Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
статья по коррекционной педагогике
В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспечивающих комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с клиническими формами зрительных нарушений: амблиопия, миопия, косоглазие, гиперметропия, катаракта, нистагм, астигматизм, 1 группа для детей с задержкой психического развития, 1 группа для детей с расстройствами аутистического спектра. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют ослабленное здоровье, отклонения в развитии вегетативной нервной системы, общего психосоматического состояния. По статистике 50 % наших воспитанников имеют комплексные нарушения развития, из них более 30 % имеют речевые нарушения, у 10 % – задержка психического развития, у 5 % ребят наблюдается снижение развития высших психических функций, есть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушениями слуха.
Одним из основных принципов реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федерального государственого образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями. Содержание образования должно соответствовать образовательным потребностям детей с ОВЗ, способствовать компенсации первичных и профилактике вторичных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_soprovozhdenie_rebenka_s_ovz.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в контексте реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования
В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспечивающих комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с клиническими формами зрительных нарушений: амблиопия, миопия, косоглазие, гиперметропия, катаракта, нистагм, астигматизм, 1 группа для детей с задержкой психического развития, 1 группа для детей с расстройствами аутистического спектра.
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют ослабленное здоровье, отклонения в развитии вегетативной нервной системы, общего психосоматического состояния. По статистике 50 % наших воспитанников имеют комплексные нарушения развития, из них более 30 % имеют речевые нарушения, у 10 % – задержка психического развития, у 5 % ребят наблюдается снижение развития высших психических функций, есть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушениями слуха.
Одним из основных принципов реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федерального государственого образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями. Содержание образования должно соответствовать образовательным потребностям детей с ОВЗ, способствовать компенсации первичных и профилактике вторичных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «Об образовании в РФ»
– обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
– инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
– адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, на общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образования.
В целях реализации права каждого человека на образование создаются:
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ для: коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения
условия, в максимальной степени способствующие: получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Статья 34. Основные права обучающихся:
предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, обучение по индивидуальному учебному плану, уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
– психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
– коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
– комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
– помощь обучающимся в социальной адаптации.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Выбирать с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
Присутствовать при обследовании детей ПМПК, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.
Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Важно помнить, что в соответствии со статьей 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ:
– условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
– предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
– проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
– обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
– другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Организация эффективной работы по созданию условий для успешного усвоения особыми детьми образовательной программы обучения является важной и актуальной задачей, стоящей перед каждым образовательным учреждением.
Реализация всех условий позволит:
– обеспечить все категории детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
– дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;
– гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
– обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;
– обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;
– эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
– обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;
– создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.
Создание благоприятной социальной ситуации для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, является обязательной интеграционной составляющей деятельности дошкольной образовательной организации на этапе модернизации системы образования.
Мы стараемся сделать все возможное, чтобы облегчит период адаптации ребенка к детскому саду, и в последущем стремимся построить плодотворное творческое сотрудничество с семьями воспитанников, понимая, что только вместе мы достигнем успеха.
Без активного привлечения родителей к созданию условий для успешной социализации «особых» дошкольников, без преемственности в работе МБДОУ и семьи, нельзя добиться стойких результатов в процессе коррекции имеющихся нарушений, разностороннего развития воспитанников. Родители – наши главные социальные партнеры, первые помощники в деле воспитания и обучения.
В МБДОУ функционирует Консультационный центр для родителей и членов семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, в том числе, и не посещающих наш детский сад. Специалистами центра решается задача: сориентировать родителей детей с нарушением зрения в различных аспектах коррекции зрительной патологии и иных вторичных нарушений, научить строить взаимоотношения со своим ребенком, понимать его, видеть его возможности и получать радость от общения.
Особое внимание уделяем мобилизации функционирования сохранных анализаторов, формированию социально бытовых навыков самообслуживания, созданию условий для успешной жизнедеятельности. В коррекционном пространстве групп имеется разнообразный дидактический, наглядный, игровой материал для развития зрительного, слухового, осязательного, обонятельного, тактильного восприятия (для развития компенсаторных функций), развития мелкой моторики рук, двигательной активности и ориентировки в пространстве.
Практически у каждого второго воспитанника проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы, формировании коммуникативных навыков. Вследствие этого часто у наших воспитанников наблюдаются сложности социальной адаптации к социуму. Часто отмечается уровень эмоциональной тревожности, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах, неполнота, искаженность представлений о способах и нормах социального взаимодействия. Овладение навыками социальной адаптации становится возможным при условии целенаправленных воспитательных воздействий.
Особое внимание уделяем развитию творческих способностей воспитанников. Этому способствует освоение детьми изобразительной и конструктивной деятельности, использование упражнений по формированию эмоционального интеллекта, использования элементов музыкотерапии, арт-терапии, хромотерапии, сказкотерапии. Важно создание психологически комфортной, по-домашнему уютной атмосферы в детском саду, и вместе с тем креативной, побуждающей к творчеству.
Серьезной задачей является обеспечение максимально высокого уровня физического здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью. В МБДОУ реализуется комплексный план оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Оздоровительная направленность пронизывает весь воспитательно-образовательный процесс, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет его индивидуальных особенностей и интересов, создание условий для самореализации, ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Усилия педагогов направлены на оздоровление каждого «особенного» ребенка, культивирование здорового образа жизни.
Своевременное комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ способствует оптимизации коррекции дефекта. Работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, созданию условий для их успешной социализации пронизывает все направления деятельности образовательного учреждения. Коррекционно-педагогический процесс осуществляется под руководством врача-офтальмолога, учителей-дефектологов.
В детском саду созданы оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника, профилактики возникновения у воспитанников дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса.
Таким образом, работа по созданию условий для успешной эмоциональной, коммуникативной и социальной адаптации детей дошкольного возраста с патологией зрения и сопутствующими нарушениями охватывает все аспекты воспитательно-образовательного процесса ДОУ и коррекционного сопровождения ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучени...
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....
СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...
«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»
Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и осн...