Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)
план-конспект занятия (старшая группа)

      Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятельности по теме "Волшебница соль".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_vasileva_t.g.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

по теме: «Волшебница соль»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Разработала:

        воспитатель МАДОУ

«ЦРР д/ с №1 «Жар-птица»

        Васильева Т.Г. (высшая категория)

                                                              Рубцовск, 2021 г.

Цель: расширение и уточнение представлений детей о соли и ее свойствах

Программные задачи

  1. Образовательные:

- Создавать условия для накопления представлений о назначении соли и способах ее применения, через опытно-исследовательскую деятельность.

- Формировать умение выполнять элементарные опыты.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес у детей.

- Активизировать мыслительные процессы: учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

  1. Воспитательные:

- воспитывать любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Формы организации совместной деятельности: просмотр  презентаций, словесная игра, физическая разминка, проблемная ситуация, подвижная игра, рассказывание стихотворений, работа над пословицей, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации: наглядные: демонстрация презентации; словесные: беседа, объяснение, рассказ, координация речи и движений; физ-минутка.

Оборудование: халаты на каждого ребенка стаканы прозрачные поролоновые губки, куриное яйцо, картинки с изображением опытов, карточки с правилами поведения в лаборатории, соль, одноразовые тарелки, стаканчики, термос с теплой водой, влажные салфетки, солёное тесто, скалки, трафареты, дощечки для лепки, стеки, стразы, лупы, проектор, слайды по ознакомлению с солью.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах!», просмотров слайдов на тему: «Где и как добывают соль», «Польза и вред соли», проведения опыта «Выращенные кристаллы соли», дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», рассматривание познавательных книг, окрашивание соли.

  1. Организационный момент

Цель: организация внимания детей, введение в тему.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в группу, становятся в круг

                                                             

Дети подходят к гостям касаются своими ладонями ладони гостей

Приветствие.

В круг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем на право, а теперь пойдем на лево,

В центре круга соберемся, и на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем и к гостям здороваться пойдем

  1. Основная часть занятия.

Цель: формирование умение выполнять элементарные опыты с солью.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети занимают места перед доской

Дети поднимают руки , говорят отгадку

Соль белого цвета, не имеет запаха, на вкус солёная, на ощупь шершавая , крупинками

.

Может привести к заболеваниям организма.

-Дети называют пословицы о соли:

-Без соли не вкусно , без хлеба не сытно,

-Без соли и стол кривой,

-Без соли и хлеба , худо беседа

-Без соли хлеб не еда.

Соль используют при лечении горла, носа, она заживляет ранки..

Полина Тарская рассказывает детям зачем она посещала соленную пещеру.

В приготовлении еды, при выпечки, в консервировании овощей

Чтобы машинам не было скользко на дорогах , а людям на тротуарах.

Можно посыпать песком с мелкими камушками .и тогда не будет портится обувь и болеть лапки у животных

Дети на ковре строят круг. Под запись делают физ. разминку-2раза.

Дети отвечают, что шуметь нельзя

-Не бегай и не толкайся.

-Нельзя брать без разрешения взрослых

Дети одевают  белые халаты и садятся

за столы.

Дети проводят опыт.

Яйцо упало на дно стакана- утонуло.

Яйцо всплыло на поверхности.

Потому что солёная вода не даёт яйцу утонуть.

Соль растворилась быстрее в стакане с тёплой водой.

Дети задвигают стулья за столы и переходят задругой стол.

Дети повторяют за воспитателем – очищают бокалы

Бокал становится чистым он белеет. Даже блестит.( дети вытирают руки влажной салфеткой).

Да помним (рассказывает кто-нибудь из детей). «Сначала мы налили в стаканчики солёную воду и положили туда ниточки, когда вода высохла а соль превратилась в кристаллы»

Дети берут лупы, смотрят и делятся впечатлениями об увиденном

( повторяют 2-3 ребёнка, затем все вместе)

Дети повторяют по одному выводу из опытов по порядку.

