Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)
план-конспект занятия (старшая группа)
Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятельности по теме "Волшебница соль".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_vasileva_t.g.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
по теме: «Волшебница соль»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Разработала:
воспитатель МАДОУ
«ЦРР д/ с №1 «Жар-птица»
Васильева Т.Г. (высшая категория)
Рубцовск, 2021 г.
Цель: расширение и уточнение представлений детей о соли и ее свойствах
Программные задачи
- Образовательные:
- Создавать условия для накопления представлений о назначении соли и способах ее применения, через опытно-исследовательскую деятельность.
- Формировать умение выполнять элементарные опыты.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес у детей.
- Активизировать мыслительные процессы: учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности
Формы организации совместной деятельности: просмотр презентаций, словесная игра, физическая разминка, проблемная ситуация, подвижная игра, рассказывание стихотворений, работа над пословицей, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент.
Форма организации детей: подгрупповая.
Методы организации: наглядные: демонстрация презентации; словесные: беседа, объяснение, рассказ, координация речи и движений; физ-минутка.
Оборудование: халаты на каждого ребенка стаканы прозрачные поролоновые губки, куриное яйцо, картинки с изображением опытов, карточки с правилами поведения в лаборатории, соль, одноразовые тарелки, стаканчики, термос с теплой водой, влажные салфетки, солёное тесто, скалки, трафареты, дощечки для лепки, стеки, стразы, лупы, проектор, слайды по ознакомлению с солью.
Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах!», просмотров слайдов на тему: «Где и как добывают соль», «Польза и вред соли», проведения опыта «Выращенные кристаллы соли», дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», рассматривание познавательных книг, окрашивание соли.
Цель: организация внимания детей, введение в тему. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети заходят в группу, становятся в круг
Дети подходят к гостям касаются своими ладонями ладони гостей | Приветствие. В круг широкий вижу я встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем на право, а теперь пойдем на лево, В центре круга соберемся, и на место все вернемся | |
Цель: формирование умение выполнять элементарные опыты с солью. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети занимают места перед доской Дети поднимают руки , говорят отгадку Соль белого цвета, не имеет запаха, на вкус солёная, на ощупь шершавая , крупинками . Может привести к заболеваниям организма. -Дети называют пословицы о соли: -Без соли не вкусно , без хлеба не сытно, -Без соли и стол кривой, -Без соли и хлеба , худо беседа -Без соли хлеб не еда. Соль используют при лечении горла, носа, она заживляет ранки.. Полина Тарская рассказывает детям зачем она посещала соленную пещеру. В приготовлении еды, при выпечки, в консервировании овощей Чтобы машинам не было скользко на дорогах , а людям на тротуарах. Можно посыпать песком с мелкими камушками .и тогда не будет портится обувь и болеть лапки у животных Дети на ковре строят круг. Под запись делают физ. разминку-2раза. Дети отвечают, что шуметь нельзя -Не бегай и не толкайся. -Нельзя брать без разрешения взрослых Дети одевают белые халаты и садятся за столы. Дети проводят опыт. Яйцо упало на дно стакана- утонуло. Яйцо всплыло на поверхности. Потому что солёная вода не даёт яйцу утонуть. Соль растворилась быстрее в стакане с тёплой водой. Дети задвигают стулья за столы и переходят задругой стол. Дети повторяют за воспитателем – очищают бокалы Бокал становится чистым он белеет. Даже блестит.( дети вытирают руки влажной салфеткой). Да помним (рассказывает кто-нибудь из детей). «Сначала мы налили в стаканчики солёную воду и положили туда ниточки, когда вода высохла а соль превратилась в кристаллы» Дети берут лупы, смотрят и делятся впечатлениями об увиденном ( повторяют 2-3 ребёнка, затем все вместе) Дети повторяют по одному выводу из опытов по порядку. | - По удобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь - Дети, ой, что утром было, я же вам сказать забыла – только в садик мы зашли в гости гномики пришли. - Говорят мне чудо – гости: «Сегодня всем вам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдете, и чудо опыт проведете с одним известным веществом сейчас узнаете о нем» - А отгадка находится в этой замечательной шкатулке Послушайте внимательно. «Без неё, ребята, повар , просто как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадёт-испытаешь боль. Вы конечно догадались. Ну конечно, это соль» (Воспитатель открывает шкатулку показывая соль) -Правильно ребята.
