Моя педагогическая находка "Элементы STEAM - технологии как условие интеллектуального - технического развития дошкольников"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска «МАУДО «Детский сад №10»
«Педагог года города Ялуторовска – 2022»
Номинация «Воспитатель года города Ялуторовска – 2022»
Моя педагогическая находка
«Элементы STEAM – технологии как условие
интеллектуального-технического развития дошкольников»
Посенчук Татьяна Владимировна
воспитатель
Ялуторовск, 2022
«Педагогическая находка»
«Элементы STEAM – технологии как условие интеллектуального-технического развития дошкольников»
Актуальность представленного опыта
Изменения в мире за последние десятилетия впечатляют глобальным размахом и заставляют всех нас поволноваться. Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас исчезают старые знакомые вещи, возникают новые технологии, появляются новые виды услуг, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые.
Исследователи убеждены, что 65% дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются специалисты, владеющие новыми технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него интеллектуальных способностей, направленных на работу с быстро меняющейся информацией.
Педагоги, работающие с дошкольниками 3-7 лет, понимают, как важно именно в этот период привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на вопросы.
В связи с этим передо мной встал вопрос о создании таких условий в саду, которые бы способствовали раскрытию потенциала и творческой продуктивной реализации каждого ребёнка.
После выпуска детей подготовительной группы в школу я приступила работать с детьми второй младшей группы, и отметила, что необходимо направить внимание на развитие в тех направлениях, в которых они, соответственно возрасту, испытывают наибольшие затруднения, а именно: мелкая моторика, конструирование, исследовательская деятельность. Я начала искать эффективные технологии по развитию дошкольников, которые мотивировали бы детей на познавательную активность, вызвали интерес к учебной деятельности.
Моё внимание привлёк вебинар «STEAM – технология: новые ступени в развитии детей дошкольного возраста» спикера Инны Журовой, где демонстрировался опыт работы по данной технологии. А также ознакомилась с парциальной модульной программой вовлечения детей в научно-техническое творчество, разработанной кандидатом педагогических наук Татьяной Волосовец. Узнала, что впервые STEАM–технология была использована в США. А в данный момент введена в образовательную программу детских садов и школ Англии, Германии.
Проанализировав, я пришла к выводу, что «STEAM» технология оптимально подходит моим целям, потому что помогает выработать у детей инженерные навыки, приобрести качества, необходимые для работы в команде, активизирует познавательную активность дошкольников.
Так что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: - «science» - наука, - «technology» -технология, - «engineering» - инженерия, - «art» - искусство, - «math»- математика.
Ведущая составляющая - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства.
Новизной данного опыта является использование элементов современных методик технического развития детей, отражающихся в образовательной модели STEAM.
STEM образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования (на экране).
Наблюдая за детьми, я замечала их интерес к играм с использованием конструкторов LEGO. И начала активно использовать этот модуль. На тот момент считала, что работать, используя один модуль технологии, достаточно в таком возрасте. Но уже в процессе освоения LEGO-конструирования, посчитала необходимым и нужным ввести плавно начальные основы робототехники, что способствует развитию технического творчества детей. А частые и разнообразные вопросы детей: Зачем? Почему? Когда? самопроизвольно подвели нашу деятельность к опытам, исследованиям.
Так определились модули для работы: «LEGO», «Робототехника», и «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Поставила цель:
развитие интеллектуально-технических способностей с помощью использования элементов STEAM – технологии.
Задачи:
- Продолжать строить простейшие конструкции из строительного материала ЛЕГО.
- Учить составлять и выполнять простейшие алгоритмы.
- Стимулировать самостоятельность в открытии свойств природных объектов.
- Усовершенствовать развивающую предметную среду группового помещения.
- Заинтересовать и подключить родителей к творчеству.
В работе по данной технологии участниками стали: дети и их родители. Я определила предполагаемый результат:
Для детей:
- повысится познавательная активность, сформируются конструктивные способности, увеличится заинтересованность в экспериментальной деятельности.
Для родителей:
- активное создание условий детям для конструирования и экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Этапы реализации технологии
На подготовительном этапе (летний период) я ознакомилась с технологией STEAM и опытом педагогов. Определила модули технологии, которые соответствуют интересу, возрасту, потребностям моих детей. Была разработана картотека игр и упражнений, адаптировала и интегрировала приёмы и упражнения в образовательную программу.
Практический этап начался с приобретения конструкторов LEGO, «КОЛБИ МЫШЬ» и наборов для исследования. И началась работа!
