«Использование инновационных технологий в работе ДОУ»
статья
В статье рассматриваются способы обучения и развития детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий в педагогике в рамках работы дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Новгородцева О.С., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 85 Приморского района
Санкт-Петербург
«Использование инновационных технологий в работе ДОУ»
Инновация - это новый инструмент, метод, прием, технология, способ применения. Применительно к педагогическому процессу термин инновация используется в значении внесение чего-то нового в методы и формы обучения и воспитания.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления.
Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала. Для этого педагог должен постоянно повышать свою профессиональную компетентность. И одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития воспитателей ДОУ являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является развитие образовательного процесса.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- игровая технология
- технология «ТРИЗ» и др.
Больше всего меня привлекает информационно-коммуникационные технологии.
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
- компьютеры;
- интерактивные доски;
- магнитофоны;
- телевизоры;
- фотоаппаратура и т. п.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, например, на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале занятия, а затем продолжить его рисованием, играми. Затем можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», добавить видеозагадки. На занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
- проведение различных развивающих игр;
- просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
- разбор проблемных ситуаций;
- совместное творчество и др.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:
Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».
Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст).
В старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.
Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.).
Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Долгое включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит у детей яркие впечатления.
Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».
Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...
« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».
Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...
Ярмарка психолого-педагогических идей "Использование инновационных технологий в работе педаогов по коррекции социально-эмоциональной сфере воспитанников"
Ярмарка психолого-педагогических идей «Использование инновационных технологий в работе педагогов по коррекции социально – эмоциональной сферы воспитанников » Цель: Познаком...
Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста
Проект – инсценировка по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста» Занятие имеет целью развити...
Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения
В статье говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий связано с тем, что современные требо...
Презентация к проекту – инсценировке по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста.
Инсценировка имеет целью развитие коммуникативных умений детей с применением технологий сказкотерапии, технологии невербального общения, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, самомассажа и ...