Сборник музыкальных игр и хороводов из опыта работы
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Сборник музыкальных игр и хороводов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_sbornik_igr_i_horovodov.docx | 500.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 "Кораблик"» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому направлению развития детей
Корсаковского городского округа Сахалинской области
СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИГР и ХОРОВОДОВ
для детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы
музыкальный руководитель
Цыганкова Ирина Васильевна
Методическая справка
В сборнике приводятся описания музыкальных игр и хороводов (с нотами), в которые с огромным удовольствием будут играть дети в детском саду, в школе или дома. Ставя перед собой задачу развития эмоциональной отзывчивости на музыку, у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, а также формируется образное мышление и навыки совместного творчества.
Инсценировка хороводов и игр оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.
Материал сборника будет весьма интересен музыкальным руководителям, воспитателям и учителям музыки.
Лягушка
Правила игры:
Дети становятся в два круга: внутренний и внешний
1 куплет: дети идут по кругу, поют.
Припев: поют - хлопают руками по бедрам. Повторение припева: поют - подпрыгивают на двух ногах.
2 куплет: Играющие поют и постепенно низко приседают, как бы показывая, что лягушка опустилась на дно и заснула.
Припев: сидя поют - хлопают тихо руками по коленкам. Повторение припева: поют - медленно поднимаются.
3 куплет: поют - поднимают и качают руками в вверху.
Припев: поют - хлопают руками по бедрам. Повторение припева: поют - подпрыгивают на двух ногах.
4 куплет: Все поют и повторяют движения 1-го куплета и припева.
1к. Летом у реки было слышно нам, 2к. Как пришла зима, зла и холодна, 3к. Но вернулась к нас в добрый час весна, 4к. Снова слышно нам, лишь заря взойдёт,
|
Ворон
Правила игры:
По считалке выбирается Ворон и Заяц. Остальные дошкольники зайчата. Они цепляются за Зайца, растягиваясь в длинную цепочку. Ворон садится на землю и ковыряет её палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:
- Ворон, ворон, что ты делаешь?
- Ямку копаю – отвечает «ворон».
- На что тебе ямка?
- Денежку ищу.
- На что тебе денежка?
- Ситчику купить. - Зачем тебе ситчик?
- Мешочек сшить.
- Зачем тебе мешочек?
- Камешки класть.
- На что тебе камешки?
- В твоих деток кидать.
- Что тебе мои детки сделали?
Ворон поёт. 1-8такт:
«В огород мой прибегали,
Лучок да мачок потаскали!
А репку да мяточку
Потоптали пяточками!»
- Кар-р-р! – Ворон бросается на зайчат, а заяц их защищает. Битва продолжается до тех пор, пока Ворон не вытянет из цепочки кого-нибудь из детей. Он и становится новым вороном. Игра повторяется сначала.
Дед
Правила игры:
Дети вместе выбирают «деда». А сами отходят в сторону и совещаются, как лучше его обмануть. Они договариваются о какой-нибудь работе, и производят движения, изображающие эту работу. Затем подходят к деду.
- Здравствуй, дед! – хором говорят дети. - Здравствуйте, дети! – отвечает дед. - Где вы были? - На работе. - Что делали? - ребята производят движения, изображающие работу, например - «жнут» в поле, «месят» тесто и т. д. Дед должен по их движениям угадать работу. Если дед угадывает, ребята ведут хоровод и поют про свою работу.
1- 10 такты:
«У нас серпы-то золотые,
А мы жнеи* молодые!
Время жито жать,
Во снопочки вязать,
На ток* возить,
Цепами* молотить.
Повторение 7-10такты:
У печи сушить,
Тесто круто месить,
Тесто месить,
Пирогами кормить!»
Кончив петь, дети убегают, а дед догоняет. Пойманный ребёнок становится дедом.
*жнеи – тот, кто жнёт в поле хлеб
*ток – площадка для молотьбы
*цепами – орудие для молотьбы
Горшки
Правила игры:
Дети делятся на две равные команды. Одна команда становится горшками и садится на пол в кружок. Другая команда – хозяева. Они становятся за каждым горшком. Один из детей изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает:
- Почём горшок?
- По денежке, - отвечает хозяин.
- А он не с трещиной?
