Семинар стажеровочной площадки педагогических работников ДОУ «Образовательные технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников контексте реализации ФГТ ООП ДО»
презентация к уроку по теме

Желудкова Лариса Альбертовна

 

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

 

•1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения – РТВ);
•2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (общая теория сильного мышления – ОТСМ);
•3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (теория развития творческой личности – ТРТЛ).
 

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений  обучающихся.

Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРТЛ – РТВ  подходы для реализации любой образовательной программы.

На этапе дошкольного образования базовой является модель «объект-признак-значение признака».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СЕМИНАР ТРИЗ в ДОУ1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар стажеровочной площадки педагогических работников ДОУ «Образовательные технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников контексте реализации ФГТ ООП ДО» Дата проведения 15.11.2012г Семинар стажировочной площадки педагогических работников ДОУ «Образовательные технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников в контексте реализации ФГТ ООП ДО» Дата проведения: 15 ноября 2012 года. Семинар стажировочной площадки педагогических работников ДОУ «Образовательные технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников в контексте реализации ФГТ ООП ДО» Дата проведения: 15 ноября 2012 года.

Слайд 2

Время Содержание заседания Ответственный 8.50 - 9.00 Регистрация участников. Методист УМЦ А.В . Борсук Руководитель стажировочной площадки Л.А. Желудкова 9.00 - 9.05 Вступительное слово. Методист УМЦ Борсук А.В . Руководитель стажировочной площадки Л.А. Желудкова 9.05 - 9.30 Презентация «Путешествие в страну имен признаков» Руководитель стажировочной площадки Л.А . Желудкова 9.30 – 9.45 Мастер-класс «Технология проведения игры «Да – нет» Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №51» В.В . Воробьева 9.50– 10.20 Открытый просмотр НОД образовательная область «Познание» «Друзья, которые противоречат друг другу» на основе технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников Воспитатель подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67» И.В . Богуцкая 10.25 – 10.55 Открытый просмотр НОД образовательная область «Познание» «Три волшебных королевства» на основе технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников Воспитатель подготовительной к школе логопедической группы №7 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67» М.В. Конониренко 11.00 -11.15 Просмотр видео занятия в первой младшей ДОУ «Введение признака – цвет» Воспитатель первой младшей группы №1 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 » Е.В . Катушева 11.15-11.25 Обмен мнениями Руководитель стажировочной площадки Л.А. Желудкова 11.25 – 11.35 Подведение итогов. Методист УМЦ Борсук А.В.

Слайд 3

В основе ТРИЗ-педагогики лежат : 1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения – РТВ); 2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (общая теория сильного мышления – ОТСМ); 3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (теория развития творческой личности – ТРТЛ).

Слайд 4

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений обучающихся. Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРТЛ – РТВ подходы для реализации любой образовательной программы. На этапе дошкольного образования базовой является модель «объект-признак-значение признака».

Слайд 5

Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами Имена признаков Зрение (глаза) Тактильный ( рука, кожа, полость рта, полость носа) Вкус (язык, полость рта) Слух (ухо) Обоняние (нос) 1. Цвет + 2. Форма ( объемная, плоскостная ) + + 3. Размер ( высота, длина , ширина) + + + 4. Количество + + + + + 5. Части ( с труктура -соотношение и расположение частей) + + + + + 6. Изменения во времени + + + + + 7. Звук + 8. Запах + 9. Температура + 10. Вес (масса) + 11. Влажность + 12. Рельеф ( поверхность объекта) + + 13. Материал (вещество ) + + + + + 14. Место + + 15. Ориентация в пространстве + + + + 16. Действия (движение) + + + + 17. Вкус + + + +

Слайд 6

Карточки с изображением признаков

Слайд 7

3. Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов. 2. Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему или один объект связан с другим, потому что….. 1. Смотрю на картину и называю объекты 4.3 . Я смотрю на объект и представляю , какой он на ощупь. 4.2 . Я смотрю на объект и представляю, какие он издает звуки. 4.1 . Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть. 7 . У каждого объекта есть свое место на картине. 6 . Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер. 5 . Я называю объект и составляю про него рифмовку. 9 . У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл. 8 . Я выбираю объект и представляю , что было с ним раньше и что будет с ним потом.

Слайд 8

Первый шаг – педагог предлагает детям поискать какой-либо признак (например, «влажность») в ближайшем окружении. Алгоритм освоения модели «объект – имя признака – значение имени признака» Второй шаг – педагог вносит схематическое изображение признака, со значениями которого, шла работа. Уточняет с детьми, о каком признаке спрашивает карточка Какой ?

Слайд 9

Третий шаг – в течение длительного времени педагог обращает внимание детей на значок имени признака и тренирует умение детей задавать вопрос по выяснению значений этого имени признака в окружающих объектах. Четвертый шаг – значок имени признака, с которым осуществлялась работа, находится на универсальном пособии и по мере надобности от его имени задаются вопросы к объекту познания.

Слайд 10

Обучение детей формулировки разных типов вопросов осуществляется с помощью значка и ключевого вопросного слова.

Слайд 11

Восполняющий вопрос: Какой? Какие? Сколько? Описательный вопр ос: Что? Как? Где? Каузальный (Почемучкин) вопрос : Почему? Отчего? Уточняющий вопрос: Верно ли…? Правда ли…? Воображаемый (гипотетический) вопрос: Что было бы если…? Оценочный вопрос: Что хорошего? Что плохого? Субъективный вопрос : Что я об этом думаю? Что я об этом знаю? Типы вопросов

Слайд 12

Признак « количества » . Признак « действия » . Признак « места » . Признак « цвета » . Признак « веса » . Какой ? Какой О О Какое О ? Какое О ? ? В каком О ?

Слайд 13

Универсальное пособие

Слайд 14

Универсальное пособие

Слайд 15

Универсальное пособие

Слайд 16

Универсальное пособие

Слайд 17

Универсальное пособие

Слайд 18

Универсальное пособие

Слайд 19

Универсальное пособие

Слайд 20

Универсальное пособие

Слайд 21

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар-практикум может быть интересен для методистов и старших воспитателей детских садов....

Доклад на педагогический совет «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»

Слайд 2 ВступлениеДля поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. ...