Педагогический проект: Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов
проект по теме

Миллер Елена Ивановна

Педагогический проект "Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов" разработан с целью развития творческого потенциала ребёнка и создания условий для его самореализации, а также с целью развития интереса и потребности детей в творческом самовыражении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt_dlya_publikatsii.docx22.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект: "Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка»  посредством проведения фестиваля талантов

1. Актуальность проекта

            В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения музыкальной культуры. Чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка, и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов к практической музыкальной деятельности,  

           Известно, что развитие способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим временем является детство. Поддержка творческой активности, как одного из факторов одарённости должна осуществляться как родителями, так и педагогами. Детское творчество является ценным в развитии одарённого ребёнка. Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в развитии педагогики нового времени – педагогики творческого развития личности.                              

         На современном этапе функционирования системы работы с одарёнными детьми, воспитанник дошкольного образовательного учреждения, проявляющий музыкальные способности, нуждается в специальных условиях. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.

         Работа с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для нашего современного общества.  Проблема заключается в том, что невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные образовательные учебные заведения. И создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.

           В работе с одаренными (талантливыми) детьми существуют проблемы, препятствующие эффективной работе:

1. Высокая степень методологической неопределенности в раннем распознавании одаренности (таланта) ребенка. Субъективизм в оценках одаренности (таланта) детей со стороны педагогов.

2. Неразвитость механизмов выявления одаренности (таланта), форм и методов поиска, воспитания и поддержки талантливых детей дошкольного возраста

3. Низкая психологическая и педагогическая компетентность и мотивация родителей и педагогов в выявлении и поддержке одаренных (талантливых) детей дошкольного возраста.

4. Отсутствие в образовательных организациях системной работы по выявлению и поддержке одаренных (талантливых) детей дошкольного возраста.

5. Ограниченность ресурсных возможностей в создании условий для реализации одаренности (развитии таланта) детей.

2. Цель и задачи проекта:

Цель проекта: развитие творческого потенциала ребёнка и создание условий для его самореализации, развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении.

Задачи:

- повышение педагогической и коммуникативной компетенции родителей и сотрудников ДОУ, оптимизация партнерства семьи и детского сада, развитие инновационных потенциалов их взаимодействия

- оказание консультативной помощи родителям по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

- привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми  

- развитие творческих способностей детей

- создание ситуации успеха для детей

- демонстрация творческих достижений в музыкальных видах деятельности

- повышение творческой активности и исполнительского мастерства детей

- формирование художественного вкуса у детей

-  приобщение детей к разным жанрам музыкального искусства

         

3.Этапы реализации проекта

Проект  рассчитан на детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта – 2013- 2014 учебный год.

Направление реализации проекта – развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Проект осуществляется в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (октябрь – март)

1. Создание нормативно-правовой базы - положения о проведении фестиваля

2. Разработка финансового обеспечения проекта и примерного перечня материального оснащения фестиваля.

3. Прогнозирование предполагаемых результатов.

4.  Создание творческой группы по реализации проекта.

5.  Создание условий для индивидуальных занятий и консультаций музыкального руководителя, воспитателей, педагогов дополнительного образования ДОУ с одарёнными детьми и членами их семей:

 - проведение анкетирования среди родителей с целью анализа уровня компетентности родителей в сфере выявления и развития одарённости детей

- проведение консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей»

 6. Формирование базы данных о методах, приёмах создания ситуаций успеха, развития творческих способностей детей в образовательной деятельности

7. Подготовка концертной программы фестиваля

2 этап – практический (апрель)

Проведение фестиваля талантов «Весенние колокольчики» в ДОУ с  целью выявления одаренных детей и поддержки детского творчества.

            Данный фестиваль направлен на формирование и самореализацию  творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности.

            Участниками фестиваля являются воспитанники детского сада.

Каждая группа показывает 1-3  номера в предложенных номинациях.

