Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру
Перспективный план по теме "Времена года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_poznavatelno_1_1_1.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности
в старшей группе (5-6 лет)
Характеристика основных видов деятельности воспитанников | ||
Тема: Осень | ||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Образовательная деятельность | ||
Познавательное развитие Тема: Знакомство с осенью. Цель: расширять представления об осени, развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. | Познавательное развитие Тема: Осень в лесу. В гости к лесовичку. Цель: знакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов. | Познавательное развитие Тема: Вкусные дары щедрой осени. Цель: закреплять знания о местных и экзотических фруктах, овощах. |
Деятельность в режимных моментах | ||
Беседы | ||
Тема: Золотая осень. Цель: воспитывать умение чувствовать и понимать красоту окружающей природы, желание принимать участие в ее охране и защите. Тема: Как природа рисует красками. Цель: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Активизировать словарь: листопад, златоцвет, рябинник, пернатые друзья. | Тема: Приметы осени. Цель: обобщить и систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных. | Тема: Осенние месяцы. Цель: формировать представление о каждом осеннем месяце, их названии в народе. |
Рассматривание репродукций картин | ||
И. Левитан «Золотая осень», «Осень. Дерево» В. Поленов «Золотая осень», А. Жуков «Утро в старом парке», С. Жуковский «Ясная осень» Цель: обратить внимание, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родного края. Чтение художественной литературы | ||
Разучивание стихотворений: А.Н. Плещеев «Скучная картина», И. А. Бунин «Осень». Чтение: А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованья…», А. Фет «Осень», И. Токмакова, «Деревья», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Я. Тайц «Про ягоды», А. Н. Толстой «Желтухин». Цель: через художественное слово раскрыть образ осени | ||
Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры | ||
«Времена года», «Когда это бывает», «Такой листик лети ко мне», «Осенние приметы», «Собираем осенние листочки». Цель: развивать знания о приметах осени, наблюдательность, сообразительность, смекалку, память, связную речь | ||
Художественное творчество | ||
Рисование: «Осенний натюрморт», «Осень в городе», «Овощи и фрукты оранжевого цвета» Лепка: «Алеют ягоды рябины», «Осень хоть дождлива, но сыта», «В осенний лес за грибами», Аппликация и конструирование: «Венок из листьев», «Осеннее дерево», «Осенний лес», «Лесовичек» Создание лэпбука «Осень расписная». Цель: систематизировать знания путем организации продуктивной деятельности. | ||
Опытно – экспериментальная деятельность | ||
«Ветер – это движение воздуха» Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха «Мокрый песок принимает нужную форму» Цель: доказать, что мокрый песок может принимать любую форму «Лепим из песка» Цель: показать, что мокрый песок после высыхания рассыпается Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке. | ||
Тема: Зима | ||
Декабрь | Январь | Февраль |
Образовательная деятельность | ||
Познавательное развитие Тема: Зима, изменения в природе. Цель: расширять представление о зиме, о взаимосвязях между живой и неживой природой. | Познавательное развитие Тема: Зимующие птицы. Цель: закрепить знания о зимующих птицах, изучить их особенности, вызывать желание помогать в трудное для них время. | Познавательное развитие Тема: Зимние забавы. Цель: обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах. |
Деятельность в режимных моментах | ||
Беседы | ||
Тема: Ура! Зима. Цель: вызвать эмоциональный отклик детей на наступление нового времени года. Тема: «Первый снег» Цель: закреплять свойства снега. | Тема: Как дикие звери готовились к зиме. Цель: показать приспособляемость животных к сезонным изменениям в природе. | Тема: Зимний спорт. Цель: расширять представление о зимних видах спорта. Тема: Почему растаяла Снегурочка? Цель: закреплять знания о взаимосвязи между явлениями природы. |
Рассматривание репродукций картин | ||
К. Юона «Русская зима», И. Шишкин «Сосна», «Первый снег», И. Бродский «Зимний пейзаж», А. Саврасов «Зима» Цель: обратить внимание, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа | ||
Чтение художественной литературы | ||
С.Есенин «Береза», И. С. Никитин «Встреча зимы», В. Даль «Старик – годовик», Н. Носов «На горке», Г.Х. Андерсен «Снежная королева» Чтение и разучивание загадок, пословиц, поговорок, закличек о зиме. Цель: через произведения обобщать и систематизировать знания о зиме. | ||
Просмотр презентации, мультфильмов о зиме. Рассматривание альбомов: «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные». Цель: развивать познавательный интерес, формировать способность видеть красоту окружающего мира. | ||
Игровая деятельность: дидактические, словесные, подвижные игры | ||
«Времена года», «Назови птицу», «Разрезные картинки», «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Снежинки и ветер», «Попади в цель» Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях природы, развивать мышление, речь, ловкость, целенаправленность движений. | ||
Художественное творчество | ||
Рисование: «Здравствуй зимушка – зима», «Снеговик», «Снежный лес», «Весело зимой» Аппликация и конструирование: «Зимний пейзаж», «Снегири на ветках», «Елочка – пушистая», «Сугробы» Лепка: «Образ матушки – зимы», «Зимние забавы» Цель: систематизировать знания детей о зимних явлениях, развивать творческие способности. Создание лэпбука «Снег, лед, снежинка» | ||
Опытно – экспериментальная деятельность | ||
«Цветные льдинки». Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. «Лед и соль» Цель: показать, как под воздействием соли лед начинает быстро таять. «Нужен ли растениям зимой снег?» Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. «Почему снег мягкий?» Цель: совершенствовать знания детей о снеге. «Получение инея» Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков. «Северное сияние» Цель: с помощью молока и пищевых красителей показать имитацию северного сияния. Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке. | ||
Тема: Весна | ||
Март | Апрель | Май |
Образовательная деятельность | ||
Познавательное развитие Тема: Весна пришла. Цель: уточнять и обобщать представления о характерных признаках весны. | Познавательное развитие Тема: Весна, весна в лесу. Цель: познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. | Познавательное развитие Тема: Вестники весны. Цель: обогащать и расширять знания детей о жизни перелетных птиц в весенний период. |
Деятельность в режимных моментах | ||
Беседы | ||
Тема: Весна пришла? Докажите. Цель: учить обоснованно, доказывать приход весны. | Тема: Первый месяц весны. Цель: обобщить представления о ранней весне, типичных весенних явлениях в природе. | Тема: Весенние праздники. Цель: расширять представления о весенних праздниках. |
Рассматривание репродукций картин, прослушивание музыкальных произведений | ||
А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март», К.Ф Юон «Мартовское солнце», «Весенний солнечный день» Цель: развивать умение замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. | ||
Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Вальс цветов», «Подснежник», В. Моцарт «Весенняя». Детские песни: С. Соснин «Солнечная капель», Л. Козлова «Весенняя капель», «Солнечные зайчики» (из мультфильма «Маша и медведь»). Цель: учить определять характер, темы, настроения музыкальных произведений. | ||
Чтение художественной литературы | ||
С. Маршак «Март», А. Плещеев «Апрель», Ф. Тютчев «Весна», А. Барто «Весна идет», Г. Скребицкий «Апрель», В. Бианки «Три весны», С. Маршак «Круглый год», И. Тютчев «Зима недаром злится», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Цель: через художественные произведения продолжать знакомить с приметами весны, расширять представления о писателях и поэтах. | ||
Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры | ||
«Я начну, а ты продолжи», «Лишнее слово». «Скажи наоборот», «Животные весной», «Когда это бывает», «Веснянка», «Хлопни в ладоши», «Живая природа». Цель: развивать интерес к природе весной, закреплять полученные знания. | ||
