Педагогическая находка. Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka_sol_i_ee_svoystva.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая находка
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «Соль и ее свойства».
Воспитатель: Дашпыл-оол А.Х.
Цель: Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Задачи:
- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;
- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;
-воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Материал и оборудование: посылка с мешочками соли, тарелочки, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, свечи, белый лист, цветные мелки, 4 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, морская соль, пищевая соль, баночки для декорирования.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли.
• Выращивание соляных кристаллов
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Вводная часть. Ход занятия:
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Воспитатель высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?
Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.
Основная часть.
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными.
А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Опыт№4. «Соль растворяется в воде» - Ребята, перед вами стакан с водой, положите ложку соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды.
Воспитатель:
Ребята, в какой воде соль будет растворятся быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем
А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Опыт № 6. «Выпаривание».
Воспитатель: Ребята, а где больше всего соленой воды в природе? (В морях, океанах).
А как вы думаете, можно ли из соленой воды получить соль? А как это сделать? (Варианты детей). Хотите, покажу? Подходите ко мне. Я беру ложку с небольшим количеством соленой воды и подношу ее к горящей свече. Как вы думаете, что произойдет с водой? Правильно, ребята, вода выпарится, а соль останется в ложке. (Проводит воспитатель).
Вывод: в ложке после испарения воды осталась соль.
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков.
Творческая работа.
«Разноцветная радуга»
Воспитатель: Мы с вами сделаем разноцветную радугу. Высыпите на белый лист чайную ложку соли. Возьмите цветной мелок и покатайте его по соли. Что произойдет? Мелок выкрасил соль в определенный цвет. А сейчас мы будем заполнять цветной солью баночку. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Как красиво у вас получается!
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Мы с вами много узнали о свойствах соли.
Вопросы воспитателя:
- Понравилось вам в лаборатории? (ответы детей)
- Как вы думаете, какая соль?
- Как и где мы можем использовать соль? (ответы детей)
- Что нового вы узнали о соли?(ответы детей)
Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей.
- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. А сейчас пойдемте и расскажем о своих открытиях другим детям из нашего детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая находка. Конспект занятия по лего-конструированию в старшей группе
Методическая разработка занятия с детьми...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...
деятельности в старшей группе Конспект занятия опытно-экспериментальной «Волшебница соль»
Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»
Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...
Конспект занятия Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства магнита»
Тут представлены опыты с магнитом и его свойства....
Конспект занятия опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воздуха"
Занятие разработано с целью: формирование представлений о воздухе и его свойствах....