------------------------------------------------------------------
Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению-----------------------
Председатель Психолого-медико-педагогического консилиума-----------------
Члены Психолого-медико-педагогического консилиума
(специальность, подпись)-----------------------------------------------------------------
Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет обоснованно организовать различные формы учебного процесса и частные приемы коррекции. С этой целью в первые две недели сентября логопед, непосредственно работающий в группе, обследует детей. Это обследование включает в себя: обследование звукопроизношения; обследование фонематического слуха; обследование слоговой структуры слова.
Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы.
Наряду с выявлением навыков звукопроизношения необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. Данные обследования заносятся в речевую карту.
Сопоставляя речевые карты детей, логопед сможет выявить симптоматику, типичную для всей группы, и индивидуальные особенности, обусловленные различной этиологией нарушений в каждом отдельном случае (легкая степень дизартрии, дислалия, двуязычие, влияние неполноценной речевой среды и др.). В речевой карте, кроме формальных данных о ребенке, должны быть отражены следующие данные:
Где находился ребенок до поступления в группу--------------------------
Жалобы родителей----------------------------------------------------------------
Сведения о раннем речевом развитии ----------------------------------------
(появление первых слов, предложений)
Уровень общего развития ребенка--------------------------------------------
Устойчивость внимания, работоспособность-------------------------------
Состояние общей и мелкой моторики----------------------------------------
Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость)----------------
Строение и подвижность артикуляционного аппарата-------------------
Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых
согласных, свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат)-----------------
Различение этих фонетических групп звуков на слух----------------------
с | с' | з | з' | ш | ж | ч | щ | ц | л | л' | р | р' | к | к' | г | г' | х | х' | й | |
1. Изолированно | ||||||||||||||||||||
2. Слог: прямой | ||||||||||||||||||||
обратный | ||||||||||||||||||||
закрытый | ||||||||||||||||||||
3. Слова: начало | ||||||||||||||||||||
середина | ||||||||||||||||||||
конец | ||||||||||||||||||||
стечение согласных | ||||||||||||||||||||
4. Контекст |
Произношение слов сложного слогового состава--------------------------------------
Грамматический строй------------------------------------------------------------------------
Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ,
рассказ-описание) ------------------------------------------------------------------------------
В карте фиксируются ошибочные ответы и приводятся образны связных детских высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое должно быть аргументировано конкретными данными обследования и специфическими ошибками в речи детей.
Базисная часть программы направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:
1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
- постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);
- дифференциация звуков на слух и в произношении;
- формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;
- развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.
2. Формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.
3. Уточнение, обогащение и активация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
- развитие качественной характеристики лексических средств;
- выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
- развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;
- обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.
4. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.
5. Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).
Обучение на занятиях
Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нарушением внимания, пониженной познавательной активностью, замкнутостью, недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития.
На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.
Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В процессе обучения проводятся три типа занятий:
Индивидуальные. Основная цель — подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).
Подгрупповые. Основная цель — воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог дня тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.
Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Задачи и содержание индивидуальных и подгрупповых занятий
- Развитие артикуляционного праксиса.
- Фонационные упражнения.
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.
- Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков.
- Первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.
Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для трех-четырех детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Осуществляются:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в
коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления недоразвития речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индиви- дуально-подгрупповая работа включает в себя:
а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, п-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д-дь, г-гь и т.д.). Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазан- но, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия для спонтанного появления в речи отсутствующих звуков;
б) постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б,в дальнейшем от звука з ставится звук ж, от б—д, от д—т. Последовательность постановки сонорных р ил определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.
Постановке звуков предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.
В работе над произношением выделяются этапы — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествуют, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При этом максимально используются зрение, осязание и кинестетические ощущения.
При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
в открытых слогах (звук в ударном слоге): са-сани, су-сук, со-совы, сы-сын;
в обратных слогах: ос-нос;
в закрытых слогах: сас-сосна;
в стечении с согласными: ста-станок, сту-стук, ска-миска;
в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности.
Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков осуществляется в следующей последовательности. Например: са-ша, ша-са; саша-шаса; саш-сош; сашаса- шасаша и т.п.
В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук на слух даже в том случае, если ребенок самостоятельно этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.
Содержание фронтальных занятий
К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.
Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Первый этап — закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.
Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.
Второй этап — дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.
Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звукослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, но дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.
1 период (сентябрь, октябрь, две недели ноября):
- закреплять навыки произношения звуков: а, у, и, р, э, ы; п, п', т, т', к, к', х, x', j, л' (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
- различать эти звуки:
изолированно;
в слоговых сочетаниях;
в словах;
в предложениях;
в речевом потоке;
- запоминать и воспроизводить звуковой ряд;
- воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемыми логопедом;
- развивать языковую способность детей путем привлечения внимания к звуковой оболочке слова;
- развивать слуховое внимание, слуховую память;
- учить различать интонационные средства выразительности в речи логопеда (чтение стихотворений);
- учить изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от целей общения (воспроизводить слова и доступные фразы — громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро);
- учить правильно пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией;
- развивать речевое дыхание;
- воспроизводить ритмические рисунки, предъявленные логопедом;
- развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции);
- знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.
Предложенная последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.
В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из трех-четырех гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.
Например, по правилам игры в «Эхо» дети делятся на две команды: одна произносит звуки а, у, и громко; другая — эти же звуки тихо. Или такая игра: каждому ребенку раздаются длинные и короткие ленточки (полосы). В зависимости от их величины одни дети произносят звуки длительно, плавно, другие — отрывисто. Во время игры «Кто кого перетянет» детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные звуки, рисуя длинную линию. Выигрывает тот, у кого
получилась длиннее «дорожка». Играя в игру «Убери лишний звук», дети получают от ведущего символы гласных звуков (ааау; иииои и т.д.). Дети выстраиваются в определенной последовательности, а затем определяют, какой звук лишний и почему. Можно предложить и более усложненный вариант: например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишним был звук и, и т.д. Подобные упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроизводить нужное количество звуков.
Отработка правильного произношения простых согласных звуков (п, пь, т, ть, к, кь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове (паук), затем — конечный (паук). Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов типа та-ат, пу-уп-пу и т.д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: ПА, па, па; па, ПА, па; па, па, ПА.
Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Например, игра «Кто самый внимательный». На столе у детей лежат картинки. Логопед называет разные звуки: и, у, р, л, т, к и т.д. Дети, услышав звук т, должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в нем должен быть звук т). Построили новый дом, а рядом сидит собака (Том). Сидит дома девочка (Тома).
Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра «Кто в домике живет?». Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук т. А затем «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом этаже — картинки со звуком т в начале слова, на втором — в середине, на третьем — в конце (Таня, кот, плита, коты. Том, утка. Тоня, боты, тыква, хата и т.д.).
Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (от, an, ут, уп, ит, ип, аль, оль).
Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети выстраиваются в определенной последовательности, «образуя» названные слоги (уп, ут и т.д.). Одновременно детей учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп-оп-от и т.д.).
2 период (вторая половина ноября—первая половина февраля):
- закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков: л'-j, ы-и, с-с', з-з', ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж;
- дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков;
- находить звуки в слове;
- определять место звука в слове;
- выделять гласный звук в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су; 1
- закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
- вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи;
- согласовывать числительные с существительными;
- подбирать однокоренные слова;
- образовывать сложные слова;
- составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;
- распространять предложения путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;
- составлять предложения по опорным словам;
- составлять предложения по картине, серии картин, пересказ;
- заучивать стихотворения;
- закреплять знания и умения, полученные ранее, на новом словесном материале.
На индивидуальных занятиях продолжаются постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с I периодом является усиление направленности на дифференциацию ( на слух и в произношении) звуков по принципу твердости—мягкости, глухости—звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (с-сь, з-зь, ц ). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм
слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков с-сь, з-зь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый с существительными трех родов; при отработке дифференциации звуков л-ль включались задания на преобразование глаголов типа: гуляет — гуляли — погуляет; копает — копали — выкопали и т.д.; звуков ы-и — на закрепление категории числа существительных: тыквы — кубики, боты — ботики и т.д.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.
