ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие) по теме
Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие
театральных способностей дошкольников через все виды
музыкальной деятельности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.
Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Я стараюсь, чтобы подготовка спектаклей , участие в представлении приносило радость каждому ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralno-igrovaya_tehnologiya.docx | 30.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.
Из опыта работы.
Выполнила:
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №2 «Рябинушка»
Владимирова Ольга Александровна
с. Комсомольское, 2012 год
Содержание.
2. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
3.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ.
Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ.
Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие
театральных способностей дошкольников через все виды
музыкальной деятельности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.
Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Я стараюсь, чтобы подготовка спектаклей , участие в представлении приносило радость каждому ребенку.
Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трем основным целям; развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.
Цели:
1. Приобщение детей к театральной культуре.
- Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.
- Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.
- Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Основные задачи:
- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
- Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
- Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
5. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.
6.Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.
Участники.
Дети; их родители; педагоги.
Организация работы проводится по трем направлениям:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
- Совместная работа педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат.
1.Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей.
- Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
- Развитие устойчивого интереса к театрально- игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах.
- Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.
В рамках данного вопроса я изучила следующую методическую литературу.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,
Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,
Радынова О.П. «Слушаем музыку»,
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,
Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь»
Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
Г.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко « Кукольный театр –дошкольникам» .
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.
Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх - занятиях.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств( обучением
вербальным и невербальным видам обучения); - воспитанием воли, развитием памяти, воображения,
фантазии, речи(диалога и монолога); - созданием положительного эмоционального настроя,
снятием напряженности, решением конфликтных
ситуаций через игру.
Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие , эмоциональное развитие , развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы , краски , звуки.
Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.
Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка , фантазию и творческий потенциал . Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Одна из основных задач театрально-игровой деятельности- это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.
3.Использование театрально-игровой технологии в практике.
Элементы театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.
Для достижения лучшего результата поставила перед собой следующие задачи:
1.Способствовать усвоению знаний в музыкальной и театральной
деятельности.
2.Развивать природную музыкальность детей через музыкально-теа-
тральную деятельность .
3.Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.
- Движения.
Основные движения. Изобразительные движения и жесты.
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве:
строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место.
Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально
подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают
элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы,
прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.
Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка»,
«лиса» и др.
Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый
мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.
Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные
характерные движения.
2.Музыкально-двигательные этюды.
Основным приемом по музыкальному движению является образный
музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые
развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со
стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность
в себе.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке(гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.
Затем детям дается творческое задание, например: придти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.
Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.
Особое внимание я уделяю выразительности движений.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
- Декламация. Выразительное чтение.
На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.
Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.
- Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Важную роль занимает музыкальное восприятие , ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.
4.Результаты внедрения программы в практику.
- Творческая активность детей в музыкально – театральной деятельности во многом зависит от организации на музыкальных занятиях, поэтому я составила план по музыкально-театральной деятельности .
- Разработала занятия с применением элементов театрально-игровой технологии .
- Создала картотеку этюдов, игр-драматизаций, упражнений на артикуляцию, логоритмических упражнений.
- Адаптирую авторские и пишу свои сценарии для праздников и развлечений с учетом возможностей конкретных детей.
- Провожу праздники и развлечения .
- Провожу занятия с использованием театрально-игровых технологий.
- Занимаюсь музыкально-театрализованной деятельностью в контакте с воспитателями. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
- Привлекаю родителей к исполнению ролей, подбору реквизиту, пошиву костюмов. Пробую привлекать родителей к написанию сценария, подбору материала для праздников для собственных детей
( Весенний концерт). Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
Литература.
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».
- Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников».
- Радынова О.П. «Слушаем музыку».
- Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
- Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» .
- Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
- Г.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко « Кукольный театр –дошкольникам» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Цели.Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих спо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Цель:Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических пособий и игр. Использование в играх всех видов музыкальной деят...
Роль игровых технологий в обучении на музыкальном занятии. Приведен доклад из опыта работы и планирование занятий для 1 мл. группы на 1 полугодие с применением игры и ЭОР
Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения. Поэтому если мы гово...
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ (из опыта работы)
Материалы и презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....
презентация звуковая культура речи на музыкальных занятиях в ДОУ( из опыта работы)
Музыкальный руководитель может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели....
Применение игровыых приемов и музыкальных игр на музыкальных занятиях с дошкольниками. (Из опыта работы)
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношен...
"Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ" ( из опыта работы)
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение...