Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности
материал (средняя группа)

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Какая бывает вода?

Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 43

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.221

Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинки, песочные часы; алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», ведерки

Вода - растворитель

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 46

Сосуды разного размера и формы, стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, масло, красители, ложки, бумага, марля, сетка, марганцовка

Сила тяготения

Дать представление о существовании неведомой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 47

Глобус, небьющиеся предметы: бумага, шишки, детали конструктора, мячи.

Упрямые предметы

Познакомить с инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдений.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 48

Игрушечные машины, резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, картонки, монеты

Октябрь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Волшебные стеклышки

Познакомить с микроскопом, лупой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 51

Лупы, микроскопы, мелкие предметы, семена, листья, кора, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа.

Почему предметы движутся?

Познакомить детей с физическими явлениями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 53

Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары; книги, неваляшка, резиновые и пластмассовые игрушки; кусочки мыла, стекла, картинки, микроскоп.

Хитрости инерции

Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 55

Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки.

Что такое масса?

Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 56

2 одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, игрушки для взвешивания, соль, спички.

Ноябрь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Воздух

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 59

Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, пробники, ванилин, чеснок, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.

Этот удивительный воздух

Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.222

Мыльный раствор, свеча, трубочки, шприцы, ватман, блюдце, вата, пульверизатор

Парусные гонки

Уметь видеть возможности преобразования предмета, участвовать в коллективном преобразовании.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с. 225

Пробки, скрепки, трубочки, поднос, магниты, скотч

Солнце дарит нам тепло и свет

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 61

Лампа, набор предметов из разных материалов, бумага, нитки, лоскутки ткани, песок, иголки.

Декабрь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Почему дует ветер?

Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 64

Рисунок, схема изготовления вертушки, свеча

Почему не тонут корабли?

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 68

Таз с водой, предметы из различных материалов, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки

Путешествие Капельки

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, выяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки детей.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 70

Чайник, холодное стекло, иллюстрации «Вода», схема «Круговорот воды в природе», карта или глобус, мнемотаблица

Земля – наша кормилица

Дать представление о том, что почва – верхний слой Земли, познакомить с составом почвы.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.232

Земля, вода, макеты «Горы», «Слои Земли», тазик, бумага, схема «Пищевая цепочка»

Январь

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Чем можно измерять длину?

Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 74

Сантиметровые ленты, линейки, отрез ткани, тесьма

Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 78

Таз с водой, рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости; кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов

Откуда взялись острова?

Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня мора.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 85

Модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, физическая карта мира

Февраль

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Как происходит извержение вулкана?

Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 87

Картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетка

Как появляются горы?

Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить самостоятельно изготавливать соленое тесто.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 89

Лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «Приготовление соленого теста», миски, стаканы, ложки; какао – порошок, пищевой краситель коричневого цвета, коробка

Испытание магнита

Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.267

Коллаж «Магнетические и немагнитические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе, скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы,конструктор, деревянные кирпичи, ракушки, шарик, резинка

О «дрожалке» и «пищалке»

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91

Линейка, проволока, коробки, нитки, спички

Март

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Как сделать звук громче?

Обобщить представления о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, усиливаются с помощью специальных предметов.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 95

Расчески, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдца, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты из бросового материала

Почему поет пластинка?

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки – флейты.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 98

Пластинка, рупор, швейная игла, увеличительные стекла, соломинка, ножницы, картинки – алгоритмы, проигрыватель

Как образуются метеоритные кратеры?

Смоделировать метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, о звездах; развивать умение действовать по алгоритму.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 100

Мука, поднос с высокими краями, ложки, линейка, кусок полиэтилена, иллюстрации «Солнечная система», совки, карточки с алгоритмом действий

Почему в космос летают на ракете?

Уточнить представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 102

Листы бумаги, шары, коллаж «Все, что летает», ракета

Апрель

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Секретные записки

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 104

Лимон, вата, палочки, чаша, листы бумаги, кисти, краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки – невидимки

Что такое молния?

Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 106

Шары, шерстяная ткань, шарфики, линейка, пластилин, большая скрепка

Почему горит фонарик?

Уточнить представления о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 110

Картинка электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, 6-8 лимонов, 8-10 отрезков по 10 см медной проволоки, скрепки, иголка

Электрический театр

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112

Оргстекло, папиросная бумага, булавки, толстые книги, шерстяная ткань, шаблоны человечков, калька

Май

Тема

Задачи

Программно – методическое обеспечение

Оборудование, материалы

Радуга в небе

Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления о смешивании цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме - алгоритму

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112

Стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло, жидкое мыло, ложки, стаканчики, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала

Мир бумаги и ткани

Познакомить с разными видами бумаги и ткани; формировать умение сравнивать качества и свойства; помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.253

Различные виды бумаги и лоскутки ткани, ножницы, емкости, алгоритмы деятельности

Легкая пластмасса и тяжелый металла

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая) и металла, изделий из пластмассы и металла. Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.257, 265

Изделия из пластмассы и металла, емкость, совок, молоток (без ручки).

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить со стеклянной посудой, процессом ее изготовления, вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.261, 262

Предметы из стекла и фарфора, подкрашенная вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности Средняя группа

Перспективный план опытно - экспериментальной деятельности в средней группе...

Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12051780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 158px; heigh...

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы сада

Планы занятий по познавательно-исследовательской деятельности...

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности...

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет)

Занятия, игровая деятельность, опытно-экспериментальная, чтение, беседы, рассматривание картин с детьми по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15656328","at...