Педагогическая мастерская «Помоги себе сам»- площадка для саморазвития и самореализации творческой индивидуальности педагога
материал

Утёмова Гелена Викторовна

из опыта проектирования и реализации профессионального взаимодействия

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

II городская научно-практическая конференция работников образования «Профессионально-личностное развитие педагога: от самореализации его творческой индивидуальности к развитию индивидуальных способностей обучающегося» 16-17 декабря 2021 года «Педагогическая мастерская «Помоги себе сам»- площадка для саморазвития и самореализации творческой индивидуальности педагога» ( из опыта проектирования и реализации профессионального взаимодействия) Утёмова Гелена Викторовна, педагог-психолог МАДОУ д /с 112 города Тюмени Департамент образования Администрации города Тюмени Муниципальное автономное учреждение «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» города Тюмени

Слайд 2

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области технологий сохранения и укрепления психического здоровья и демонстрации их практического применения для саморазвития и самореализации творческой индивидуальности. Задачи: 1. Активация саморазвития и самореализация творческой индивидуальности педагога; 2. Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; 3. Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.

Слайд 3

В.А. Сластёнин (российский учёный в области педагогики) отмечает, что… … «творчество невозможно без осознания педагогом собственной творческой индивидуальности….»

Слайд 5

Анкетирование Метод «Колесо жизненного баланса»

Слайд 6

Условия становления творческой индивидуальности педагога:

Слайд 7

Свойства личности творческой индивидуальности педагога:

Слайд 8

Тренинг 15 декабря 2020 г. Тема: «Тайм-менеджмент»

Слайд 9

Практикум 13 апреля 2021 Тема: «Кто живет внутри меня?»

Слайд 10

Деловая игра 19 мая 2021 Тема: «Коллаж моей жизни»

Слайд 11

Мастер-класс 6 октября 2021 Тема: «Дыхание как индикатор и способ регуляции эмоционального состояния»

Слайд 12

Профессиональный кейс 10 декабря 2021 Тема : «Какой я на самом деле?!»

Слайд 13

У творчески работающего педагога- творчески развитые воспитанники!



Предварительный просмотр:

Конспект выступления

Педагогическая мастерская

«Помоги себе сам»- площадка для саморазвития и самореализации творческой индивидуальности педагога»

Подготовил педагог-психолог МАДОУ №112 Утёмова Гелена Викторовна

1 слайд

   Добрый день, уважаемые коллеги. В рамках сегодняшней встречи буду рада поделиться своим опытом работы. Тема моего выступления представлена на слайде.

2 слайд

Педагогическая мастерская «Помоги себе сам» была создана с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области технологий сохранения и укрепления психического здоровья и демонстрации их практического применения для саморазвития и самореализации творческой индивидуальности.

Задачи: (на слайде) ознакомиться на слайде

1. Активация саморазвития и самореализация творческой индивидуальности педагога;

2. Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;

3.Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.

  В современных условиях проблема сохранения психического здоровья педагогов чрезвычайно важна. Часто педагоги обращаются ко мне за советом и помощью, жалуются на перегруженность, конфликтных родителей, эмоциональную истощенность, плохое настроение.  На это влияют следующие  факторы: напряженный ритм работы,  нервно-психические нагрузки на организм, а особенно влияние пандемии за последние 1.5 года, так как напряженная обстановка, увеличение объемов работы, уменьшение живого общения приводят к постоянному стрессу, и наши педагоги оказались не исключение.

 Мастерская «Помоги себе сам» позволяет педагогу овладеть психологической грамотностью (знания и средства, позволяющие сознательно разумно относиться к себе и окружающим, знать, понимать и учитывать свои индивидуальные возможности и особенности), развивать индивидуальные способности, а также помогает решить свои профессиональные проблемы, в том числе жизненные,  правильно управляя своими ресурсами.

Проявили интерес к мастерской «помоги себе сам» педагоги, которые испытывают тревожность, эмоциональную истощенность, беспокойство.

3 слайд

В каждой теме существуют различные понятия, мы остановились на таких понятиях как саморазвитие, самореализация,  творческая индивидуальность. Вместе эти понятия едины, одно без другого существовать не может, без саморазвития педагог не сможет себя реализовать, а значит, не сможет  развивать творческую индивидуальность.

Слайд 4

Программа «Помоги себе сам» ориентирована на использование активных форм работы, которые позволяют педагогам на практике отработать техники для сохранения психического здоровья. Задания подобраны таким образом, чтобы каждый педагог смог проявить  свою творческую индивидуальность, выполняя их.