Номинации фестиваля:

- вокально - хоровое и сольное пение

- игра  на музыкальных инструментах

- ритмика и танец

Критерии оценки выступлений:

-​ соответствие произведений содержанию фестиваля,  возрастным и индивидуальным возможностям исполнителей;

 -​ сценическая культура;

 -​ актерское мастерство;

 -​ музыкальное оформление;

 -​ характерность и органичность применяемых элементов хореографии, инструментального сопровождения, эстетика костюма, декораций.

- содержание и оригинальность выступлений и композиций,  

- выразительность и  эмоциональность  исполнения.      

            По окончании проведения фестиваля «Весенние колокольчики» все участники награждаются дипломами, памятными подарками и поощрительными призами

3 этап - заключительный (май)

- проведение мониторинга участия одаренных детей и их семей в фестивале, результатов уровня развития детей.

 - анализ диагностики удовлетворенности родителей в реализации проекта

 - анализ полученных результатов и соотнесение их с целями и задачами проекта.

 - оформление портфолио фестиваля

- оформление презентации «Звените, колокольчики, звените!»

- статьи, публикации в интернет-ресурсах (Маам. ру и др.)

 - представление победителей и участников фестиваля на конкурсы разного уровня

 - создание методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми (семьями).

  -разработка перспектив проекта

4. Условия и ресурсы реализации проекта

       Для реализации педагогического проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение:

1. Кадровые ресурсы: воспитатели; педагоги дополнительного образования; социальные партнёры.

2. Научно – методические ресурсы: методическая литература (самообразование, научное и теоретическое обоснование), публикации (обмен и распространение опыта),  методические разработки педагогов и специалистов по проблеме развития  творческих, музыкальных способностей дошкольников, современное учебное оборудование (оснащение учебно-развивающей среды), использование ИКТ (современные педагогические технологии).

 3.Материально-технические ресурсы: музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя, развивающая среда в возрастных группах детского сада, мультимедийное оборудование, детские музыкальные инструменты.

4.Информационные ресурсы: информационные образовательные интернет-порталы, печатная продукция (периодические издания, памятки, буклеты, информационные стенды), электронная почта, методическая копилка музыкального руководителя.

5. Участники проекта:

- участники образовательного процесса учреждения (старший воспитатель, педагоги дополнительного образования, воспитатели, родительская общественность).

- Социальные партнеры:  СОШ, детская библиотека, Дом культуры.

6. Содержание проекта

         Музыкально-досуговая деятельность детей – это самостоятельный и специфический компонент воспитательно - образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. Это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. Содержание музыкально-досуговой деятельности наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздников, самостоятельной творческой работы.

               Главными психолого-педагогическими принципами, положенными в основу реализации проекта являются:

- принцип новизны (использование новейших педагогических технологий);

- принцип активности и самостоятельности (побуждение детей к творчеству, сочинительству. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано и использовано в музыкальной деятельности);

- принцип наглядности (предусматривает использование яркого и интересного иллюстративного и дидактического материала);

- принцип партнерства (воспитанники должны чувствовать себя наравне со взрослыми, это объединяет,  влияет на психологическую атмосферу)

- принцип систематичности и последовательности (предусматривает усложнение поставленных задач в течение осуществления проектной деятельности).

       Для реализации  задач, которые определены в проекте, используются разные формы и  методы  взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Формы:  групповые  и индивидуальные формы общения (педагогический совет, консультация, занятие, мастер-класс, концерт, праздник,  развлечение).

Средства:  учебники и пособия, дидактический материал, игровые атрибуты, музыкальные инструменты, аудио- и видео материалы, ИКТ, мебель, диагностический инструментарий.

Методы: 

- методы исследования и диагностики (наблюдение,  анализ продуктов деятельности, беседа,  тестирование, диагностические методики,  опрос, анкетирование,  игра)

- продуктивная деятельность  (вырезывание по контуру музыкальных инструментов, изготовление шумовых инструментов, концертные выступления)

- метод словесного творчества (составление кроссвордов, ребусов по изучаемым темам совместно с родителями, совместно с педагогами, самостоятельно; речевое музицирование, декламация стихов, потешек)

- метод эмоционально-телесного музицирования (использование звучащих жестов, активного слушания музыки, танцевальной импровизации, темброво-ритмические задания)