Художественное творчество | ||
Рисование: «Ранняя весна. Прилет грачей», «Весна пришла», «Каким цветет весна», «Весеннее небо». Лепка: «Подснежник», «Весенний пейзаж», «Дерево», «Цветущая весна» Аппликация и конструирование: «Весеннее дерево», «Воробьи в лужах», «Тюльпаны», «Ранняя весна». Цель: систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе путем продуктивной деятельности. Создание лэпбука «Вода». | ||
Опытно – экспериментальная деятельность | ||
«Где быстрее наступит весна?» Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона. «Таяние сосульки» Цель: показать, что в теплом помещении лед превращается в воду. «Плавает ли лед?» Цель: узнать, может ли лед плавать «Вода жидкая, может течь» Цель: показать, что вода – это жидкость. «Тонет, не тонет» Цель: закреплять знания свойств разных материалов. Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке. | ||
Тема: Лето | ||
Июнь | Июль | Август |
Беседы | ||
Тема: Лето – лето, какого оно цвета? Цель: Уточнить представление об изменениях, происходящих в природе летом. | Тема: Солнце – друг и враг. Цель: формировать представление о солнце, о его влиянии на живую и неживую природу. | Тема: Для чего нужна вода. Цель: систематизировать знания о значении воды в жизни человека. |
Наблюдение в природе | ||
Наблюдение за неживой природой: солнцем, небом и облаками, ветром дождем, почвой Цель: обобщить и углубить представления о летних признаках, учить замечать изменения, упражнять в определении состояния погоды. Наблюдение за живой природой: за насекомыми, растениями, деревьями и кустарниками, цветами на клумбе, птицами. Цель: сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц и насекомых, показать связь явлений природы и жизни живых организмов. | ||
Рассматривание репродукций картин | ||
К. Ф. Юон «Июль. Купание», Ф. А. Васильев «Летний жаркий день», «Рожь», А. М. Васнецов «Летний день», Е.Е. Волков «Цветочное поле». Цель: Приобщать детей к прекрасному миру живописи, видеть и понимать выразительные средства, которые используют художники, расширять знания о жанре изобразительного искусства – пейзаже. | ||
Чтение художественной литературы | ||
А. Барто «Липа зацвела», В. Берестов «Веселое лето», «Луговые цветы», Е. Трутнева «Колокольчик», К. Д. Ушинский «Летом в лесу», «На поле летом», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ю. И. Коваль «Бабочки», Н. И. Сладков «Лесные сказки». Разучивание загадок, пословиц, потешек, стихотворений о лете. Цель: познакомить с произведениями о лете, выявить и обобщить знания детей о признаках лета. | ||
Художественное творчество | ||
Выставка творческих работ «Солнышко лучистое». Цель: развивать творческие способности путем создания творческих работ разными способами нетрадиционных техник рисования, аппликации, конструирования. Рисование: «Чем пахнет лето?», «Я рисую море», «Фантастические цветы» Аппликация и конструирование: «Подводный мир», «Загадки с грядки», «На лугу». Лепка: «Бабочка на листе», «Летний ковер», «Дикие животные». Цель: систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе путем продуктивной деятельности. Создание лэпбука «Разноцветное лето». | ||
Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры | ||
«Что где растет?», «Найди насекомого», «Живая, неживая природа», «Это правда или нет?», «Хорошо – плохо», «Времена года», «Овощи и фрукты» Цель: Систематизировать знания о характерных признаках лета, о жизни растительного и животного мира. | ||
Опытно – экспериментальная деятельность | ||
«Дождь в облаках» Цель: показать, как образуется дождь в облаках. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются» Цель: узнать, какие вещества могут растворяться в воде, а какие нет (песок, сахар, мука, масло, краска). «Испарение воды» Цель: дать представление о том, что вода превращается в водяной пар – испаряется. Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке |
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности
в подготовительной группе (6 - 7 лет)
Характеристика основных видов деятельности воспитанников | ||||
