Актуальность и эффективность речевых упражнений и игр в развитии музыкальных, творческих способностей детей.(из опыта работы)
учебно-методический материал по музыке на тему
Данный материал был изучен. разработан и использован в работе в детском саду на занятих с детьми, педагогами, встречах с родителями. Особое место в данной работе занимают речевые игры и упражнения, которые являются основой развития музыкального и речевого слуха и могут быть использованы не только музыкальными руководителями, но и воспитателями, педагогами коррекционных групп, логопедами.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Актуальность и эффективность речевых игр и упражнений в развитии творческих способностей детей.
В нашем телевизионно - компьютезированном мире потребность людей в творческом выражении огромна. Дети, которые каждый день нажимают на кнопки компьютора, нуждаются также в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действия, что является одной из главных задач музыкального воспитания дошкольников.
Научить детей слушать и слышать музыку в шелесте листьев, в дунавении ветерка, в пении птиц, шуршании бумаги, почувствовать в стихах и прозе, сыграть ее. Все дети талантливы, могут музицировать, петь, играть, сочинять. Нужно только найти ключик к каждому ребенку. Найти формы, методы и приемы работы с детьми, чтобы развить личностные качества каждого ребенка, эмоциональность, умение сотрудничать, взаимодействовать, решать задачи самостоятельно, творчески.
Изучив технологии программы «Элементарное музицироание» Т.Э. Тютюнниковой, целью которой является игровое развитие способности к естественному самовыражению в звуках, на основе разнообразной и разносторонней музыкально-творческой практики, которая должна доставлять ребенку удовольствие, я поняла, что это является той формой, которая позволяет, играя, обучать, создавая неповторимую атмосферу общения.
Это явилось основой для разработки плана – программы «Раз-два-три- четыре-пять – начинаем мы играть», составления серии занятий, сценариев, речевых игр и упражнений.
Особое место среди них занимает речевое музицирование, которое является основой развития речевого и музыкального слуха, и могут быть разучены и использованы в работе с детьми не только музыкальными руководителями, но и воспитателями, логопедами и родителями. Материал по данному направлению был разработан, изучен и использован на занятиях, семинарах и встречах с родителями. Были показаны открытые занятия с использованием речевого музицирования: «Потешные посиделки», «Вы по небу прокатите нас облака», показана музыкальная сказка: «Муха цокотуха», музыкально-театральная игра «Котята, кошка Мурка и Мур Мяуч», выступление на курсах по теме «Развитие творческих способностей через речь, музыку и движение», методическая неделя для воспитателей: «Играя учимся творить», мини –занятие с участием воспитателей «Белая книга зимы» Родители стали участниками практикума: «Поиграй со мной».
Речевые игры и упражнения забавные, веселые, интересные, а инструментальное сопровождение игр их ритмизация, звучащие жесты помогли развить у детей образность, воображение, музыкальность, память, самостоятельность, инициативность.
Предварительный просмотр:
2. Речевое музицирование в музыкально-педагогической концепции
Карла Орфа
Речевые упражнения, как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок К. Орфа.
У речи и у музыки 10 общих средств выразительности: динамика, темп, тембр, характер, регистр и т. д. В музыке, в отличии от речи есть своё только лад и гармония.
В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Карл Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название “речевых упражнений и игр”. Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочинённый, изменённый в педагогических или иных целях.
Базой для речевых упражнений служит, как правило- детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
Каждая речевая модель “Шульверка” подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом, тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шёпотом, в “нос” и т. д.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Речевое музицирование развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития детей.
Предварительный просмотр:
. Классификация речевых игр и упражнений
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ (со звучащими жестами)
Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в педагогических или иных целях.
Речевые упражнения служат эффективным средством интонационного слуха, являются наипервейшим средством для импровизации. Словесная игра развивает фантазию, находчивость, изобретательность, быстроту реакции, активность восприятия.
Инструментальное сопровождение речевых упражнений и игр дает богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам».
