26.05.2013 Методические рекомендации для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»
учебно-методический материал по обж

Гиззатуллина Лариса Петровна

Методические рекомендации  для педагогов

Тема:

«Обучение детей  дошкольного возраста

 правилам поведения в экстремальных ситуациях»

Подготовила:

воспитатель Гиззатуллина Л.П.

Все мы – взрослые – пытаемся ответить на вопрос: как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребенок, попадая в различные ситуации, порой может растеряться.

Реалии современного мира, технологические катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности и т.д. подтверждают бесспорную актуальность данной темы.

Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечения безопасного образа здоровой жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для педагогов

Тема:

«Обучение детей  дошкольного возраста

 правилам поведения в экстремальных ситуациях»

Подготовила:

воспитатель Гиззатуллина Л.П.

Все мы – взрослые – пытаемся ответить на вопрос: как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребенок, попадая в различные ситуации, порой может растеряться.

Реалии современного мира, технологические катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности и т.д. подтверждают бесспорную актуальность данной темы.

Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечения безопасного образа здоровой жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем.

В настоящее время инвариантная часть ГОСа не предусматривает обучения дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Это пререгатива ДОУ, т.е. вариативная часть стандартов. Каждое дошкольное учреждение оставляет за собой право использовать различные формы и методы организации обучения ОБЖ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия дошкольных и бытовых условий, условий ДОУ,  а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром является учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Возможна организация обучения детей на факультативных и кружковых занятиях. В нашем ДОУ мы пошли другим путем. Поскольку программа «Радуга», по которой мы работаем, очень демократична и гибка, и она не требует неукоснительного соблюдения перспективного плана, предложенного авторами, мы, чтобы не перегружать детей, ввели занятия, по обучению детей ОБЖ в перспективные планы занятий по познавательному развитию. Главным условием было, чтобы занятия отвечали всем концептуальным требованиям программы «Радуга» и были бы познавательными, а не просто обучающими. Кроме занятий, педагоги нашего ДОУ организуют выставки, игры, беседы, инсценировки по данной теме, показывают детям мультфильмы, читают сказки и рассказы. Выбор методики зависит от возраста детей и уже имеющихся у них знаний. В настоящее время имеется большое количество пособий и литературы по данной теме. Каждый педагог имеет право выбора, как программы, так и различных методик. Мы в своей работе используем рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов, предложенные авторами программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина). Она разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Конечно, мы не работаем полностью по этой программе, а используем лишь основные принципы ее реализации.

Большую помощь нам оказывают предложения авторов по взаимодействию с родителями воспитанников и примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Мы адаптировали программу с учетом условий нашего ДОУ.

Были выделены правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Воспитывая ребенка и прививая  ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, мы, прежде всего сами должны ежеминутно являть достойные образцы в этом отношении. От родителей дома и воспитателей в д./с требуется немало изобретательности. Занимаясь с ребенком, играя с ним, можно достигнуть гораздо большего, нежели постоянно сдерживать и ограничивать проявления его активности.

Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, совершенствуются двигательные навыки, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения травматизма.

Анализируя понятия «экстремальный», «безопасность», понятии: то, что взрослого не является проблемной системой, для ребенка может стать таковой. В связи с этим выделили следующие ситуации как экстремальные:

  1. Ребенок на улице.
  2. Ребенок дома.
  3. Ребенок и природа.
  4. Ребенок в общении с людьми.
  5. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  1. РЕБЕНОК НА УЛИЦЕ.

В нашей стране с каждым годом увеличивается автомобильный парк. Во избежание несчастных случаев на дорогах водители и пешеходы должны знать и выполнять правила дорожного движения.

Обучение правилам дорожного движения проводится как во время занятий, так и в свободное время, начинать его нужно в I младшей группе. Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, у них формируются пространственные ориентировки, умение различать красный и зеленый цвета. Обучение детей проводится в игровой форме, через дидактические, подвижные игры, например: «Птички и автомобиль», «Перевезем игрушки», пение песен, рассматривание игрушек, картинок.

Во II младшей группе продолжается работа в этом направлении, на формирование пространственной ориентировки. На прогулке дети наблюдают за различными видами транспорта, используются игры с несложными сюжетами, даются понятия: «далеко», «близко», «слева», «справа». В игровых ситуациях учат детей правилам поведения на дорогах.

В средней группе расширяются знания, приобретенные ранее детьми.

Продолжается знакомство детей с работой светофора, где могут ходить люди, и где ездить машины. Знания закрепляются в дидактических, подвижных играх: «Воробушки и автомобиль», «Зеленый, желтый, красный», и т.д.  чтение стихов, рассказов.  Рассматривание сюжетных картинок, экскурсии на проезжую часть, беседы с сотрудниками ГАИ.

В старшей группе проводится работа по закреплению знаний детей о ПДД. Дети решают логические задачи, выполняют игры  - упражнения.

Беседуя с детьми, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожными движениями, но не бояться улицы.

  1. РЕБЕНОК ДОМА.

В этом разделе рассматриваются такие вопросы и решения задачи, как «В мире опасных предметов (острые, колющие, режущие предметы, электроприборы, медикаменты, и т.п.). «Служба 01», «Служба 02», «Служба 03».

