STEAMS технология как условие развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольник
статья по окружающему миру (старшая группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

  Статья посвящена использованию STEAMS технология  в  развитие интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях детского дошкольного  учреждения.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon steams.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«STEAMS – технология» как условие  развитие интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях детского учреждения

  Мир меняется, меняется жизнь. Происходят глобальные социально - экономические преобразования в обществе. Динамично развиваются инновационные технологии  и внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Страна нуждается в совершенно в новых людях: креативно мыслящих, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы и внедрить их в жизнь, владеющей новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

Происходящие изменения затрагивают и систему образования, в том числе дошкольное образование. Обновляется содержание образования на всех ступенях, приходят цифровые образовательные технологии: 3D моделирование и прототипирование, робототехническое конструирование и другие.

Исходя из потребностей жизни, я углубленно работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество с использованием современных информационно коммуникативных технологий в условиях детского учреждения.

   Изучая современные инновационные технологии в образовании, я пришла к выводу, что данная цель может успешно реализовываться благодаря применению в работе с детьми игровой технологии "STEAMS". Цели и задачи данной технологии полностью перекликается с целью и задачами нашей проблемы .

Решая данные цели и задачи мы поставили акцент на проектно-исследовательской и игровой деятельность детей с вовлечением родителей.

    Мы разработали детско-родительский проект " Детский городок будущего", который состоит из нескольких мини-проектов.

Цель проекта: развитие интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество с использованием современных ИКТ в условиях детского учреждения.

Задачи:

- Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.

- развивать умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации;

- формировать умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой и т.п.);

- формировать умение выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей, умение применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, сказка, модель, игра и т.п.;

- формировать умение интегрировать в собственную сюжетно-ролевую игру, создать игровое пространство);

- развивать умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи;

- формировать умение придумать техническое решение поставленной задачи,

- формировать умение самостоятельно создавать продукт деятельности.

- развитие критического мышления.

- Заинтересовать и вовлекать родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

    На первом этапе проекта было  изучено теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике, проведено знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования, на основе STEM-технологии. создана актуальная предметно-пространственная среда, соответствующая целевым установкам и стимулирующая детскую инициативу, творчество.

   Так как STEMS образование имеет  модульное  направление, исходя из условий детского учреждения для достижения цели и решения задач нами были  созданы 6 модулей, каждый из которых направлен на комплексное решение специфичных задач,

1.Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»  (( в групповом помещении);

2.Модуль «LEGO - конструирование» ( в групповом помещении и функциональное помещение дошкольного учреждения «LEGOLAND»);

3. Образовательный модуль «Математическое развитие» (( в групповом помещении)

4. Образовательный модуль «Робототехника» ( в функциональное помещение дошкольного учреждения ). «Студия робототехники».

5. Образовательный модуль «Мультстудия» ( в функциональное помещение дошкольного учреждения ).

6. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» (в групповом помещении и функциональное помещение дошкольного учреждения "Маленький исследователь", на терртиории ДОУ «опытная полянка» (опыты в природе), сад-огород (опыты с растениями).

     Все данные модули  позволяют детям исследовать, экспериментировать, наслаждаться, представлять в разных образах изучаемые объекты.

    В группе создано  коворкинг- пространство  из элементов модулей, которое позволяет любой желающий  найти для себя рабочее место. Компоненты коворкинг-пространства мобильны, что позволяет трансформировать их в зависимости от конкретных задач проекта. Такое- пространство  позволяет создавать условия для апробации и реализации дошкольниками собственных замыслов, что является основой развития креативности.

   В группе также была создана образовательное пространстве «Развивающая стена», где  дети в течение дня рассматривали изображения и делились впечатлениями.  

      Педагогами был разработан план мероприятий по реализации проекта. 

Сначала была создана среда образовательного пространства, исходя из темы проекта. Затем   с детьми определяли, что  и как будут исследовать, что и как изучать, что и как познавать.. Педагогом ставилась задача, создавая проблемную ситуацию, не давая готового ответа. На более продвинутом этапе реализации проекта привлекали детей к самостоятельному нахождению проблемы. Мотивировали детей к реализации поставленных задач педагоги личной заинтересованностью к той деятельности, которой предполагалось заняться. Разрабатывался алгоритм деятельности детей, по которому они решали возникшую проблему путем общего обсуждения. Детям давалась возможность высказаться. Если дети затруднялись, на помощь приходили педагоги, мы совместно составляли алгоритм. При необходимости распределяли  фронт работы : кто-то создает, н/р, из конструктора парк будущего, кто-то элементы декора парка, кто-то кафе для отдыха, кто-то домик будущего и т.д.

    Затем дети в образовательных зонах исследовали, экспериментировали объекты (из чего сделать, из  какого материала, какие цвета использовать, где)  будущего города своей мечты, представляли в разных образах изучаемые объекты. Зоны детской активности были наполнены необходимым оборудованием для изучения темы или решения проблемы и позволяли детям исследовать, экспериментировать, наслаждаться, представлять в разных образах изучаемые объекты. Педагоги не сдерживали инициативу детей. С помощью наводящих вопросов устанавливали причинно-следственные связи, способствовали развитию познавательного интереса.

   В процессе реализации или решения проблемы, дети сами создавали свои макеты. При этом каждый вносил вклад (создавал свой воображаемый продукт, который включался в общий макет), предварительно обсуждая и договариваясь друг с другом. Каждый ребенок использовал свои художественно-выразительные средства, различные математического элементы, различное художественное решение.

    Для получения общего результата дети объединялись парами, небольшой подгруппой, большой группой.

Внедрение STEАM технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.

STEAM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Инновационные технологии интеллектуального развития ребенка дошкольника

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь — инновационная деятельность детского сада в целом и каждого пед...

Проект «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули»

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культу...

STEAMS технология как условие развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника

Статья посвящена использованию  «STEAMS – технология» в развитии интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях де...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ. Кинезиологические упражнения как средство развития интеллектуальных способностей ребенка- дошкольника

Использование кинезиологических упражнений как видздоровьесберегающих технологий    Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед на...