В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. «Оречевляя» простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки.
Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного звука в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, уц-цу и т.д. В это же время детей учат определять гласный звук в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. В конце II периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.). Таким образом дети практически знакомятся с терминами: «слог», «слово», «гласные звуки», «согласные звуки» (звонкие, глухие, мягкие, твердые), «предложение».
III период (вторая половина февраля—май):
- активизировать приобретенные навыки в специально спроектированных ситуациях; предусматривать организацию коллективных форм общения детей между собой;
- развивать детскую самостоятельность в «оречевлении» предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.
Индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых имеются трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки л, р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершенствованию практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию предложных конструкций. Отрабатываемые речевые формы включаются в занятия по развитию связной речи.
На каждом логопедическом занятии предлагаются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими — слоги. Выделяются гласные звуки — красными кружочками, согласные — синими. К концу III периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа стол, стул, шкаф.
Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексико- грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.
В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.
Рекомендации, к планированию логопедической работы по периодам обучения
Звуки | I период обучения у, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь |
Подготовка к звуковому анализу и синтезу. | Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д. Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа am, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изменения одного звука от, ут-ит. |
Закрепление лексико-грамма- тических категорий и развитие связной речи. | Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных (утка — утки, конфета — конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты — боты, у Нины — конфеты, у Вовы — кубики, а у Толи — утки). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот, кубик; моя утка, конфета; мое окно). Категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют). Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купала, мыли). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме. |
Звуки | II период обучения ль, йот, ы-и, с-сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж |
Подготовка к звуковому анализу и синтезу. | Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су. |
Закрепление лексико-грамма- тических категорий. Развитие связной речи. | Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс (зеленый), синяя (зеленая) ваза, синее (зеленое) пальто; образования относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стеклянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком, снежная баба, бумажный змей, бумажная пеленка). Согласование числительных с существительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег — снежинка, снега — снежный — снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, самолет и т.д.). Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам. Распространение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений (Соня и Миша слепили снеговика (снежную бабу, снежный ком, самолет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стеклянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, копали яму, поливали пионы, лилии, маки. Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту; Даша, шуба, вешать). Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений. |
Звуки | III период обучения л, р, л-ль, р-рь, ль, л-р, ч, щ. ч-ш |
Звуковой анализ и синтез. | Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, ор-ро, лара-лоро). Анализ и синтез односложных слов (лак-рак, стол-стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак- бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - . . . . . . . . . . . . . . . Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков. |
Закрепление лексико-грамма- тических категорий. Развитие связной речи. | Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосновая роща, шишка, ветка, иголка; клюквенный морс, сок, кисель, сироп). Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло, мылить, обмылки, мыльница); приставочных глаголов (машина поехала к дому, подъехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (толстый — тонкий, короткий — длинный). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать — читатель, читательница; учить — учитель, учительница; воспитывать — воспитательница; пловец — плавать; летчик — летать; краснота — краснеть). Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Миша заплакал, потому что он упал, ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.). Составление разных типов рассказов; «оречевление» серии выполненных действий. |
Логопедическая документация
Правильное ведение логопедической документации необходимо для наблюдения за процессом коррекционной работы и оценки эффективности используемых приемов.