- По удобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь

- Дети, ой, что утром было, я же вам сказать забыла – только в садик мы зашли в гости гномики пришли.

- Говорят мне чудо – гости: «Сегодня всем вам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдете, и чудо опыт проведете с одним известным  веществом сейчас узнаете о нем»

- А отгадка находится в этой замечательной шкатулке Послушайте внимательно.

«Без неё, ребята, повар , просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт-испытаешь боль.

Вы конечно догадались. Ну конечно, это соль»

(Воспитатель открывает шкатулку показывая соль)

-Правильно ребята.

 

                                          Беседа

-Соль незаменимый продукт питания о котором мы мало знаем. Ребята, а что вы знаете о соли? Какая она?

 

-Ребята, соль – полезное ископаемое, в молотом виде она представляет собой кристаллы белого цвета

- Соль бывает крупная и мелкая .Как вы уже сказали имеет солёный вкус и не имеет запаха.

-Ребята , как вы думаете, что произойдёт если человек совсем не будет употреблять соль в пищу?

-Правильно ребята. Соль придаёт блюдам особый вкус. Но не за вкусовые качества употребляет её в пищу. Недостаток соли может привести к заболеваниям. Без соли человек жить не может. Много лет тому назад соли добывали мало и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром.

-У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, а остальные уходили  «не солоно-хлебавши»

- К соли относились положительно. От сюда народная примета « соль рассыпал-к ссоре)

- Поэтому люди придумали пословицы о соли. А какие вы из них помните?

- Ребята как вы думаете , где можно использовать соль?

- Соль применяется в оздоровительных целях. Используют для лечения волос- чтобы лучше росли и были крепкими делают массаж с соленными крупинками

-Ребята а кто из вас был в соленной пещере?

-Ребята, а в приготовлении пищи используют соль? Где?

-А ещё соль используют дворники и специальные машины. Как вы думаете, для чего они это делают?

-Но ребята я вам хочу сказать, что соль вредна для человека , животных и растений В чём же её вред?

-Ребята чем более безопасным для человека и животных можно посыпать дорожки?

-Молодцы ребята!

-Ребята, нам пора торопиться в лабораторию. Пойдёмте за мной.

-Но вот ребята мы с вами и пришли в нашу лабораторию, но прежде чем зайти в лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Воспитатель напоминает детям правила поведения с помощью карточек

-Правильно ребята.! Умей слушать. Не перебивай говорящего, не отвечайте хором.

Правильно! Не бегай и не толкайся будь аккуратен, ты можешь что-то разбить, уронить , рассыпать.

,

Правильно!  Не бери оборудование пока не скажет взрослый.

- Дорогие ребята, Приглашаю вас в нашу лабораторию. Чтобы провести опыты с солью .( Воспитатель предлагает одеть детям халаты).

-Предлагаю провести Опыт№1 « Плавающее яйцо».

Нам понадобиться яйцо, вода и стакан. Сначала яйцо опускаем в обычную воду. Дети что произошло с яйцом?

-А теперь добавим соли 5 полных ложек в другой стакан и хорошо размешаем. Опустите яйцо в стакан с солёной водой. Дети , что произошло?

-Почему это произошло?

-Давайте сделаем  вывод « В обычной воде яйцо тонет, а в солёной нет». (Воспитатель просит повторить вывод 2-3 детей, затем все вместе)

Воспитатель предлагает отодвинуть на середину стола оборудование от  Опыта №1

-Предлагаю провести Опыт№2 « Соль растворяется в воде»

Для этого нам понадобиться 2 стакана с холодной и тёплой водой

-Насыпьте соль в стакан с холодной водой ложку соли –размешаем, затем в стакан с тёплой водой и размешаем.

Ребята, в какой воде соль растворилась быстрее?

(Воспитатель делает вывод, что соль быстрее растворяется в тёплой воде чем в холодной, повторяют2-3 ребёнка, затем все вместе)

-Для проведения Следующего опыта прошу пересесть за следующий стол.

