Семинар стажеровочной площадки педагогических работников ДОУ «Образовательные технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников контексте реализации ФГТ ООП ДО»
презентация к уроку по теме
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений обучающихся.
Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРТЛ – РТВ подходы для реализации любой образовательной программы.
На этапе дошкольного образования базовой является модель «объект-признак-значение признака».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СЕМИНАР ТРИЗ в ДОУ | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Время Содержание заседания Ответственный 8.50 - 9.00 Регистрация участников. Методист УМЦ А.В . Борсук Руководитель стажировочной площадки Л.А. Желудкова 9.00 - 9.05 Вступительное слово. Методист УМЦ Борсук А.В . Руководитель стажировочной площадки Л.А. Желудкова 9.05 - 9.30 Презентация «Путешествие в страну имен признаков» Руководитель стажировочной площадки Л.А . Желудкова 9.30 – 9.45 Мастер-класс «Технология проведения игры «Да – нет» Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №51» В.В . Воробьева 9.50– 10.20 Открытый просмотр НОД образовательная область «Познание» «Друзья, которые противоречат друг другу» на основе технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников Воспитатель подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67» И.В . Богуцкая 10.25 – 10.55 Открытый просмотр НОД образовательная область «Познание» «Три волшебных королевства» на основе технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников Воспитатель подготовительной к школе логопедической группы №7 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67» М.В. Конониренко 11.00 -11.15 Просмотр видео занятия в первой младшей ДОУ «Введение признака – цвет» Воспитатель первой младшей группы №1 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 » Е.В . Катушева 11.15-11.25 Обмен мнениями Руководитель стажировочной площадки Л.А. Желудкова 11.25 – 11.35 Подведение итогов. Методист УМЦ Борсук А.В.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат : 1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения – РТВ); 2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (общая теория сильного мышления – ОТСМ); 3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (теория развития творческой личности – ТРТЛ).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений обучающихся. Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРТЛ – РТВ подходы для реализации любой образовательной программы. На этапе дошкольного образования базовой является модель «объект-признак-значение признака».
Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами Имена признаков Зрение (глаза) Тактильный ( рука, кожа, полость рта, полость носа) Вкус (язык, полость рта) Слух (ухо) Обоняние (нос) 1. Цвет + 2. Форма ( объемная, плоскостная ) + + 3. Размер ( высота, длина , ширина) + + + 4. Количество + + + + + 5. Части ( с труктура -соотношение и расположение частей) + + + + + 6. Изменения во времени + + + + + 7. Звук + 8. Запах + 9. Температура + 10. Вес (масса) + 11. Влажность + 12. Рельеф ( поверхность объекта) + + 13. Материал (вещество ) + + + + + 14. Место + + 15. Ориентация в пространстве + + + + 16. Действия (движение) + + + + 17. Вкус + + + +
Карточки с изображением признаков
3. Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов. 2. Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему или один объект связан с другим, потому что….. 1. Смотрю на картину и называю объекты 4.3 . Я смотрю на объект и представляю , какой он на ощупь. 4.2 . Я смотрю на объект и представляю, какие он издает звуки. 4.1 . Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть. 7 . У каждого объекта есть свое место на картине. 6 . Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер. 5 . Я называю объект и составляю про него рифмовку. 9 . У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл. 8 . Я выбираю объект и представляю , что было с ним раньше и что будет с ним потом.
Первый шаг – педагог предлагает детям поискать какой-либо признак (например, «влажность») в ближайшем окружении. Алгоритм освоения модели «объект – имя признака – значение имени признака» Второй шаг – педагог вносит схематическое изображение признака, со значениями которого, шла работа. Уточняет с детьми, о каком признаке спрашивает карточка Какой ?
Третий шаг – в течение длительного времени педагог обращает внимание детей на значок имени признака и тренирует умение детей задавать вопрос по выяснению значений этого имени признака в окружающих объектах. Четвертый шаг – значок имени признака, с которым осуществлялась работа, находится на универсальном пособии и по мере надобности от его имени задаются вопросы к объекту познания.
Обучение детей формулировки разных типов вопросов осуществляется с помощью значка и ключевого вопросного слова.
Восполняющий вопрос: Какой? Какие? Сколько? Описательный вопр ос: Что? Как? Где? Каузальный (Почемучкин) вопрос : Почему? Отчего? Уточняющий вопрос: Верно ли…? Правда ли…? Воображаемый (гипотетический) вопрос: Что было бы если…? Оценочный вопрос: Что хорошего? Что плохого? Субъективный вопрос : Что я об этом думаю? Что я об этом знаю? Типы вопросов
Признак « количества » . Признак « действия » . Признак « места » . Признак « цвета » . Признак « веса » . Какой ? Какой О О Какое О ? Какое О ? ? В каком О ?
Универсальное пособие
Универсальное пособие
Универсальное пособие
Универсальное пособие
Универсальное пособие
Универсальное пособие
Универсальное пособие
Универсальное пособие
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».
Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....
Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»
Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...
«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»
Семинар-практикум может быть интересен для методистов и старших воспитателей детских садов....
«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»
Семинар практикум для работы с педагогическим коллектиом ДОО....
Доклад на педагогический совет «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»
Слайд 2 ВступлениеДля поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. ...