В течение учебного года логопед оформляет:
- речевые карты на каждого ребенка;
- развернутые планы фронтальных занятий (конспекты), которые включают тему, цель, основные этапы занятия, используемый речевой и дидактический материал. Пофамильно указываются дети, выделяемые для индивидуальной и подгрупповой работы;
- индивидуальные тетради детей, где отражается характеристика индивидуальных затруднений ребенка, фиксируется комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата на длительный период. В доступной для родителей форме записываются отдельные методические приемы по вызыванию отсутствующих звуков, по развитию фонематического слуха и др. Рекомендуются занимательные упражнения по развитию внимания, памяти, познавательной деятельности. Логопед таким образом информирует родителей об особенностях нарушений у ребенка и активизирует их участие в педагогическом процессе;
- тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя, в которой логопед фиксирует индивидуальные задания для вечерних занятий и определяет специфические требования к отбору речевого материала в зависимости от этапа коррекции. Воспитатель отмечает особенности выполнения предлагаемых тренировочных упражнений и возникающие трудности у каждого ребенка;
- отчет о результатах проведенной работы за год должен содержать информацию об эффективности логопедической работы и рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте ребенка.
Логопед в течение года проводит работу с воспитателями и родителями.
В связи с этим планируются:
- семинары для воспитателей, беседы и консультации;
- лекции, открытые логопедические занятия;
- консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя);
- работа с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформлению тематических выставок для родителей, проведение родительских собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и пр.).
Для повышения эффективности логопедического процесса логопеду рекомендуется поддерживать связь с логопедом общеобразовательной школы и поликлиники.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Процесс коррекции фонетико-фонематического недоразвития строится с учетом общедидактических и специфических принципов обучения. Основополагающим принципом является положение о том, что формирование речи осуществляется в определенной последовательности — от конкретных значений к более абстрактным путем решения речемыслительных задач. Репродуктивные формы обучения применяются в определенных пределах для развития частных механизмов речи: развитие моторики артикуляционного аппарата; усвоение навыков слоговой структуры и др. На начальных этапах коррекции большое значение придается принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира. По мере продвижения в исправлении артикуляции звуков выдвигаются следующие принципы:
- коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи, учитывающий психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций — от речевого навыка к речевому умению, речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
- активизация речевой практики, т.е. употребление и воспитание различных форм речи в меняющихся условиях общения. Используются наиболее адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
Недостатки в развитии фонематического слуха и звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Методы и приемы их исправления.
Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой речи; в собственной речи; контролировать собственное произношение.
Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом.
В процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализаторов.
Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят. Если в момент разговора ребенок допустит какую-то ошибку в произношении звука, слова, то тут же благодаря четкой работе слухового анализатора заметит и сам исправит допущенную неточность. Доказано, что нормально развивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении звуков и слов в речи и говорят об этом.
Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Отмечаются:
- недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: мягкий звук ш заменяет с и ш, когда ребенок вместо слов шишки и самолет произносил: ш'и ш'ки, ш'амолет;
- смешение звуков, т.е. в одних случаях ребенок употребляет звуки с—ш правильно (санки, шуба), а при усложненных вариантах взаимозамещает их: Саша сет шаяфан (Саша шьет сарафан);
- замена звуков более легкими по артикуляции: фамает потоми тами (самолет построим сами);
- искаженное произношение звуков сочетается с вышеперечисленными дефектами.
Таким образом, признаком фонематического недоразвития у этих детей является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Недостаточное различение влияет на выполнение специально подобранных заданий:
- услышать определенный звук среди других звуков;
- повторить ряды (или цепочки) слов и слогов с оппозиционными звуками (при этом изолированно эти звуки произносятся ребенком правильно): паба, бапа, дадата, татада и т.д.;
- выделить заданный звук в слове. Например, звук с в словах: дом, сани, чай, щетка, шапка, курица;
- самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;
- придумать слова с определенным звуком.
Несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово. Особенно сложно выделить гласный в положении после согласного (мак, кот) или в конце слова (коты, дубы). Часто это задание детям недоступно.
Совокупность всех перечисленных отклонений в речи детей не позволяет им полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:
- замена согласных букв (папушка — бабушка, лека — река и т.д.);
- пропуски букв (смовар, кт, тул и т.д.);
- перестановка букв и слогов (кошолатка — шоколадка, петерь — теперь, чута — туча, логова — голова, моколо — молоко и т.д.);
- замена гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е—и сел—сил, о—у пол—пул -,
- вставка лишних букв (пошала — пошла).
Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН
Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодическими средствами, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.
Формирование произношения состоит в выработке слухо-произносительных навыков и умений в области фонетической и просодической систем родного языка. Оно включает артикуляцию звуков, ударение, ритмику, интонацию. Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть воспитана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка неодинаковы по трудности для произношения.
В большинстве случаев у детей наблюдается неправильное произношение тех звуков, которые требуют тонких дифференцированных артикуляционных движений. Как правило, это свистящие, шипящие, большинство мягких звуков, звонкие взрывные. Эти наблюдения учтены при определении последовательности коррекции звуков.
В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки тем не менее произносятся смазанно в речевом потоке, что снижает четкость кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате ребенка. В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляции, тренируются звукослоговые ряды разной структурной сложности. В результате уточнения произносительных навыков создается основа для развития навыков фонематического восприятия.
В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. На первом этапе, т.е. в период постановки, правильная артикуляция и правильное звучание сопоставляются с неправильными. Сознательному усвоению звука способствует выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает их полноценную дифференциацию.
Существенным является сопоставление каждого изучаемого звука с ранее изученным и с неисправленным, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются «далекие» звуки (резко противопоставленные по артикуляции и звучанию), затем вводятся упражнения на различение «близких» звуков. Для упражнений подбираются отдельные звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звукослоговых структур.
К речевому материалу на занятиях предъявляются особые требования:
- изучаемый звук произносится во всех доступных сочетаниях;
- он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
- не включаются нарушенные в произношении звуки;
- одновременно учитываются слоговой состав слов, его лексическое значение и грамматическая структура предложения.
Рекомендуется применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из трех-четырех слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно подбираются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений: воспроизведение ритмов; сочетание отстукивания ритма и проговаривания; рифмованные фразы. Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.
Однако простого механического повторения и накопления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.
При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. Он должен быть разнообразным, насыщенным изучаемым звуком. При автоматизации исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. Сначала отрабатывается правильное произношение одной фонетической группы, потом другой (смешиваемой), и только затем предлагается их дифференциация в произношении. При отборе словаря учитываются разные позиции звука в слове, отдельно закрепляются твердые и мягкие варианты фонем.
Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка—каска, мышка—миска, лук—жук и т.д.). Учитывается многообразие языкового контекста (коса девочки, коса — орудие труда; ключ от замка, ключ в озере и т.п.).
Взаимодействие логопеда и воспитателя
Работа воспитателя в группах для детей с ФФН имеет свою специфику. В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатели определяют возможности детей в изобразительной, конструктивной деятельности, в овладении счетом и счетными операциями и т.п.
При оценке состояния навыков по этим направлениям следует учитывать программные требования данной возрастной группы. Исходя из неоднородности состава детей в группах ФФН, обусловленной различной этиологией нарушения и социокультурными факторами, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала средней группы детского сада общеразвивающего вида. Предлагаются разные варианты соответствия программным требованиям:
- полностью соответствует (N);
- отстает (N —);
- значительно отстает (N ).
После проведенного обследования воспитатель получает представление о состоянии умений и навыков каждого ребенка. Это позволит при проведении занятий усилить их коррекционную направленность и адресно осуществить индивидуальный подход. Для каждой группы рекомендуется заполнение следующей схемы:
ФИО, | Развитие | Примечания | |||||
точный возраст | Логопедическое заключение при поступлении в ДОУ | ||||||
элементарных математ. представлений | изобразит. деятельно сти | конструк тивной деятельности | игровой деятельности | музыкаль- но-рит- мических способностей | |||
Иванов П. | ФФН, | N | N - | N | N - | N - - | Моторная |
5 л. 2 мес. | легкая степень дизартрии | неловкость |
На педагогическом совете докладываются результаты обследования и коллегиально обсуждаются выбор базисной программы (Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, программа «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцовой и др.) и варианты ее реализации с учетом возможностей детей. Предъявляемый речевой материал должен быть соотнесен с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития детей. Чрезмерные речевые нагрузки могут повлиять на процесс коррекции.