Тема: Осень | ||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | ||
Образовательная деятельность | ||||
Познавательное развитие Тема: Осень золотая. Цель: закреплять представления об осени, сезонных изменениях. | Познавательное развитие Тема: Осенние посиделки. Цель: расширять представления о жизни домашних и диких животных, подготовки их к зиме. | Познавательное развитие Тема: Мой край поздней осенью. Цель: уточнять представления об изменениях, происходящих в природе поздней осенью в нашем крае. | ||
Эвристические беседы | ||||
Тема: Чем отличается осень от других времен года? Цель: уточнять представления об отличительных признаках осени, учить сравнивать, делать выводы. | Тема: Осенние приметы. Цель: продолжать закреплять знания об осени, уточнять ее приметы. | Тема: Если б не было осени. Цель: закреплять знания о сменяемости времен года, о важности каждого из них в природе. | ||
Рассматривание репродукций картин, альбомов, презентаций, видео, фотографий. Прослушивание музыкальных произведений. | ||||
И. Левитан «Осень. Дорога в деревне», А. М. Герасимов «дары осени», И. И. Бродский «Опавшие листья», И. С. Остроухов «Золотая осень». Цель: учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник. | ||||
Прослушивание музыкальных произведений: А. Вивальди «Осень», П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь» Детские песни: О. Осипова «Наступила после лета осень», С. Насауленко «Осень – непогодушка, З. Левина «Что нам осень принесла», М. Парцхаладзе «Дождик». Цель: через эмоциональное восприятие произведений закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках. | ||||
Просмотр презентаций, видео, мультфильмов об осени в разные периоды. Рассматривание альбомов: «Осень», «Что нам осень принесла». Цель: систематизировать знания о времени года, развивать познавательный интерес. | ||||
Чтение художественной литературы | ||||
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Фет «Осень», К. Ушинский «Спор деревьев», А. Толстой «Осень», Н. Носов «Огурцы», «Огородники», В. Катаев «Грибы», Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Синичкин календарь», Л. Толстой «Дуб и орешник». Цель: закреплять и расширять представления об осени через знакомство с произведения поэтов и писателей, воспитывать чуткость к художественному слову, бережное отношение к природе. | ||||
Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры | ||||
«Не ошибись», «Подбери картинки», «С какого дерева листок?», «Что перепутал художник?», «Времена года», «Собери листочки», «Собери урожай», «Подбери слово», «Узнай по описанию» Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе осенью, об их причинах. | ||||
Художественное творчество | ||||
Рисование «Осенний букет», «Волшебные краски осени», «Осенняя береза», «Такая разная осень». Аппликация: «Осенний ковер», «Волшебный лес осенью», «Веточка рябины». Лепка: «Грибы в корзинке», «Дары осени», «Птицы на пруду». Конструирование: «Осенний лист», «Ежик в осеннем лесу». Выставка творческих работ «Осенний лес» Цель: учить передавать образ осени, отражать свои эмоции в собственной изобразительной деятельности. Пополнение лэпбука «Осень расписная»: стихами, пословицами, загадками приметами осени, информации об осенних месяцах, играми «Собери грибы в корзинку», «Разрезные картинки», «Что надеть осенью?». | ||||
Опытно – экспериментальная деятельность | ||||
«Дождь в пакете». Цель: формировать представление детей об испарении воды и превращении ее в дождь. «На мокром песке остаются следы» Цель: выяснить, на каком песке остаются следы, мокром или сухом. «Какой песок тяжелее?» Цель: с помощью весов определить вес сухого и мокрого песка. Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке. | ||||
Тема: Зима | ||||
Декабрь | Январь | Февраль | ||
Образовательная деятельность | ||||
Тема: Здравствуй, зимушка – зима! Цель: закрепить и обобщить знания о зимнем времени года. | Тема: Волшебница зима. Цель: систематизировать знания о зиме, зимних приметах, явлениях и забавах. | Тема: Зимние праздники. Цель: расширять представления о зимних праздниках, формировать интерес к традициям и обычаям русского народа. | ||