- Попробуй! - покупатель легко ударяет пальцем по горшку и говорит:
- Крепкий! Давай сговор!
После этого хозяин и покупатель протягивают друг другу руки и поют песню.
1-8 такты:
«Чичары, чичары,
Собирайтесь, гончары,
- По кусту, по насту,
По лебедю горазду. Вон!»
Со словом «Вон!» они бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному горшку, тот и становится его хозяином.
Зайчик
Правила игры:
Дети становятся в круг и берутся за руки. В середине круга сидит на корточках один Зайчик.
Поют 1-10 такты:
«Что ты, белый зайчик,
Тут сидишь? Тут сидишь?
Что скучаешь и грустишь?
К нам скорей скачи, малыш!
Раз – прыжок! Два – прыжок!
Прыг, прыг, скок!»
11 такт: на слово «раз» Зайчик прыгает, направляясь к кому-нибудь из стоящих детей.
12 такт: на слово «два» делает второй прыжок.
13 такт: на слово «прыг, прыг, скок» прыгает три раза и останавливается перед кем-нибудь из играющих.
Ребенок, перед которым остановился Зайчик,
14 такт: на слово «раз» делает прыжок в круг, и становиться Зайчиком. Первый Зайчик становится на место ушедшего ребёнка.
15такт: на слово «два» новый Зайчик делает второй прыжок в круг.
16 такт: на слова «прыг, прыг, скок» делает три прыжка в том же направлении и присаживается на корточки.
Игра повторяется с новым Зайчиком. Можно выбрать сразу двух-трех Зайчиков.
Золото хоронить
Правила игры:
Дети садятся в кружок, складывая руки на коленях ковшичком. В кругу ходят двое детей – выборный и водящий. Выборный незаметно от водящего кладёт в чей-нибудь ковшичек монетку, а водящий угадывает, кому тот её положил. Все потряхивают ладошками и поют.
1- 12 такты:
« По калину, по малину,
По черную рябину,
А рябина говорила:
У меня, у меня
Здесь рубль, здесь два,
Здесь полтина серебра».
Если водящий найдёт монетку, то он садится в кружок. А тот, у кого обнаружена монетка, идёт водить.
Капуста
Правила игры:
Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают свои ленточки, пояса, платочки и т. д., обозначающие «капусту». Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный «хозяином», садится рядом с капустой.
«Хозяин», изображая движениями воображаемую работу, поёт.
1- 2 такты: «Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
1-2 такты: Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
3- 6 такты: Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый»
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого «хозяин» запятнает в огороде, тот в игре больше не участвует. Участник, который больше всех унесет из огорода «капусты», объявляется победителем и становится « хозяином»
Пчёлы
Правила игры:
Ребята по считалке делятся на две равные команды. Одна команда «пчёлы», другая – «цветы». Пчёлы сбиваются в тесный кружок, цветы ходят вокруг них и поют.
1-8 такты: «Пчёлки, пчёлки,
Жальца – иголки.
Серые, малые,
Крылышки алые».
Говорят:
Поверху летают,
К цветам припадают,
Медок собирают,
В колоду таскают.
Жжжжжжжжжжжжжжжжжжж!»
Цветы разбегаются, а пчёлы их ловят. Пчела, поймавшая цветок, говорит ему: «замри» - и цветок стоит на месте. Когда пчёлы переловят все цветы, они меняются с ними ролями, и игра продолжается.
Хоровод в лесу
Правила игры: Для игры выбираются две-три Земляники, две-три Ежевики, два-три Подосиновика, два-три Орешка.
Выбранные дети становятся в стороне. Остальные дети образуют круг и поют песню. Дети, держась за руки, идут бодрым шагом по кругу вправо.
1 – 8 такты:
«Мы пойдём, пойдём, пойдём,
Землянику мы найдем» На повторение запева – влево. 1 – 8 такты:
«Мы пойдём, пойдём, пойдём, Землянику мы найдем»
С окончанием запева останавливаются и опускают руки. 9 – 16 такты: «Земляника-ягода, Как же ты красна! Земляника-ягода, Как же ты вкусна!» Землянички бегут позади круга; дети, стоящие в кругу, слегка хлопают и под конец четверостишия с разных сторон вбегают в круг. 9 – 16 такты «Земляника-ягода, Руку нам давай! Земляника-ягода, В хоровод вставай! Дети, стоящие в кругу, протягивают руки вперед, ладонями вверх, как бы приглашая Земляничек, которые берутся за руки с кем-нибудь из детей, кружатся с ними и встают в общий круг. Игра повторяется.
