Педагогическая находка. Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Дашпыл-оол Айлана Хемер-ооловна

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_sol_i_ee_svoystva.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «Соль и ее свойства».

Воспитатель: Дашпыл-оол А.Х.

Цель: Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.

Задачи:

- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;

- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;

-воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Материал и оборудование: посылка с мешочками соли, тарелочки, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, свечи, белый лист, цветные мелки, 4 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, морская соль, пищевая соль, баночки для декорирования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах

• Просмотр презентации на тему«Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли.

• Выращивание соляных кристаллов

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Вводная часть. Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Воспитатель высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль
        
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу.

         Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?

         Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). А еще соль полезна и животным.

        В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощейсоль в жизни людей была важным продуктом.

         На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Соль нужна для животных

ВыводСоль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

Основная часть.

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Выводсоль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Выводсоль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3«Соль поглощает воду»

Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Опыт№4«Соль растворяется в воде» - Ребята, перед вами стакан с водой, положите ложку соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды.

Воспитатель:

Ребята, в какой воде соль будет растворятся быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А соль исчезла(Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

ВыводСоль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5«Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6«Выпаривание».

Воспитатель: Ребята, а где больше всего соленой воды в природе? (В морях, океанах).

А как вы думаете, можно ли из соленой воды получить соль? А как это сделать? (Варианты детей). Хотите, покажу? Подходите ко мне. Я беру ложку с небольшим количеством соленой воды и подношу ее к горящей свече. Как вы думаете, что произойдет с водой? Правильно, ребята, вода выпарится, а соль останется в ложке(Проводит воспитатель).

Вывод: в ложке после испарения воды осталась соль.

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков.

Творческая работа.

«Разноцветная радуга»

Воспитатель: Мы с вами сделаем разноцветную радугу. Высыпите на белый лист чайную ложку соли. Возьмите цветной мелок и покатайте его по соли. Что произойдет? Мелок выкрасил соль в определенный цвет. А сейчас мы будем заполнять цветной солью баночку. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Как красиво у вас получается!

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Мы с вами много узнали о свойствах соли.

Вопросы воспитателя:

- Понравилось вам в лаборатории? (ответы детей)

- Как вы думаете, какая соль?

- Как и где мы можем использовать соль(ответы детей)

- Что нового вы узнали о соли?(ответы детей)

Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей.

- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. А сейчас пойдемте и расскажем о своих открытиях другим детям из нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект  занятия  опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...

деятельности в старшей группе Конспект занятия опытно-экспериментальной «Волшебница соль»

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»

Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...

Конспект занятия опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воздуха"

Занятие разработано с целью: формирование представлений о воздухе и его свойствах....