-Предлагаю провести Опыт№3 « Соль-чистящее средство»

-Ребята, оказывается с помощью соли можно помыть грязную посуду

-Нам понадобиться грязный бокал, влажная губка, соль, влажные салфетки. ( воспитатель показывает детям как нужно правильно почистить бокал)

-Ребята что происходит?

-Ребята, давайте сделаем вывод «Соль может очищать грязную посуду» ( повторяют 2-3 ребёнка, затем все вместе)

(Воспитатель  предлагает отодвинуть тарелки с оборудованием с  Опыта №3 на середину стола)

-Молодцы ребята, справились с этим опытом.

-Предлагаю провести следующий Опыт№4 « Соль кристаллизуется»

-Помните , дети мы с вами выращивали кристаллы соли на окне ? Расскажите, как это у нас получилось?

-Молодцы, ребята ! Вот сейчас мы с вами  с помощью лупы рассмотрим кристаллики соли . Ребята на что они похожи? Кто увидел что-то не обычное?

-Ребята давайте сделаем вывод « Вода высохла, а соль превратилась в кристаллы».

-Ребята, какие вы молодцы, настоящие лаборанты, все опыты провели аккуратно и правильно.

Но, на этом наши опыты закончены , давайте встанем из-за столов , задвинем стульчики, и пройдемте со мной к доске, уважаемые лаборанты.

-Давайте с вами повторим все выводы наших проделанных опытов.

Отрывок из мультфильма «В гостях у гномов» (песня гномиков – видеозапись)

Шкатулка из дерева, внутри соль

В помощь детям карточки –схемы по определению соли.

Слайд №1                              ( кристаллы соли)

Слайд№2 (мелкая и крупная соль)

Слайд№3 (Как раньше добывали соль)

Слайд№4 ( как подавали соль)

Слайд№5

Слайд№6                           (соленная пещера)

Слайд№7(приготовление пищи, консервированные овощи)

Слайд№8 ( машины и дворники посыпают солью дорожки)

Слайд№9( изображение опыта с цветком , домашнего животного, обуви-повреждённых солью)

Слышен бой часов-курантов.

Дети подходят к столам с материалами для опытов (всё накрыто белыми салфетками)

Карточки с изображением-ребёнок слушает.

Карточки с изображением-ребенок бежит.

Карточки с изображением-ребенок берёт пробирку.

Воспитатель обращает внимание на посадку детей за столами.

Показать карточку-схему.

Воспитатель обращает внимание детей на посадку за столами.

Налить из термоса тёплую воду в стаканчики.

Показать карточку-схему

На протяжении всех опытов звучит спокойная мелодия

Показать карточку-схему.

Показать карточку-схему.

Добиваться от детей полных ответов.

Прикрепляю карточки-схемы на магнитную доску.

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: обобщение знаний детей о соли и её свойствах.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети делятся впечатлениями.

-Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории

-Дети, а давайте мы с вами немного отдохнём и сделаем на память нашим трудолюбивым гномикам подарки из солёного теста, а когда они высохнут мы положим их в эту замечательную шкатулку , вместе с письмом , в котором расскажем как мы проводили опыты. Хорошо ребята?

-«Ребята вы молодцы! Спасибо за отличную работу!»

После небольшого отдыха дети лепят из солёного теста кулоны , украшая их стразами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница вода» (образовательная область – познавательное развитие)

Дать детям знания о круговороте воды в природе;Познакомить детей с основными свойствами воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....

Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).

Презентация программы, написанной  в рамках регионального проекта "Внедрение   модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Тема: «Математическое путешествие». Образовательная область «Познавательное развитие» Тип НОД: интегрированное

Данный конспект разработан для старших дошкольников и предназначен для ознакомления воспитателям ДОУ. Конспект направлен для развития у детей элементарных математических представлений (количество, вел...

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..

Технологическая карта мероприятия  НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа)  на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...

Проект по теме: «Волшебница-вода» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (познавательное развитие)

Проект по теме: «Волшебница-вода»Образовательная область(познавательное развитие)        Выполнила::            ...