Например, Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой», я реализовываю через опытно – экспериментальную деятельность. Наиболее интересны были детям такие темы как: «Песочный город» (знакомились со свойствами песка: сухой, сыпучий- не формуется; пропускает воду; а влажный – липкий, формуется).
На теме: «Секреты старого крота» знакомились со свойствами земли…
Реализуя модуль «LEGO - конструирование» (в действии детей разные виды конструкторов ЛЕГО: средний и крупный) в ходе работы я отметила заинтересованность в конструкторской деятельности. Дети творят на любую тему, только конечно простейшие постройки. Все реже стали звучать фразы «Я не умею», «Как это сделать?». Например, « «Дом», «Машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы», «Кораблик», «Заборчик»…
Так как сейчас мир малышей формируется под влиянием компьютеров и гаджетов, то модуль «Робототехника» необходим, задания с программированием очень важны. В своей работе использую Колби мышку, которая охотится за сыром, собирает урожай, провожает малышей к заданному цвету, знакомит их с фигурами, играет в прятки. Только последовательность шагов нужно запрограммировать. Первые алгоритмы действий состояли из двух шагов, затем увеличивали количество.
Стараюсь использовать элементы STEАM – технологии в любой образовательной деятельности. И конечно же в мероприятиях из программы воспитания ДОУ. На помощь созданы тематические уголки: «Юные исследователи», «Лего-мир». Например, при моделировании ситуации безопасного поведения на дороге. Дети выстраивают из конструктора путь из дома в детский сад, рассказывают, что они встречают на пути, какие пешеходные знаки стоят...
Другой пример – квест-игра «В поисках клада». Дети любят разгадывать тайны, идти к цели, выполняя логические задания и получить в результате желанный приз, где поможет деткам Колби мышка.
Так в декабре успешно прошла «Неделя Почемучкина», где дети приняли участие в опытной деятельности. Экспериментируя с предметами, ребята узнали об истории и свойствах бумаги, совершили путешествие в мир стеклянных предметов, узнали, что такое легкая пластмасса и ткань.
Были проведены эксперименты: «Что будет с водой на морозе?»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Где может прятаться воздух?».
Активными участниками стали родители. Для них были проведены консультации по работе «STEAM»: «Много конструктора не бывает», «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми», «Топ – 10 умных игрушек, которые научат детей программировать», предложены брошюры и памятки.
Провела обучение, как использовать в домашних условиях игры.
По результатам анкетирования родителей отмечено, что 53% детей придумывают фантастические постройки из ЛЕГО конструктора, 50% детей увлечены логическими играми. 40% родителей отметили, что детей привлекает экспериментирование.
Таким образом, устанавливалась обратная связь, и я видела, как дети осваивают элементы «STEAM» дома вместе с родителями.
На данный момент работа по реализации технологии продолжается.
Результативные параметры.
Заметны ли первые положительные результаты? Да! Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что наибольший интерес для детей составляют игры с конструкторами и исследовательская деятельность на основе простейших опытов. Для оценки эффективности работы по данной технологии я в январе провела контрольный срез, который показал положительную динамику в освоении образовательной программы по познавательному и конструктивному развитию. А значит, элементы данной технологии могут с успехом применяться для детей уже с младшего дошкольного возраста.
Таким образом, используемые элементы технологии обеспечивают возможность продуктивного общения детей друг с другом для полноценного развития интеллектуального, творческого, исследовательского потенциала каждого ребёнка. Работа продолжается!
В перспективе (по результатам наблюдения до подготовительной группы) отмечаю, применение других модулей данной технологии в работе с воспитанниками, а также сотрудничество с МАОУ «СОШ №4» города Ялуторовска по обмену опытом в рамках реализации модулей «Робототехника» и «Мультстудия «Я творю мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар стажеровочной площадки педагогических работников ДОУ «Образовательные технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников контексте реализации ФГТ ООП ДО»
В основе ТРИЗ-педагогики лежат: •1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения – РТВ);••2. Методология решения пр...
презентация на тему "Технология проектирования как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДО"
Проектирование как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников...
STEAMS технология как условие развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника
Статья посвящена использованию «STEAMS – технология» в развитии интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях де...
STEAMS технология как условие развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольник
Статья посвящена использованию STEAMS технология в развитие интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях д...
Педагогический совет «STEAM» технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумыват...
Интеграция образовательных технологий как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях инновационной практики.
Интеграция образовательных технологий как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях инновационной практики....
«Применение технологии ТИКО конструирования в техническом развитии дошкольников»
В статье представлен материал из опыта работы по техническому развитию дошкольников с использованием ТИКО технологии. Статья может быть полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, пси...