В последующих куплетах движения повторяются.
На припев каждый раз вступает в игру названная в данном куплете группа детей (Ежевики, Подосиновики, Орешки).
Приглашают, т.е. протягивают руки те дети, у которых нет еще пары.
Вор – воробей
Правила игры:
Выбирается ребёнок - Воробей ( стоит в середине круга). Несколько детей за кругом, они « конопель»
Остальные играющие образуют круг, берутся за руки - поют.
1 - 12 такты
«Эй, вор-воробей, не клюй мою конопель,
Ни мою, ни свою, ни соседову.
Я за эту коноплю
Тумаков тебе на бью».
Воробей догоняет « коноплю» - детей. Дети поднимают сцепленные руки вверх. При этом все поют:
«Наш Воробьишка, в сером армячишке,
В чисто поле не идёт, коноплю не клюёт.
По двору гуляет, крошки собирает».
Петушок и курочки
Правила игры
Дети, изображающие курочек, сидят на корточках возле стен комнаты, как будто на насесте, «в доме». Среди них «петушок», у него на голове шапочка петушка.
Первая часть музыки «А» - «петушок» идет энергичным шагом, имитирует помахивание крыльями, словно ищет зёрнышки. В конце первой мелодии «петушок» громко говорит «Ку-ка-ре-ку!»
Вторая часть музыки «Б» - «курочки» подбегают к «петушку» и окружают его, бегают вокруг него по ровному кругу.
Первая часть музыки «А» – «курочки» на одном месте показывают, как ищут зернышки. Потом опять «петушок» кричит «Ку-ка-ре-ку!»
Вторая часть музыки «Б» – «курочки» подбегают к «петушку», уводят его в дом.
Игру можно повторять с новым «петушком».
Литература
- Агапова И.А. « Лучшие музыкальные игры для детей».- М.; ООО
« ЛАДА», 2009г.
2. Бодраченко И.В. «Музыкальные игры в детском саду».- М.; « Айрис – пресс», 2009г.
3. Гилярова Н. Н. « Хрестоматия по русскому народному творчеству» - М., ООО «Издательство РОДНИК», 1996 г.
4. Камаева Т. Ю. «Детские музыкальные праздники»; М., «Лайда», 1994 г.
5. Краснопевцева Е. А. «Поют дети»; издательство «Советская Россия», 1989 г.
6. Сорокин П. «Песенные узоры»; Москва «Музыка», 1990 г.
Содержание
1. Лягушка………………………………………………………2
2. Ворон………………………………………………………… 4
3. Дед…………………………………………………………….5
4. Горшки………………………………………………………..7
5. Зайчик………………………………………………………....8
6. Золото…………………………………………………………9
7.Капуста……………………………………………………….10
8. Пчёлы………………………………………………………...11
9. Хоровод в лесу……………………………………………....12
10. Вор – воробей……………………………………………....14
11. Петушок и курочки………………………………………...15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Цели.Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих спо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.Самый короткий путь эмоциона...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Цель:Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических пособий и игр. Использование в играх всех видов музыкальной деят...
Роль игровых технологий в обучении на музыкальном занятии. Приведен доклад из опыта работы и планирование занятий для 1 мл. группы на 1 полугодие с применением игры и ЭОР
Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения. Поэтому если мы гово...
Актуальность и эффективность речевых упражнений и игр в развитии музыкальных, творческих способностей детей.(из опыта работы)
Данный материал был изучен. разработан и использован в работе в детском саду на занятих с детьми, педагогами, встречах с родителями. Особое место в данной работе занимают речевые игры и уп...
Применение игровыых приемов и музыкальных игр на музыкальных занятиях с дошкольниками. (Из опыта работы)
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношен...
«Использование дистанционных образовательных технологий в работе музыкального руководителя детского сада» ( из опыта работы)
laquo;Использование дистанционныхобразовательных технологийв работе музыкального руководителя детского сада»( из опыта работы)https://disk.yandex.ru/d/rSETypRC36ArZA...