5 слайд

Прежде чем приступить к совместной работе с педагогами, было проведено анкетирование с помощью методики «Колесо жизненного баланса», которое позволило выявить психологические проблемы. Данные, полученные в результате анкетирования показали, что у 4 педагогов, что составило 67 % на первом месте стоит карьера и материальное благополучие, у 2 чел. - 33 %-профессиональное развитие и обучение совместно с карьерой, у них физически не хватает времени на семью, все это повлекло за собой  повышение уровня тревожности, проявления раздражительности и вспыльчивости, бессонницу, преобладает подавленное,  негативное настроение. Педагоги постепенно стали терять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится  негибким и стереотипным.

6  слайд

   Первая наша встреча была направлена на сплочение мини-коллектива с помощью игр и упражнений, например, «Клубок», «Вперед четыре шага».

Далее обсудили правила работы в рамках данной мастерской.

Особое внимание было уделено результатам анкетирования. Важно было показать педагогам, что проблемы решаемы, главное чтоб они сами проявили желание работать над этими проблемами. Я как психолог, проговорила, что данные трудности присущи не только педагогам 112 сада, это является общей проблемой эмоционального выгорания педагогов. Выгорание педагогу свойственно, потому что он решает множество задач, несет высокую ответственность перед руководством и родителями, ежедневные переживания за детей.

 Кроме того было обозначено, что такие проблемы были и раньше,  но их особо не озвучивали, в современном мире мы стараемся решить их, но из-за не хватки времени, не всегда это получается. Я пояснила педагогам, что когда они преодолеют свои проблемы, то  у них будет проявляться творческая индивидуальность более того через саморазвитие педагоги смогут выявить  у себя природные особенности личности, которые раньше не проявлялись. Испытываемые трудности не сразу будут решаться, но применение техник, методик позволят педагогу более профессионально отрабатывать появившиеся моменты.

7 слайд

Также на первой встрече мы проговорили условия и свойства творческой индивидуальности педагога, которые присущи активному, жизнерадостному педагогу с эмоционально благополучным состоянием. Если же педагог испытывает трудности, то условия и свойства нарушаются.

Применение различных техник позволяют активно и познавательно проводить наши встречи.

8 слайд. Я заметила, что педагоги очень много планируют, ставят перед собой  трудновыполнимые задачи. Не правильно рассчитывают время, что сказывается на их эмоциональном состоянии. На тренинге педагоги изучали  технологии организации времени и повышения эффективности его использования. Они составляли график на один день, выявляли, что важно и что срочно, а что можно отложить или попросить кого-нибудь из родителей помочь  или сделать совместно детьми и коллегами.

9слайд в рамках практикума целью которого являлось самовыражение и активация внутреннего диалога педагога со своей творческой частью мы использовали тканевую терапию, которая позволила педагогу окунуться в детство и создать свое я. Педагоги активно выбирали животных, характеризующих себя, подбирали цвет настроения. Техника позволила педагогам расслабиться  с помощью тактильных ощущений.  Данную технику  легко перенести в работу с детьми.

10 слайд очень эмоционально прошла деловая игра,  педагогам было необходимо сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель. Педагоги много шутили, мечтали и создавали коллаж своей жизни, используя предложенный материал. Затем с большим интересом рассказывали о том,  какие цели для себя наметили.  

11 слайд. мастер-класс прошел активно, целью являлось умение контролировать дыхание и  регулировать эмоциональное состояние.  применяя специальные упражнения  педагоги учились расслабляться, избавляться от негативных эмоций и применять эту технику в работе с детьми. Педагоги активно выполняли предложенные упражнения, делились своим опытом.

12 слайд  Очень познавательно и интересно прошел профессиональный кейс. Перед педагогами стояла цель разобрать сознательные и бессознательные представления о себе. Педагоги рисовали животных» первое животное было доброе, пушистое, что обозначало свое наружное я, а второе животное злое, хищное- говорило о том, кто сидит внутри педагога. Педагоги сначала отрицали результаты, но потом осознали, что в некоторых ситуациях проявляется второе животное, которое пытается защитить свое наружное я.

13 слайд

Еще раз хотелось бы остановиться на том, что каждую технику, методику можно адаптировать  и использовать в работе с детьми. Спасибо за партнерское сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива"

В тренинге представлены упражнения по раскрытию творческих способностей педагогов и коммуникативные игры по сплочению педагогического коллектива.Данный тренинг комплексный и решает сразу несколько зад...

Педагогический проект: Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов

Педагогический проект "Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов" разработан с целью развития творческого потенциала ребё...

«Стратегия развертывания последовательности ситуации саморазвития путем нагруженности детей через игровую и творческую деятельность педагога»

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Как подготовить и провести непосредственно-образовательную деятельность с детьми. ...

Тренинг «РАСКРЫТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕКТИВА»

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятел...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ, УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ОТДЕЛЬНОСТИ И СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕКТИВА».

      Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы. Только сплочен­ная группа способствует самораскрытию участников и д...

Консультация для педагогических работников на тему: «Музыка как средство развития творческой индивидуальности»

Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, разви...