Средняя группа.
Игра «Шла веселая собака».
Шла веселая собака, 4 притопа
Чика-брики-гав! хлопка, 5-ый ударный 4 А за ней бежали гуси, 8 ударов ладонями по коленям
Головы задрав. 4 шлепка по подбородку правой рукой и 1 левой А за ними – поросенок 8 притопов
Чики-брики-хрю! 4 хлопка 5-ый ударный
Чики-брики, повтори-ка, 8 скользящих хлопка ладонями.
Что я говорю.
И вместе упражнение повторяется всеми детьми, затем выбирается другой ведущий, который придумывает свои звучащие жесты на данный текст. Игра может повторяться, пока есть у детей интерес.
Подготовительная группа.
Игра «Абри-фини, мокрый нос!» Абри-фини, 2 щелчка пальцами Абри-кос! 3 хлопка. Едут слезы 4 щелчка . Без колес! 3 хлопка Едут, едут, 4 щелчка
Ка-тят-ся! 3 хлопка
Капают 3 щелчка
На платьице! 4 хлопка Плачут щеки, 4 шлепка по щекам
Плачет нос: 3 раза дотронуться до носа
«Нам не дали хлопок, притоп, хлопок, притоп
Ааа-бри-кос быстрые притопы ногами.
Пальчиковые игры и танцы рук.
Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.
Пальчиковые игры: - развивают мышечный аппарат, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность. - «предвосхищают» сознание, его реактивность 9ввиду быстроты смены движений). - повышают общий уровень организации ребенка.
Сова. Пальчико-речевая игра.
В лесу (соединяют запястья рук, разведя пальцы в стороны)
Темно (закрывают ладонями глаза, локти в стороны),
Все спят (соединяют ладони вместе)
Давно( кладут ладони «подушечку» себе на плечо, наклоняют голову)
Одна сова не спит (приставляют большие и указательные пальцы к глазам)
На суку сидит (убирают руки за спину, выгибают грудь- важная сова)
Да как полетит! ( разводят руки в стороны, «перелетают» на другое место)
Игра повторяется три раза. Текст произносится нараспев, в разном голосовом регистре).
Педагог:
Летела сова.
Большая голова,
Как она летела - Во все стороны глядела.
Глядь – навстречу мышки! (дети садятся на корточки, прижав к себе «лапки»
А в лапках у них шишки. (трут сжатые кулаки друг о друга, слушают издаваемые при этом звуки).
Сколько вокруг мышек? (разводят руки приподняв плечи – удивляясь, повернув голову вправо)
Сколько у них шишек? (тоже движение влево)
Эти шишки для бельчат?
Дети: Нет!
Педагог: Эти шишки для зайчат?
Дети: Нет!
Педагог: Для кого они?
Дети: Для кошки. Проучить ее решили Мы немножко. Педагог: Погодите! Погодите! Поподробней расскажите!
Элементарный музыкальный театр.
Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга. Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.
Мы играем в теремок
Самое первое воображение о выразительности разных тембром малыши получают когда пробуют озвучить какую-либо сказочку, например «Теремок»: приготовьте перед детьми шумовые инструменты и начинайте рассказывать сказку. Предложите им подобрать для каждого персонажа инструмент. Договоритесь, кто какую партию будет играть. Можно составить перечень «действующих персонажей», например:
Теремок - ложки
Тук –тук – деревянная коробочка
Мышка - треугольник
Лягушка - бубен
Зайка – ксилофон
Волк – каста на ручках
Медведь - барабан
Теремок развалился – бутит (знак всех инструментов)
Рассказывая сказку детям старшей группы, пропускаем слова, которые помечают персонажей, пусть в это время играют только инструменты, которые их озвучивают: «Стоит в поле (ложки); он не низок, не высок. Бежала мимо (треугольник)» и т.д. Потом слова можно изъять совсем, сказку расскажут лишь инструменты.Это будет сложное задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
Зимняя сказка
Воспитатель: Ребята, мы попали с вами в зимнюю сказку! Возьмите в руки волшебные мешочки и расскажем зимний стих «Снег, снег».