Беседа -Соль незаменимый продукт питания о котором мы мало знаем. Ребята, а что вы знаете о соли? Какая она?
-Ребята, соль – полезное ископаемое, в молотом виде она представляет собой кристаллы белого цвета - Соль бывает крупная и мелкая .Как вы уже сказали имеет солёный вкус и не имеет запаха. -Ребята , как вы думаете, что произойдёт если человек совсем не будет употреблять соль в пищу? -Правильно ребята. Соль придаёт блюдам особый вкус. Но не за вкусовые качества употребляет её в пищу. Недостаток соли может привести к заболеваниям. Без соли человек жить не может. Много лет тому назад соли добывали мало и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. -У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, а остальные уходили «не солоно-хлебавши» - К соли относились положительно. От сюда народная примета « соль рассыпал-к ссоре) - Поэтому люди придумали пословицы о соли. А какие вы из них помните? - Ребята как вы думаете , где можно использовать соль? - Соль применяется в оздоровительных целях. Используют для лечения волос- чтобы лучше росли и были крепкими делают массаж с соленными крупинками -Ребята а кто из вас был в соленной пещере? -Ребята, а в приготовлении пищи используют соль? Где? -А ещё соль используют дворники и специальные машины. Как вы думаете, для чего они это делают? -Но ребята я вам хочу сказать, что соль вредна для человека , животных и растений В чём же её вред? -Ребята чем более безопасным для человека и животных можно посыпать дорожки? -Молодцы ребята! -Ребята, нам пора торопиться в лабораторию. Пойдёмте за мной. -Но вот ребята мы с вами и пришли в нашу лабораторию, но прежде чем зайти в лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Воспитатель напоминает детям правила поведения с помощью карточек -Правильно ребята.! Умей слушать. Не перебивай говорящего, не отвечайте хором. Правильно! Не бегай и не толкайся будь аккуратен, ты можешь что-то разбить, уронить , рассыпать. , Правильно! Не бери оборудование пока не скажет взрослый. - Дорогие ребята, Приглашаю вас в нашу лабораторию. Чтобы провести опыты с солью .( Воспитатель предлагает одеть детям халаты). -Предлагаю провести Опыт№1 « Плавающее яйцо». Нам понадобиться яйцо, вода и стакан. Сначала яйцо опускаем в обычную воду. Дети что произошло с яйцом? -А теперь добавим соли 5 полных ложек в другой стакан и хорошо размешаем. Опустите яйцо в стакан с солёной водой. Дети , что произошло? -Почему это произошло? -Давайте сделаем вывод « В обычной воде яйцо тонет, а в солёной нет». (Воспитатель просит повторить вывод 2-3 детей, затем все вместе) Воспитатель предлагает отодвинуть на середину стола оборудование от Опыта №1 -Предлагаю провести Опыт№2 « Соль растворяется в воде» Для этого нам понадобиться 2 стакана с холодной и тёплой водой -Насыпьте соль в стакан с холодной водой ложку соли –размешаем, затем в стакан с тёплой водой и размешаем. Ребята, в какой воде соль растворилась быстрее? (Воспитатель делает вывод, что соль быстрее растворяется в тёплой воде чем в холодной, повторяют2-3 ребёнка, затем все вместе) -Для проведения Следующего опыта прошу пересесть за следующий стол. -Предлагаю провести Опыт№3 « Соль-чистящее средство» -Ребята, оказывается с помощью соли можно помыть грязную посуду -Нам понадобиться грязный бокал, влажная губка, соль, влажные салфетки. ( воспитатель показывает детям как нужно правильно почистить бокал) -Ребята что происходит? -Ребята, давайте сделаем вывод «Соль может очищать грязную посуду» ( повторяют 2-3 ребёнка, затем все вместе) (Воспитатель предлагает отодвинуть тарелки с оборудованием с Опыта №3 на середину стола) -Молодцы ребята, справились с этим опытом. -Предлагаю провести следующий Опыт№4 « Соль кристаллизуется» -Помните , дети мы с вами выращивали кристаллы соли на окне ? Расскажите, как это у нас