Программы (традиционные и авторские), а также методическая литература, используемая для развития и коррекции речи ребенка, должны иметь гриф Министерства образования Российской Федерации.
Занятия, направленные на развитие правильной связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи), проводятся в течение года как воспитателем, так и логопедом.
Процесс воспитания и обучения в детском саду предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.
Воспитатель ориентируется на программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня детей дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Он осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей. Процесс обучения родному языку имеет некоторое своеобразие.
На первых порах обучения воспитатель использует преимущественно методы и приемы развития речи, не требующие развернутого высказывания детей. Так, широко применяя наглядный метод обучения. т.е. проводя экскурсии, знакомя детей с теми или иными объектами, используя показ картин, кинофильмов и диафильмов, воспитатель довольствуется краткими ответами детей. Использование словесных методов обучения сводится преимущественно к чтению детям художественных произведений, рассказам воспитателя, проведению бесед. Большое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи. Сюда относятся различные формы вопросов и ответов: краткий ответ, развернутый ответ (несколько позднее), понимание различных вариантов вопроса, умение поддерживать разговор с собеседником. В то же время во втором полугодии большое внимание уделяется развитию основных типов монологической речи.
Содержание логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом конкретных представлений и речевого опыта, накопленных детьми в процессе работы воспитателя по разделам программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно-падежным управлением.
Работа логопеда над словарем носит выборочный характер, в нее входят накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно-ласкательное значение; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение.
Основная цель лексических заданий — научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений. Сначала используются модели, предлагаемые логопедом, а затем — самостоятельно. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для логопедических занятий подбираются определенные группы слов и синтаксических конструкций, в образовании которых дети наиболее часто допускают ошибки. Сюда входят упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с личными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительными. Постепенно усвоенные типы речевых конструкций логопед включает в работу над связной речью, применяя специальные методические приемы. Особого внимания требуют подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение навыками грамматически правильной речи.
Чтобы повысить коррекционное значение словарной работы, широко используются специальные упражнения, развивающие направленность на смысловую и звуковую сторону слов, умение подмечать общие и различные морфологические элементы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Программа
Возрастные особенности звуковой стороны речи
детей дошкольного возраста
Характеристика детей с ФФН
Обучение на занятиях
Задачи и содержание индивидуальных
и подгрупповых занятий
Содержание фронтальных занятий
Рекомендации к планированию логопедической работы
по периодам обучения
Логопедическая документация
Методические рекомендации
Недостатки в развитии фонематического слуха
и звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Методы и приемы их исправления
Принципы формирования звуковой стороны речи
у детей с ФФН
Взаимодействие логопеда и воспитателя
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа)
Редактор Л.И.Полянская. Технический редактор О.Ю.Цишевская Корректор Н.Д.Фадеева. Макет и компьютерная верстка П.А.Васенко
ИБ № 174. ЛР № 06 6828 от 23.08.99. Подписано в печать 20.06.02. Формат 60x84/16. Гарнитура Ньютон. Печать офс. Бумага газ. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,79. Тираж 5000 экз. С169 Заказ №3619.
Издательство «Школьная Пpecca». 127254, Москва, ул. Руставели, д. 10, корп. 3 Тел. (095) 219-83 80. Факс (095) 219-5287 Отпечатано на ордена 1 рудового Красного Знамени ГУП Чеховский полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
142300, г. Чехов Московской области. Тел. (272) 71-336. Факс (272) 62-536
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...
«Применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ»
в данном материале описана методика применения логопедических игр средствами ИКТ в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возрастаСодержание1....
"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Из опыта работы
"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".Из опыта работы...
Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...
Статья по материалам собственной ВКР на тему: Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.
Статья на тему: "Подготовка детей дошкольного возраста с ФФНР к овладению грамотой". Статья написана по материалам моей Высшей Квалификационной Работы, может быть интересна как учителям-логопедам, так...
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области Коррекцио...