Проектирование музыкального занятия с применением педагогических технологий
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Проектирование музыкального занятия с применением педагогических технологий»
Музыка — источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей — формирование ведущего компонента музыкальности — развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Современные педагогические технологии чаще всего применяемы в деятельности музыкального руководителя детского сада следующие:
- здоровье сберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности;
- игровая технология.
Здоровье сберегающие технологии
К здоровье сберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью ребёнка, и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ — музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребёнка. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий:
- речь с движением;
- пальчиковая гимнастика и игровой массаж;
- психогимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- оздоровительные и фонопедические упражнения;
- валеологические песенки-распевки;
- ритмопластика и логоритмика;
- сказкатерапия и музыкотерапия.
Речь с движением или речевые игры
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т. к. музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Возможно использование речевых игр Т. Боровик и Т. Тютюнниковой; дети поют текст или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. Речь с движением стимулирует развитие речи, развивает пространственное мышление, развивает внимание, воображение, воспитывает быструю реакцию и эмоциональную выразительность.
Пальчиковая гимнастика
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
игры развивают:
- речь ребенка;
- двигательные качества;
- совершенствуют внимание и память;
- повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму);
- соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;
- формируют образно-ассоциативное мышление.
Психогимнастика
Психогимнастика направлена на:
- снять психологическую напряженность, снизить мышечное утомление;
- снизить агрессию, помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;
- развить коммуникативные способности;
- совершенствовать тактильную память;
- повысить сплоченность группы;
- воспитать способности к согласованному взаимодействию;
- формировать вербальные и невербальные средства общения;
- формировать положительные личностные качества в поведении ребёнка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др.);
- формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками, работать в коллективе;
- повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества;
- формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.
Дыхательная гимнастика
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
- способствует восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой и находятся под контролем центральной нервной системы. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клетки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Возможно использование дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Важно помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении пению и письму на начальном этапе.
Фонопедические упражнения и игры
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова и М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Валеологические песенки-распевки
Несложные, добрые тексты и музыка мажорного характера поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия они играют большую роль для предупреждения заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей.
Сказкотерапия
Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.
- развивает у ребёнка интеллектуальное и образное мышление;
- раскрывает душу ребёнка, помогает наладить контакт;
- развивает фантазию ребёнка и раскрепощает его;
- помогает корректировать поведение ребёнка (снять агрессию, чувство вины и т. д.).
Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Ритмопластика (по А. И. Бурениной)
Основная направленность — психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Музыкально-ритмические движения развивают музыкальный слух и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Способствует:
- усовершенствовать коммуникативные способности;
- развивают выносливость, силу;
- формируют правильную осанку;
- повышается прыгучесть и подвижность суставов;
- улучшается координация движений;
- развиваются музыкально-ритмические способности, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой;
- раскрепощает ребёнка в психологическом плане;
- помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников.
И, напоследок, в ритмопластику, как здоровье сберегающую технологию, включают специальные занятия на расслабление. Это необходимо для обеспечения отдыха детскому организму в краткий срок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В современном обществе в последнее время все чаще обсуждается проблема становления творчески активной личности, совершенствования ее духовного мира. Но нередко взрослые, акцентируя внимание на развити...
Создание конкурентной среды на музыкальных занятиях через применение инновационных музыкально-педагогических технологий.
В методическом материале изложено и обосновано средство формирования личностной конкурентоспособности у дошкольников – создание конкурентной среды на музыкальных занятиях. Представле...
Музыкально-логоритмическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий по методике А.Н. Стрельниковой Старшая группа
Музыкальное занятие...
Доклад на тему: «Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»
laquo;Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»В последние годы в нашей стране отмечается увеличение количества детей с отк...
Конспект музыкального занятия с применением ИКТ - технологии для детей старшего дошкольного возраста
В конспекте педагог поделился материалом о том, как можно решить задачи по муз. воспитанию дошкольников посредством применения ИКТ....
Конспект музыкального занятия "Поём, стучим, играем - музыкальность развиваем!" с применением кейс-технологии.
Конспект музыкального занятия "Поём, стучим, играем - музыкальность развиваем!" с применением кейс технологии....
Конспект музыкального занятия «Музыкальное экспериментирование» с применением кейс- технологии.
Конспект музыкального занятия «Музыкальное экспериментирование» с применением кейс- технологии....