получилось? -Молодцы, ребята ! Вот сейчас мы с вами с помощью лупы рассмотрим кристаллики соли . Ребята на что они похожи? Кто увидел что-то не обычное? -Ребята давайте сделаем вывод « Вода высохла, а соль превратилась в кристаллы». -Ребята, какие вы молодцы, настоящие лаборанты, все опыты провели аккуратно и правильно. Но, на этом наши опыты закончены , давайте встанем из-за столов , задвинем стульчики, и пройдемте со мной к доске, уважаемые лаборанты. -Давайте с вами повторим все выводы наших проделанных опытов. | Отрывок из мультфильма «В гостях у гномов» (песня гномиков – видеозапись) Шкатулка из дерева, внутри соль В помощь детям карточки –схемы по определению соли. Слайд №1 ( кристаллы соли) Слайд№2 (мелкая и крупная соль) Слайд№3 (Как раньше добывали соль) Слайд№4 ( как подавали соль) Слайд№5 Слайд№6 (соленная пещера) Слайд№7(приготовление пищи, консервированные овощи) Слайд№8 ( машины и дворники посыпают солью дорожки) Слайд№9( изображение опыта с цветком , домашнего животного, обуви-повреждённых солью) Слышен бой часов-курантов. Дети подходят к столам с материалами для опытов (всё накрыто белыми салфетками) Карточки с изображением-ребёнок слушает. Карточки с изображением-ребенок бежит. Карточки с изображением-ребенок берёт пробирку. Воспитатель обращает внимание на посадку детей за столами. Показать карточку-схему. Воспитатель обращает внимание детей на посадку за столами. Налить из термоса тёплую воду в стаканчики. Показать карточку-схему На протяжении всех опытов звучит спокойная мелодия Показать карточку-схему. Показать карточку-схему. Добиваться от детей полных ответов. Прикрепляю карточки-схемы на магнитную доску. |
Цель: обобщение знаний детей о соли и её свойствах. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети делятся впечатлениями. | -Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории -Дети, а давайте мы с вами немного отдохнём и сделаем на память нашим трудолюбивым гномикам подарки из солёного теста, а когда они высохнут мы положим их в эту замечательную шкатулку , вместе с письмом , в котором расскажем как мы проводили опыты. Хорошо ребята? -«Ребята вы молодцы! Спасибо за отличную работу!» | После небольшого отдыха дети лепят из солёного теста кулоны , украшая их стразами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» Образовательная область «Познавательное развитие».
Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница вода» (образовательная область – познавательное развитие)
Дать детям знания о круговороте воды в природе;Познакомить детей с основными свойствами воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....
Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).
Презентация программы, написанной в рамках регионального проекта "Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Тема: «Математическое путешествие». Образовательная область «Познавательное развитие» Тип НОД: интегрированное
Данный конспект разработан для старших дошкольников и предназначен для ознакомления воспитателям ДОУ. Конспект направлен для развития у детей элементарных математических представлений (количество, вел...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для старшей группы «Волшебница вода» Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим природным миром)
Продолжать расширять и уточнять представления детей о воде, как необходимом ресурсе для всего живого....
Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..
Технологическая карта мероприятия НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа) на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...
Проект по теме: «Волшебница-вода» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (познавательное развитие)
Проект по теме: «Волшебница-вода»Образовательная область(познавательное развитие) Выполнила:: ...