Озвучивание стихотворения «Снег, снег» (И. Токмакова).
(Используются небольшие мешочки с крахмалом. Ритмично сминая их на слова «снег, снег» четвертными длительностями, дети аккомпанируют стихам. Для озвучания храпа медведя можно использовать рубель. Его изготавливают следующим образом: на толстую резинку любой длины нанизывают пивные крышки с отверстиями по середине или костяшки от счетов. Резинку закрепляют с двух сторон. Еще нужна петелька, чтобы удобно было держать инструментов в руке. На нем играют палочкой, проводя по всей длине резинки. В конце стихотворения сделать диминуэндо как будто дети уходят подальше от опасного места).
Как на горке - снег, снег;
И под горкой – снег, снег.
И на елке – снег, снег,
И под елкой - снег, снег.
Хр-р-р-р-р! (играет на рубиле)
Тише, тише, не шуметь… (диминуэндо)
Воспитатель:
Тишина в лесу… Но вдруг!
Изменилось все вокруг.
/Дети отложили мешочки, взяли палочки, встали/.
Дети:
Тук – тук! Это дятел!
Тук-тук! Тук-тук-тук!
Исполняют песню «Дятел» муз. Н.Леви, игра на палочках.
Воспитатель:
Каждый хочет показать свой талант
И не только дятел у нас музыкант!
/В круг выходит Петушок/.
Дети исполняют попевку «Горошина» муз. В. Карасевой в сопровождении маракасов.
Петушок:
Ку-ка-ре-ку!
Светит солнышко с утра,
В зимний лес нам всем пора!
Муз.рук.:
Снежинки пуховые, веселые живые!
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном
И землю устилаете блестящим серебром. (А. Липецкий).
Исполняют танец «Снежинок» на мелодию «Шербурские зонтики» М. Леграна.
Звери по лесу шли (сказка импровизация)
Сейчас мы с вами поиграем в сказку, историю которой вы придумаете сами..Возьмем уже знакомую песенку-попевку : «Лиса по лесу шла»
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, тембровый, интонационный и ритмический слух, память, творческое воображение и способность детей к объединению различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных.
Для того чтобы данное упражнение было действительно интересным, необходим баланс нового и известного. В структуре данного упражнения специально предусмотрены методы и приемы. Которые будут разворачиваться импровизационно, а также диалоги исход которых неизвестен, хотя и предполагаем.
Автор: бежала лиса по лесу и напевала песенку: «Лиса по лесу шла. Лиса денежку нашла. Пошла на базар и купила самовар.(соло) (варианты детей: лапти, куколку и тд.)
Автор: встретила она волка: Волк: Что ты лиса поешь.(обращается к одному из детей. Ребенок поет свой вариант.) Автор:Понравилась Волку песенка. Идет он по лесу и поет. Волк: Волк по лесу шел, волк копеечку нашел. Пошел на базар и купил себе диван. Так обыгрывается сценка, в которой участниками могут быть любые звери придуманные детьми. Данная придуманная детьми пьеска пропевается в определенном ритме, регисте и темпе характерном тому или иному животному, сопровождается звучащими жестами, игрой на шумовых музыкальных инструментах, а затем обыгрывается, как небольшой спектакль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, об...
"Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)
Актуальность опыта:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изо...
Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для музыкально- творчески - способных детей....
Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...
Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей (из опыта работы)
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творит...
Система методов и приемов в развитии музыкальных творческих способностей детей средствами русского музыкального фольклора из опыта работы
Разработанная мною система работы способствует воспитанию у детей творческой активности, проявляющейся в умении анализировать музыкальные примеры, самостоятельно сочинять короткие мелодии, развивает м...
Консультация для воспитателей: "Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей " из опыта работы 16.11.2021 год
Консультация очень доступная...