Педагогический проект: Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов
проект по теме
Педагогический проект "Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов" разработан с целью развития творческого потенциала ребёнка и создания условий для его самореализации, а также с целью развития интереса и потребности детей в творческом самовыражении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.proekt_dlya_publikatsii.docx | 22.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический проект: "Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов
1. Актуальность проекта
В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения музыкальной культуры. Чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка, и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов к практической музыкальной деятельности,
Известно, что развитие способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим временем является детство. Поддержка творческой активности, как одного из факторов одарённости должна осуществляться как родителями, так и педагогами. Детское творчество является ценным в развитии одарённого ребёнка. Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в развитии педагогики нового времени – педагогики творческого развития личности.
На современном этапе функционирования системы работы с одарёнными детьми, воспитанник дошкольного образовательного учреждения, проявляющий музыкальные способности, нуждается в специальных условиях. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.
Работа с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для нашего современного общества. Проблема заключается в том, что невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные образовательные учебные заведения. И создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.
В работе с одаренными (талантливыми) детьми существуют проблемы, препятствующие эффективной работе:
1. Высокая степень методологической неопределенности в раннем распознавании одаренности (таланта) ребенка. Субъективизм в оценках одаренности (таланта) детей со стороны педагогов.
2. Неразвитость механизмов выявления одаренности (таланта), форм и методов поиска, воспитания и поддержки талантливых детей дошкольного возраста
3. Низкая психологическая и педагогическая компетентность и мотивация родителей и педагогов в выявлении и поддержке одаренных (талантливых) детей дошкольного возраста.
4. Отсутствие в образовательных организациях системной работы по выявлению и поддержке одаренных (талантливых) детей дошкольного возраста.
5. Ограниченность ресурсных возможностей в создании условий для реализации одаренности (развитии таланта) детей.
2. Цель и задачи проекта:
Цель проекта: развитие творческого потенциала ребёнка и создание условий для его самореализации, развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении.
Задачи:
- повышение педагогической и коммуникативной компетенции родителей и сотрудников ДОУ, оптимизация партнерства семьи и детского сада, развитие инновационных потенциалов их взаимодействия
- оказание консультативной помощи родителям по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
- привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми
- развитие творческих способностей детей
- создание ситуации успеха для детей
- демонстрация творческих достижений в музыкальных видах деятельности
- повышение творческой активности и исполнительского мастерства детей
- формирование художественного вкуса у детей
- приобщение детей к разным жанрам музыкального искусства
3.Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта – 2013- 2014 учебный год.
Направление реализации проекта – развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Проект осуществляется в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (октябрь – март)
1. Создание нормативно-правовой базы - положения о проведении фестиваля
2. Разработка финансового обеспечения проекта и примерного перечня материального оснащения фестиваля.
3. Прогнозирование предполагаемых результатов.
4. Создание творческой группы по реализации проекта.
5. Создание условий для индивидуальных занятий и консультаций музыкального руководителя, воспитателей, педагогов дополнительного образования ДОУ с одарёнными детьми и членами их семей:
- проведение анкетирования среди родителей с целью анализа уровня компетентности родителей в сфере выявления и развития одарённости детей
- проведение консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей»
6. Формирование базы данных о методах, приёмах создания ситуаций успеха, развития творческих способностей детей в образовательной деятельности
7. Подготовка концертной программы фестиваля
2 этап – практический (апрель)
Проведение фестиваля талантов «Весенние колокольчики» в ДОУ с целью выявления одаренных детей и поддержки детского творчества.
Данный фестиваль направлен на формирование и самореализацию творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности.
Участниками фестиваля являются воспитанники детского сада.
Каждая группа показывает 1-3 номера в предложенных номинациях.
Номинации фестиваля:
- вокально - хоровое и сольное пение
- игра на музыкальных инструментах
- ритмика и танец
Критерии оценки выступлений:
- соответствие произведений содержанию фестиваля, возрастным и индивидуальным возможностям исполнителей;
- сценическая культура;
- актерское мастерство;
- музыкальное оформление;
- характерность и органичность применяемых элементов хореографии, инструментального сопровождения, эстетика костюма, декораций.