Эвристические беседы | ||||
Тема: Почему зима холодная? Цель: побуждать называть основные приметы зимнего периода, развивать умение рассуждать, устанавливать связи между временем года и погодой. | Тема: Как зимуют лесные звери? Цель: обогащать представления об особенностях жизнедеятельности животных в зимний период. | Тема: Что вы знаете о снеге? Цель: закреплять свойства снега, учить отвечать на проблемные вопросы. | ||
Беседы | ||||
Тема: Как не заболеть зимой? Цель: актуализировать представление детей о правилах безопасного поведения, здоровьесбережения в зимний период. | Тема: Осторожно, гололед. Цель: познакомить детей с основными правилами передвижения по скользкой поверхности, формировать навыки осмотрительного и бережного отношения к своему здоровью. | Тема: Зимнее утро. Цель: учить детей по результатам наблюдений отвечать на вопросы, активизировать в речи названия природных явлений, объектов природы. | ||
Рассматривание репродукций картин, просмотр презентаций, видео | ||||
И. Левитан «Зимой в лесу», А. А. Пластов «Первый снег», К. Юон «Волшебница – зима», И. Э. Грабарь «Зимнее утро», Н.П. Крымов «Зимний вечер»; рассматривание сюжетных картин: «Зимние забавы», «Покормим птиц», «Скоро Новый год». Цель: вызвать эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин, развивать умение видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник. | ||||
Просмотр видео, презентаций о зимних явлениях, забавах, животном и растительном мире в зимний период, о новогоднем празднике. Цель: расширять представления детей о зиме, помочь почувствовать красоту и многообразие природы. | ||||
Чтение художественной литературы | ||||
Разучивание стихотворений: И. Суриков «Зима», А. Федоров «Мороз», А. Толстой «Декабрь» Чтение: А. Блок «Снег да снег кругом», С. Михалков «Зяблик», В. Бианки «Синичкин календарь», Н.А. Некрасов «Мороз воевода», Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», Е. Трутнева «С новым годом!», И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерев». Цель: показать детям на примерах произведений русских поэтов и писателей, воспевающих зиму, красоту и величие русской зимы, воспитывать интерес к поэзии. | ||||
Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры | ||||
«Так зимой бывает или нет», «Подбери картинку», «Кто где живет», «Времена года», «Поймай снежинку», «Мороз – красный нос», «Хорошо – плохо», «Чьи следы», «Зимующие птицы», «Отгадай загадку». Цель: закреплять знания о зиме, как о времени года, развивать логическое мышление, память, внимание. | ||||
Художественное творчество, прослушивание музыкальных произведений | ||||
Выставки детских рисунков: «Что такое новый год?», «Зимние забавы», «Деревья в снегу», «Птицы зимой». Аппликация: «Зимний пейзаж», «Снегирь», «Снеговик». Лепка: «Лепим снежную бабу», «Дети нам прогулке зимой», «Зимние узоры Деда Мороза». Конструирование: «Снежинка», «Новогодняя елочка», «Дворец зимушки зимы. Цель: расширять представления о сезонных изменениях зимой посредством нетрадиционных техник рисования, аппликации, конструирования. Пополнение лэпбука «Снег, снежинка, лед»: альбомами «Откуда берутся снег и лед?», «Интересные факты про лед», раскрасками, опытами и экспериментами о снеге. | ||||
Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Декабрь – святки», «Зимнее утро», А. Вивальди «Зима», Г. Свиридов «Метель», В. Шаинский «Снежинки», А. Внукова «Если снег идет», Е. Тиличеева «Метель». Цель: через эмоциональное восприятие произведений закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках. | ||||
Опытно – экспериментальная деятельность | ||||
«Откуда берется иней?» Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков. «Получение снега» Цель: показать разные способы получения снега: из пены для бритья, мыла, муки и крахмала. «Морозные узоры» Цель: познакомить со способом получения морозных узоров при помощи желатина. «Северное сияние» Цель: познакомить с «хроматографией» на ткани. Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке. | ||||
Тема: Весна | ||||
