Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) по теме
планирование экспериментальной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей
Сентябрь
Тема: «Человек. Звук и слух»
Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).
Материал: ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.
Тема «Человек. Звук и слух»
Беседа- игра: «Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета
Материал: бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.
На прогулке:
Игра: «У кого какие детки?»
Цель: выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию строения семян: ядрышко, оболочка
Материал: ягоды: вишня, слива, фрукты: яблоко груша; овощи: тыква, кабачок.
Опыт: «Какая бывает земля?»
Цель: закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая
Материал: совочки, формочки, вода.
Октябрь
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Занятие: «Волшебная водица»
Цель:Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.
Материал: две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, узкий высокий стакан.
Опыт: «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки.
На прогулке:
Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи
Цель: показать, что дождевая вода, попадая на землю (лужа) становится грязной, непрозрачной.
Тема: «Вещество.Камни»
Занятие: «Домики для камешков»
Цель: учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях
Материал: различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.
Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?»
Цель: закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)
Материал: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Опыт: «Где вода?»
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Материал: лупы, вода в стакане, глина, песок.
Ноябрь
Тема: «Измерение.Вес»
Занятие: «Зачем нужны весы?»
Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.
Материал: предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.
Тема: «Вещество. Бумага»
Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги»
Цель: познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.
Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.
Опыт: «Волшебное сито»
Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.
Материал: различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая.
Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»
Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), применению знаний на практике.
Декабрь
Тема: «Вещество. Резина»
Занятие: «На чем полетят человечки?»
Цель: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.
Материал: резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.
Тема: «Вещество. Дерево и его свойства»
Занятие: «Почему дерево плавает?»
Цель: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Материал: образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.
Беседа: «Приключение карандаша»
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.
Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.
Январь
Тема: «Свет и цвет»
Занятие: «Разноцветные шарики»
Цель: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой
Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)
Занятие: «Свет вокруг нас»
Опыты: «Волшебный луч», «Тень»
Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.
Материал: картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.
Опыт: «Что отражается в зеркале?»
Цель: познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать
Материал: зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.
Тема: «Вещество.Жидкость. Вода и ее свойства»
Опыт: «Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная.
Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Февраль:
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие «В мире стекла»
Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.
Материал: небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие: «В мире пластмассы»
Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.
Материал: пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Опыт: «Взаимодействие воды и снега»
Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Материал: мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки
Март
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»
Занятие: «Где спрятался воздух?»
Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.
Опыт: «Что растворяется в воде?»
Цель:Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материал: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.
Тема: «Движение. Инерция»
Занятие: «Упрямые предметы»
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.
Материал: игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.
Наблюдение за черепахой
Цель: обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.
Материал: живая черепаха
Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»
Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.
Материал: емкости с водой и снегом
Апрель
Тема: «Растительный и животный мир»
Занятие: «Посадим фасоль»
Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.
Материал: клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)
Тема: «Вещество. Ткань»
Занятие: «Такая разная ткань»
Цель: познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.
Материал: разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.
Опыт: «Тепло-холодно».
Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.
Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.
Материал: ветка сирени или березы, ваза с водой
Май
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Курочка Ряба»
Цель: Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.
Материал: сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Незнайкин клад»
Цель: закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла)
Материал: различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.
Опыт: «Испарение воды»
Цель: познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.
Материал: блюдце, вода, мокрая ткань
Опыт: «Зачем растениям нужен корень?»
Цель: определить значение корня для развития, роста и укрепления растения в почве.
Материал: баночка с водой, горшок с почвой, головки лука.
На прогулке:
Наблюдение за насекомыми. «Где живут насекомые?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по изобразительной деятельности в средней группе
В соответствии с тематическими неделями был сделан подбор материала по изобразительной деятельности....
Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе.
№Названиецель Сентябрь1."Радуга"Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.2."Мыльные пузыри"Восприятие величины...
Перспективный план развития игровой деятельности в средней группе
Разные игры: подвижные, развивающие, коструктивная игровая деятельность, хороводные, народные, спортивные игры, дидактические, сюжетно ролевые, театрализованные, режиссерские....
Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы
Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы...
Перспективный план развития игровой деятельности в средней группе.
Перспективный план развития игровой деятельности в средней группе....
Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе
Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе...
Перспективный план организованной учебной деятельности в средней группе по программе "Зерек бала"
Уважаемые коллеги! это календерное планирование по музыки для средней группы по программе "Зерек бала"....
- Мне нравится (1)