Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности
материал (средняя группа)
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
Тема | Задачи | Программно – методическое обеспечение | Оборудование, материалы |
Какая бывает вода? | Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 43 Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.221 | Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинки, песочные часы; алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», ведерки |
Вода - растворитель | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 46 | Сосуды разного размера и формы, стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, масло, красители, ложки, бумага, марля, сетка, марганцовка |
Сила тяготения | Дать представление о существовании неведомой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 47 | Глобус, небьющиеся предметы: бумага, шишки, детали конструктора, мячи. |
Упрямые предметы | Познакомить с инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдений. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 48 | Игрушечные машины, резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, картонки, монеты |
Октябрь
Тема | Задачи | Программно – методическое обеспечение | Оборудование, материалы |
Волшебные стеклышки | Познакомить с микроскопом, лупой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 51 | Лупы, микроскопы, мелкие предметы, семена, листья, кора, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа. |
Почему предметы движутся? | Познакомить детей с физическими явлениями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 53 | Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары; книги, неваляшка, резиновые и пластмассовые игрушки; кусочки мыла, стекла, картинки, микроскоп. |
Хитрости инерции | Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 55 | Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки. |
Что такое масса? | Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 56 | 2 одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, игрушки для взвешивания, соль, спички. |
Ноябрь
Тема | Задачи | Программно – методическое обеспечение | Оборудование, материалы |
Воздух | Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 59 | Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, пробники, ванилин, чеснок, чашечные весы, миска, бутылка, насосы. |
Этот удивительный воздух | Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.222 | Мыльный раствор, свеча, трубочки, шприцы, ватман, блюдце, вата, пульверизатор |
Парусные гонки | Уметь видеть возможности преобразования предмета, участвовать в коллективном преобразовании. | Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с. 225 | Пробки, скрепки, трубочки, поднос, магниты, скотч |
Солнце дарит нам тепло и свет | Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 61 | Лампа, набор предметов из разных материалов, бумага, нитки, лоскутки ткани, песок, иголки. |
Декабрь
Тема | Задачи | Программно – методическое обеспечение | Оборудование, материалы |
Почему дует ветер? | Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 64 | Рисунок, схема изготовления вертушки, свеча |
Почему не тонут корабли? | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 68 | Таз с водой, предметы из различных материалов, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки |
Путешествие Капельки | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, выяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки детей. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 70 | Чайник, холодное стекло, иллюстрации «Вода», схема «Круговорот воды в природе», карта или глобус, мнемотаблица |
Земля – наша кормилица | Дать представление о том, что почва – верхний слой Земли, познакомить с составом почвы. | Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.232 | Земля, вода, макеты «Горы», «Слои Земли», тазик, бумага, схема «Пищевая цепочка» |
Январь
Тема | Задачи | Программно – методическое обеспечение | Оборудование, материалы |
Чем можно измерять длину? | Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 74 | Сантиметровые ленты, линейки, отрез ткани, тесьма |
Твердая вода. Почему не тонут айсберги? | Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 78 | Таз с водой, рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости; кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов |
Откуда взялись острова? | Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня мора. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 85 | Модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, физическая карта мира |
Февраль
Тема | Задачи | Программно – методическое обеспечение | Оборудование, материалы |
Как происходит извержение вулкана? | Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 87 | Картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетка |
Как появляются горы? | Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить самостоятельно изготавливать соленое тесто. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 89 | Лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «Приготовление соленого теста», миски, стаканы, ложки; какао – порошок, пищевой краситель коричневого цвета, коробка |
Испытание магнита | Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91 Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.267 | Коллаж «Магнетические и немагнитические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе, скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы,конструктор, деревянные кирпичи, ракушки, шарик, резинка |
О «дрожалке» и «пищалке» | Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91 | Линейка, проволока, коробки, нитки, спички |
Март
Тема | Задачи | Программно – методическое обеспечение | Оборудование, материалы |
Как сделать звук громче? | Обобщить представления о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, усиливаются с помощью специальных предметов. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 95 | Расчески, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдца, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты из бросового материала |
Почему поет пластинка? | Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки – флейты. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 98 | Пластинка, рупор, швейная игла, увеличительные стекла, соломинка, ножницы, картинки – алгоритмы, проигрыватель |
Как образуются метеоритные кратеры? | Смоделировать метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, о звездах; развивать умение действовать по алгоритму. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 100 | Мука, поднос с высокими краями, ложки, линейка, кусок полиэтилена, иллюстрации «Солнечная система», совки, карточки с алгоритмом действий |
Почему в космос летают на ракете? | Уточнить представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 102 | Листы бумаги, шары, коллаж «Все, что летает», ракета |
Апрель
Тема | Задачи | Программно – методическое обеспечение | Оборудование, материалы |
Секретные записки | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 104 | Лимон, вата, палочки, чаша, листы бумаги, кисти, краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки – невидимки |
Что такое молния? | Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 106 | Шары, шерстяная ткань, шарфики, линейка, пластилин, большая скрепка |
Почему горит фонарик? | Уточнить представления о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 110 | Картинка электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, 6-8 лимонов, 8-10 отрезков по 10 см медной проволоки, скрепки, иголка |
Электрический театр | Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112 | Оргстекло, папиросная бумага, булавки, толстые книги, шерстяная ткань, шаблоны человечков, калька |
Май
Тема | Задачи | Программно – методическое обеспечение | Оборудование, материалы |
Радуга в небе | Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления о смешивании цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме - алгоритму | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112 | Стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло, жидкое мыло, ложки, стаканчики, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала |
Мир бумаги и ткани | Познакомить с разными видами бумаги и ткани; формировать умение сравнивать качества и свойства; помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. | Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.253 | Различные виды бумаги и лоскутки ткани, ножницы, емкости, алгоритмы деятельности |
Легкая пластмасса и тяжелый металла | Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая) и металла, изделий из пластмассы и металла. Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.257, 265 | Изделия из пластмассы и металла, емкость, совок, молоток (без ручки). |
Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить со стеклянной посудой, процессом ее изготовления, вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с.261, 262 | Предметы из стекла и фарфора, подкрашенная вода |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
планирование экспериментальной деятельности...
Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы
Подборка эксперементов для детей 4-5 лет....
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности Средняя группа
Перспективный план опытно - экспериментальной деятельности в средней группе...
Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12051780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 158px; heigh...
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы сада
Планы занятий по познавательно-исследовательской деятельности...
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности...
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет)
Занятия, игровая деятельность, опытно-экспериментальная, чтение, беседы, рассматривание картин с детьми по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15656328","at...