Март | Апрель | Май | ||
Образовательная деятельность | ||||
Тема: Весна – красна. Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, связи между явлениями живо и неживой природы. | Тема: Весну выручаем. Цель: способствовать обобщению представления о весне как о времени года, о жизни животных и птиц в весеннее время. | Тема: Весенние первоцветы. Цель: формировать представление о весенних первоцветах, об их значении в нашей жизни. | ||
Беседы | ||||
Тема: Весенние месяцы. Цель: учить различать признаки времен года, весенних месяцев. | Тема: Пришла весна. Прилетели птицы. Цель: закреплять знания о перелетных птицах. | Тема: А вы любите весну? Цель: формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы. | ||
Рассматривание репродукций картин | ||||
С. А Виноградов «Весна идет», А. Грицай «Половодье», И. С. Остроухов «Первая зелень», И. Э. Грабарь «Мартовский снег», И. Бродский «Апрель», Ф. А. Васильев «Оттепель», Р. М. Куинджи «Ранняя весна», И. Левитан «Весна большая» Цель: продолжать знакомить детей с пейзажами русских художников, учить видеть красоту родной природы при рассматривании картин, закреплять знания весенних признаков. | ||||
Чтение художественной литературы | ||||
А. Блок «На лугу», А. Плещеев «Уж тает снег», А. Фет «Уж верба вся пушистая», С. Есенин «Черемуха», И. Токмакова «Весна», М. М. Пришвин «Весенняя», Я, Колас «Подснежник», Н. Сладков «Весенние радости», р.н.с. «Как весна зиму поборола». Разучивание стихотворений: Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», пословиц, поговорок, примет. Цель: учить воспринимать поэтический образ весны средствами художественной выразительности, продолжать знакомить с фольклорными произведениями о весне. | ||||
Просмотр презентаций, видео, мультфильмов | ||||
Просмотр презентаций, видео, мультфильмов о весенних явлениях, жизни растений, животных, птиц в весенний период. Цель: систематизировать знания весенних признаков, простейших природных закономерностей. | ||||
Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры | ||||
«Времена года», «Опиши, я отгадаю», «Четвертый лишний», «Раз, два, три к дереву беги», «На что похожа льдинка», «Весеннее путешествие», «Это правда или нет», «Пустим кораблик» Цель: закреплять знания о явлениях живой и неживой природы в весенний период, развивать память, умение устанавливать причинно – следственные связи. | ||||
Художественное творчество | ||||
Оформление творческих альбомов: «К нам весна шагает теплыми шагами», «Времена года. Весна.» Рисование: «Весна на улице», «Весенние мелодии», «Весенняя капель». Лепка: «Весенний букет», «Сорока – белобока», «Грачи», «Первоцветы на проталинках». Аппликация: «Птицы на лужайке», «Ласточка», «Лесной ручеек», «Портрет весны», «Цветы для мамы». Конструирование: «Первые подснежники», «Вестники весны», «Скворечник». Цель: через продуктивную деятельность систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе весной. Пополнение лэпбука «Вода»: интересными фактами, карточками «Для чего нужна вода?», «Правила поведения на воде», «Берегите воду», опытами и экспериментами с водой. | ||||
Опытно – экспериментальная деятельность | ||||
«Таяние сосульки» Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, обратить внимание грязную воду после таяния сосульки. «Облако» Цель: показать образование облака с помощью льда. «Таяние сосульки» Цель: показать рост сосульки в чистой и соленой воде, закреплять знания о причинах таяния сосульки. «Растения, выращенные в тени и на свету» Цель: формировать представления о факторах необходимых для жизни растений. Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке. | ||||
Тема: Лето | ||||
Июнь | Июль | Август | ||
Беседы | ||||
Тема: Веселое лето. Цель: закреплять приметы лета, названия летних месяце. | Тема: Насекомые. Какие они? Цель: закреплять знания о цикле развития насекомых, способах питания, образе жизни. Тема: Безопасность в лесу Цель: познакомить с правилами поведения в лесу, обсудить их, пояснить смысл. | Тема: Что летом родится, зимой пригодится. Цель: Познакомить с заготовками овощей и фруктов, формировать навыки здоровьесбережения.