- содержание и оригинальность выступлений и композиций,
- выразительность и эмоциональность исполнения.
По окончании проведения фестиваля «Весенние колокольчики» все участники награждаются дипломами, памятными подарками и поощрительными призами
3 этап - заключительный (май)
- проведение мониторинга участия одаренных детей и их семей в фестивале, результатов уровня развития детей.
- анализ диагностики удовлетворенности родителей в реализации проекта
- анализ полученных результатов и соотнесение их с целями и задачами проекта.
- оформление портфолио фестиваля
- оформление презентации «Звените, колокольчики, звените!»
- статьи, публикации в интернет-ресурсах (Маам. ру и др.)
- представление победителей и участников фестиваля на конкурсы разного уровня
- создание методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми (семьями).
-разработка перспектив проекта
4. Условия и ресурсы реализации проекта
Для реализации педагогического проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение:
1. Кадровые ресурсы: воспитатели; педагоги дополнительного образования; социальные партнёры.
2. Научно – методические ресурсы: методическая литература (самообразование, научное и теоретическое обоснование), публикации (обмен и распространение опыта), методические разработки педагогов и специалистов по проблеме развития творческих, музыкальных способностей дошкольников, современное учебное оборудование (оснащение учебно-развивающей среды), использование ИКТ (современные педагогические технологии).
3.Материально-технические ресурсы: музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя, развивающая среда в возрастных группах детского сада, мультимедийное оборудование, детские музыкальные инструменты.
4.Информационные ресурсы: информационные образовательные интернет-порталы, печатная продукция (периодические издания, памятки, буклеты, информационные стенды), электронная почта, методическая копилка музыкального руководителя.
5. Участники проекта:
- участники образовательного процесса учреждения (старший воспитатель, педагоги дополнительного образования, воспитатели, родительская общественность).
- Социальные партнеры: СОШ, детская библиотека, Дом культуры.
6. Содержание проекта
Музыкально-досуговая деятельность детей – это самостоятельный и специфический компонент воспитательно - образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. Это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. Содержание музыкально-досуговой деятельности наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздников, самостоятельной творческой работы.
Главными психолого-педагогическими принципами, положенными в основу реализации проекта являются:
- принцип новизны (использование новейших педагогических технологий);
- принцип активности и самостоятельности (побуждение детей к творчеству, сочинительству. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано и использовано в музыкальной деятельности);
- принцип наглядности (предусматривает использование яркого и интересного иллюстративного и дидактического материала);
- принцип партнерства (воспитанники должны чувствовать себя наравне со взрослыми, это объединяет, влияет на психологическую атмосферу)
- принцип систематичности и последовательности (предусматривает усложнение поставленных задач в течение осуществления проектной деятельности).
Для реализации задач, которые определены в проекте, используются разные формы и методы взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Формы: групповые и индивидуальные формы общения (педагогический совет, консультация, занятие, мастер-класс, концерт, праздник, развлечение).
Средства: учебники и пособия, дидактический материал, игровые атрибуты, музыкальные инструменты, аудио- и видео материалы, ИКТ, мебель, диагностический инструментарий.
Методы:
- методы исследования и диагностики (наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, тестирование, диагностические методики, опрос, анкетирование, игра)
- продуктивная деятельность (вырезывание по контуру музыкальных инструментов, изготовление шумовых инструментов, концертные выступления)
- метод словесного творчества (составление кроссвордов, ребусов по изучаемым темам совместно с родителями, совместно с педагогами, самостоятельно; речевое музицирование, декламация стихов, потешек)
- метод эмоционально-телесного музицирования (использование звучащих жестов, активного слушания музыки, танцевальной импровизации, темброво-ритмические задания)
- театрализация (пластические этюды, психогимнастика, инсценировка)
Механизм реализации проекта "Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов» в дошкольном образовательном учреждении предусматривает:
1. Тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса: работа с родительской общественностью с целью пополнения теоретических знаний, информационной поддержки, практических рекомендаций по работе с одаренными, талантливыми детьми. Участие родителей в праздниках, развлечениях, консультационное общение (личное, через информацию познавательных стендов, посредством интернета), является эффективной формой работы для налаживания взаимопонимания и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
2. Совершенствование развивающей среды и материально-технической базы. Накопление видео, фото и текстового материалов, оборудование информационных стендов для родителей, оформление и оснащение музыкальных уголков в группах детского сада, широкое использование ИКТ технологий (использование устройств мультимедиа, интерактивных методов обучения).