Основная цель этого раздела – знакомить детей с экстремальными ситуациями в быту. Эта работа ведется на протяжении всего дошкольного периода, начиная с младшего возраста.

Предметы домашнего обихода, которые являются источниками опасности для детей:

  1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газ, плиты, печка,  электророзетки и т.п.);
  2. Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно, обращаться (иголки, ножницы, нож);
  3. Предметы, которые должны храниться в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки и т.д.).

Ребенок должен  усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде, уместны запреты. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (с. Маршак «Кошкин дом»), играми – драматизациями.

Чтобы научить пользоваться предметами 2 группы, необходимо организовать специальные занятия по выработке необходимых навыков (в зависимости от возраста детей).

 Особую опасность для детей в помещении представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытыми окнами, балконом. Дети должны знать номера телефонов близких и родных. А так же номер скорой помощи, милиции, пожарной части, и при необходимости набрать номер и назвать свой домашний адрес и фамилию.

Вся работа с детьми по правилам поведения в экстремальных ситуациях в быту проводится как на занятиях, так и в игровой форме: просмотр диафильмов, плакатов, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, картин, экскурсия в пожарную часть, рисование, лепка, конструирование и т.д.

  1. РЕБЕНОК И ПРИРОДА.

Необходимо рассказать детям о взаимодействии и взаимосвязи всех природных объектов, Земля – наш общий дом. В этом разделе уделяется внимание знакомству детей с правилами поведения с животными, насекомыми, знакомить с лекарственными растениями, и ядовитыми, съедобными и несъедобными грибами, поведение во время грозы, у воды и т.д.

Знакомство детей начинается с младшего д./в, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Проводятся наблюдения за животными, растениями, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, чтение литературы, игровые упражнения.

В средней группе продолжается работа в этом направлении, проводятся целевые прогулки в лес, в парк, на водоем. Беседы с детьми на темы: «Безопасность на природе», «Общение с животными», и т.д. чтение соответствующей литературы: о животных, о растениях, загадывание загадок, чтение потешек, подвижные, дидактические игры, и т.д.

В старшем д./в продолжается работа по этому разделу, а так же добавляется моделирование ситуации: «Собака друг…», «Эй, не стойте слишком близко, я – тигренок, а не киска». Игровая деятельность, беседы, чтение произведений экологического содержания, рисование, развлечения.

  1. РЕБЕНОК В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ.

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.

Педагог должен рассказать об опасных ситуациях контактов с незнакомыми людьми, учитывая, что у ребенка свои представления о том, какие взрослые могут представлять опасность, а какие – нет. Целесообразно провести с детьми беседу о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Для этого в младшем д./в можно использовать примеры из сказок (например: злая мачеха из сказки «О мертвой царевне и о 7 богатырях», Золушка, Чудище и т.д.).

С более старшими  имеет смысл организовать беседу с опорой на примеры из собственного жизненного опыта. Необходимо специально рассмотреть примеры опасных ситуаций контактов с незнакомыми людьми.

Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать "нет" другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят вытянуть его в опасную ситуацию. Нельзя входить в подъезд одному, без родителей, нельзя открывать дверь чужим, если даже он действует от имени родителей.

  1. ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА.

Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Педагоги знакомят детей с тем, как устроены тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, малышам, например, предлагает показать, где находятся руки, ноги, голова и т.п. рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьется сердце.

Физическое воспитание ребенка важно не только само по себе: оно является также важным средством развития его личности, ценностей и установок. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Необходимо дать элементарные сведения о лекарствах, о том, какую пользу они приносят. Дети должны знать о пользе витаминов, их значении для жизни.

Знакомить детей с правилами первой помощи при травмах. Каждое из этих правил может быть темой специальной беседы, основанной на опыте детей, игры – драматизации, сценки кукольного театра.

Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы беседы, соответствующие игры, драматизации. Любые конфликтные ситуации надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.

Особенность данной темы состоит в том, что очень большое значение положительного примера взрослых. Поэтому необходимо уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые детям в ДОУ и дома, могут вызывать у них растерянность, обиду.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулировании их активного в ней участия;
  2. Ознакомление родителей с работой группы по предлагаемой теме (собрания, специальные занятия, экспозиции, видеофильмы и т.д.);
  3. Организация различных мероприятий с участием родителей;
  4. Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, мероприятия, информация в «уголках родителей» и пр.).

Охрана здоровья детей – важнейшая задача всех взрослых: родителей, воспитателей. Только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов в деле охраны и обеспечении безопасности жизнедеятельности ребенка.

Литература:

  1. Гостюшкин А. Безопасность. М.1995г.
  2. Н.Авдеева, О.Князева. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Д/В. №3 – 4.1997г.
  3. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках. М.1998г.
  4. Серз У. Серз М. Ваш ребенок. М.1998г.
  5. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М.1975г.
  6. Комлева Л. А. Дети и дорога. М. 1998г.
  7. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольникам. М.1998г.
  8. СтеркинаР. Плакаты о безопасности. М.2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Считаю важным, чтобы дети знали как вести себя в экстремальных ситуациях!...

Методические рекомендации для педагогов обучению детей рассказыванию.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.Связна...

Методические рекомендации для педагогов «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет ...

Методические рекомендации для педагогов «Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста»

Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные ме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА»...