«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ, УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ОТДЕЛЬНОСТИ И СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕКТИВА».
методическая разработка
Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы. Только сплоченная группа способствует самораскрытию участников и допускает открытую конфронтацию мнений, что в сочетании с конструктивным отношением к критике является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позициях участников.
Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, так как, от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и результативность труда. Поэтому в общеобразовательных учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит, прежде всего, от уровня сплоченности педагогического коллектива.
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_uprazhneiy_v_rabote_s_pedagogami.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СЕЛА ГОЛУБИНКА БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ,
УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА В ОТДЕЛЬНОСТИ И СПЛОЧЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕКТИВА».
Составлено старшим воспитателем
Науменко С.В,
2021г.
Пояснительная записка
Актуальность
Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы. Только сплоченная группа способствует самораскрытию участников и допускает открытую конфронтацию мнений, что в сочетании с конструктивным отношением к критике является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позициях участников.
Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, так как, от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и результативность труда. Поэтому в общеобразовательных учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит, прежде всего, от уровня сплоченности педагогического коллектива.
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.
Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Игры – один из самых эффективных способов создания такой атмосферы.
Общая цель: достичь хороших межличностных отношений демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала каждого педагога.
Задачи:
- знакомство друг с другом, нахождение сходств у участников группы для улучшения. взаимодействия между ними;
- консолидация группы педагогов, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
- раскрытие творческого потенциала каждого педагога;
- активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
- повышение уровня самооценки педагога;
- развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
- развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;
Формы и методы работы:
- Комплекс упражнений, игр разработан для воспитателей.
- Игры проводятся во второй половине дня, предполагает работу с группой из 6-10 воспитателей.
- Игры и упражнения проводятся 1-2 раза в месяц.
Ожидаемые результаты:
- Воспитатели лучше узнают друг друга.
- Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.
- Увеличится работоспособность группы.
- У педагогов сформируется умение работать в команде.
- Улучшится психологический климат в коллективе.
- Повысится сплоченность педагогического коллектива.
Упражнение «Связующая нить»
Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплочённости коллектива.
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передаёт клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передаёт его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью.
Упражнение «Завяжем узелки»
Участникам раздают нити длинной 30-40 см. Каждый педагог связывает свою нить с другим педагогом, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т.д. В результате образуется одна общая нить, Далее каждый расскажет о том, что их объединило в одну общую систему.
Упражнение « Предмет моего детства»
На столе раскладываются предметы. Это может быть мяч, кукла, записка, батарейка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
Упражнение «Минута благодарности»
Воспитатель благодарит своих коллег (или коллегу), причём для каждого нужно найти слова благодарности.
Упражнение «Обратная связь «Солнечный круг»
1-я часть. Каждый участник группы на листе бумаги рисует солнце. В центре пишет своё имя. У солнца рисует много лучей, на трёх из них записывает три наиболее близких духовных качеств.
2-я часть. Участники просят друг друга прикрепить лист со своим солнцем булавочками к одежде на спину.
3-я часть. Под музыку двигаясь по комнате, подходят друг к другу и пишут на лучиках хорошие качества и достоинства того, к кому они подошли. После выполнения упражнения листы с солнышками открепляются, и каждый забирает свой лист с собой.
Игра «Атомы-Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Упражнение «Применение предметов»
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.
За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Упражнение «Островки»
Цель: всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).
Материалы: газеты.
Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
Упражнение «Гусеница».
Цель: игра учит доверию.
— Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.
Обсуждение:
Что испытывали при выполнении задания?
Литература:
1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.
2.Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с.
3. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов .Выпуск 1 Волгоград 2008 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива"
В тренинге представлены упражнения по раскрытию творческих способностей педагогов и коммуникативные игры по сплочению педагогического коллектива.Данный тренинг комплексный и решает сразу несколько зад...
Использование игровых ситуаций (ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку м...
Использование игровых ситуаций(ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности
Система работы по обучению детей разгадыванию ребусов включает в себя:...
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе»
Мастер-класс для педагогического коллектива на тему«Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками»Разработала учитель- логопедЗлобина А. А. МДОУ ДС «Тополёк»...
Тренинг «РАСКРЫТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕКТИВА»
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятел...
Семинар - практикум для педагогов ДОО Выступление на тему:«Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста»
Игровой комплект «Пертра» -представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством пед...
Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами
Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....