3. Отслеживание результатов реализации проекта.
7. Ожидаемый результат:
Дети:
- положительная динамика в развитии творческих способностей детей
- развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.
Родители:
- повышение интереса к развитию способностей ребенка
- заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами ДОУ
- обсуждение и следование предлагаемым рекомендациям
Воспитатели:
- понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач развития одаренных детей
- активность во взаимодействии с родителями.
Музыкальный руководитель:
- организация работы с одаренными детьми с учетом детских интересов, возможностей и способностей.
- помощь педагогам и родителям в развитии музыкально-одаренных детей.
Администрация ДОУ:
- создание банка данных «Одаренные дети ДОУ»
- создание новой традиции ДОУ – ежегодный фестиваль детского творчества.
- внедрение новой формы работы по развитию творческих способностей одаренного ребенка дошкольного возраста на основе индивидуализации образования
- усовершенствование системы работы по успешному развитию и поддержке одаренных детей, по мере становления их личности, за счет обеспечения сотрудничества ДОУ, семьи и других социальных институтов
8. Заключение
Критерии результативности проекта:
1. Увеличение % выявления одаренных детей дошкольного возраста
2. Дополнение системы работы с одаренными детьми новой формой работы
3. Диагностика удовлетворенности родителей, как заказчиков образовательной услуги.
4. Диагностика удовлетворенности одаренных детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
5. Создание базы данных творческого роста одаренных детей дошкольного возраста села.
6. Составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.
Способы, подтверждающие результативность реализации проекта:
-Мониторинг количества детей, семей, принявших участие в фестивалях
-видео и фотоматериалы фестивалей
-мастер-классы, педагогические мастерские, концерты и др.
-оценка презентации портфолио фестиваля
-оценка презентации портфолио детей-участников фестиваля
-награды, полученные участниками фестиваля на конкурсах различных уровней.
Показатели качества работы фестиваля:
1) Высокий уровень психологического комфорта ребенка.
2) Яркая выраженность индивидуальность способностей детей (семьи)
3) Положительная динамика личностного роста дошкольника.
Литература:
1. «Рабочая концепция одаренности», Богоявленская, 2003
2. Р. Стеркина «О рекомендации по организации работы ДОУ», журнал «Дошкольное воспитание»
3. С. Мартынов «Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом», журнал «Дошкольное воспитание»
4. Е. Белова «Одаренные дети», журнал «Дошкольное воспитание»
5. А. Савенков «Одаренные дети в детском саду и школе», «Детская одаренность: развитие средствами искусства» М. 2000
6. К. Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей», «Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» М. 1998
7. Журнал «Музыкальный руководитель». 2004. № 1 – 6; 2005. № 2
8. Журнал «Музыкальная палитра». 2002. № 2; 2004. № 1 – 5; 2005. № 1 – 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Текст содержит материал, необходимый в работе с детьми для развития творческих способностей....
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ
Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХОРОВОДНЫХ ИГР НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА ХОРОВОДНЫХ ИГР»
В наше время в ДОУ мало внимания уделяется проведению с детьми хороводных игр, бытует мнение, что это устаревшая форма работы, применяемые хороводные игры однообразны. При этом хоров...
Педагогический проект на тему: "Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Современные дети реш...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС
Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современн...
Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...
педагогический проект «Развитие речи и творческих способностей дошкольников, посредством технологии друдлы».
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...