| ||
Рассматривание репродукций картин | ||||
Е. Е. Волков «Летний пейзаж с девочкой», А. И. Куинджи «Березовая роща», «После дождя. Радуга», А. К. Саврасов «К концу лета», А. А пластов «Сенокос», И. Левитан «Лесное озеро», И. И. Шишкин «Сосны освещенные солнцем» Цель: учить понимать содержание картины, замечать выразительные средства использованные художником для изображения летнего пейзажа. | ||||
Наблюдение | ||||
Темы: Пасмурная и ясная погода, Облака и тучи, Грибной дождь, Радуга после дождя, Лужи, Комары, Роса на траве, Ромашки Цель: Развивать наблюдательность, познавательную активность в процессе ознакомления с летними явлениями в природе. | ||||
Игровая деятельность: дидактические, подвижные, словесные игры | ||||
«Когда это бывает», «Отвечай быстро», «Кузовок», «Что растет в лесу», «Да или нет», «Живая не живая природа», «Насекомые», «Хорошо, плохо», «Собери картинку», «Найди цветок», «Разрешается – запрещается», «Лес, луг, огород» Цель: систематизировать знания о характерных признаках лета, развивать внимание, логическое мышление, любознательно. | ||||
Художественное творчество | ||||
Рисование: «Солнышко улыбнись», «Летний ковер», «Как я отдыхаю», «Любимые ягоды». Лепка: «Божья коровка», «Летний лужок», «Фрукты». Аппликация: «Солнышко нарядное», «Нарядная бабочка», «На цветочной полянке», «Летняя фантазия». Конструирование: «Лягушка – квакушка», «Воздушный змей». Цель: учить самостоятельно и творчески отражать представление о лете разными изобразительными средствами. Пополнение лэпбука «Разноцветное лето»: загадками, приметами о лете, информацией о летних месяцах, картинками с летними видами спорта, игрой «Составь радугу». | ||||
Чтение художественной литературы | ||||
А. С. Пушкин «Утро», В. Жуковский «Летний вечер», А. Майков «Летний дождь», С. Маршак «Круглый год», М. Ивенсен «Лето», Г. Ладонщиков «В знойный день», С. Черный «Летом», А. Н. Толстой «Летний вечер», Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Репейник», К. Г. Паустовский «Летние грезы», «Цветы» Цель: через творчество русских поэтов и писателей, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, видеть красоту русской природы в летний период | ||||
Опытно – экспериментальная деятельность | ||||
«Дождь» Цель: показать появление «дождика» с помощью льда и горячей воды «Куда исчезла вода?». Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий – открытая и закрытая поверхность воды. «Круговорот воды в природе» Цель: познакомить с круговоротом воды при помощи льда и пакета. «Радуга на салфетке» Цель: продолжать знакомить с методом «Хроматография»- разделения цвета на салфетке. Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-иссле...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»
Данный вид деятельности был представлен вниманию жюри на городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса действие проходило на базе "чужого...
Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой
Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты здоровья»
Предлагаю Вашему вниманию конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста, где дети знакомятся с четырьмя правилами здорового образа жизни....
Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Вода»
Методическая разработка конспекта совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Волшебница Вода» Цель: обогащать знания детей о воде, ее свойст...
Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Перспективные планы по познавательно - исследовательской деятельности в младшей и средней группах....
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...