- театрализация (пластические этюды, психогимнастика, инсценировка)

       Механизм реализации проекта  "Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка»  посредством проведения фестиваля талантов» в  дошкольном образовательном учреждении предусматривает:

1.        Тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса: работа с родительской общественностью с целью пополнения теоретических знаний, информационной поддержки, практических рекомендаций по работе с одаренными, талантливыми детьми. Участие родителей в праздниках, развлечениях, консультационное общение (личное, через информацию познавательных стендов, посредством интернета), является эффективной формой работы для налаживания взаимопонимания и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

2.        Совершенствование развивающей среды и материально-технической базы. Накопление видео, фото и текстового материалов, оборудование информационных стендов для родителей, оформление и оснащение музыкальных уголков в группах детского сада, широкое использование ИКТ технологий (использование устройств мультимедиа, интерактивных методов обучения).

3.        Отслеживание результатов реализации проекта.

7. Ожидаемый результат:

Дети:

-​ положительная динамика в развитии  творческих способностей детей

-​ развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.

Родители:

- повышение интереса к развитию способностей  ребенка

-​ заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами ДОУ

-​ обсуждение и следование предлагаемым рекомендациям

Воспитатели:

-​ понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач развития одаренных детей

-​ активность во взаимодействии с родителями.

Музыкальный руководитель:

-​ организация работы с одаренными детьми с учетом детских интересов, возможностей и способностей.

-​ помощь педагогам и родителям в развитии музыкально-одаренных детей.

Администрация ДОУ:

-​ создание банка данных «Одаренные дети ДОУ»

-​ создание новой традиции ДОУ – ежегодный фестиваль детского творчества.

-​ внедрение новой формы работы по развитию творческих способностей одаренного ребенка дошкольного возраста на основе индивидуализации образования

-​ усовершенствование системы работы по успешному развитию и поддержке одаренных детей, по мере становления их личности, за счет обеспечения сотрудничества ДОУ, семьи и других социальных институтов

8. Заключение

Критерии результативности проекта:

1. Увеличение % выявления одаренных детей дошкольного возраста

2. Дополнение системы работы с одаренными детьми новой формой работы

3. Диагностика удовлетворенности родителей, как заказчиков образовательной услуги.

4. Диагностика удовлетворенности одаренных детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

5. Создание базы данных творческого роста одаренных детей дошкольного возраста села.

6. Составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.

Способы, подтверждающие результативность реализации проекта:

-Мониторинг количества детей, семей, принявших участие в фестивалях

-видео и фотоматериалы фестивалей

-мастер-классы, педагогические мастерские, концерты и др.

-оценка презентации портфолио фестиваля

-оценка презентации портфолио детей-участников фестиваля

-награды, полученные участниками фестиваля на конкурсах различных уровней.

 Показатели качества работы фестиваля:

1) Высокий уровень психологического комфорта ребенка.

2) Яркая выраженность индивидуальность способностей детей (семьи)

3) Положительная динамика личностного роста дошкольника.

Литература:

 1.​ «Рабочая концепция одаренности», Богоявленская, 2003

 2.​ Р. Стеркина «О рекомендации по организации работы ДОУ», журнал «Дошкольное воспитание»

 3.​ С. Мартынов «Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом», журнал «Дошкольное воспитание»

 4.​ Е. Белова «Одаренные дети», журнал «Дошкольное воспитание»

 5.​ А. Савенков «Одаренные дети в детском саду и школе», «Детская одаренность: развитие средствами искусства» М. 2000

 6.​ К. Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей», «Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» М. 1998

7. Журнал «Музыкальный руководитель». 2004. № 1 – 6; 2005. № 2

8. Журнал «Музыкальная палитра». 2002. № 2;  2004. № 1 – 5; 2005. № 1 – 5

 

               

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХОРОВОДНЫХ ИГР НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА ХОРОВОДНЫХ ИГР»

В наше время в ДОУ мало внимания уделяется  проведению с детьми хороводных игр,  бытует мнение, что это устаревшая форма работы,  применяемые хороводные игры однообразны. При этом хоров...

Педагогический проект на тему: "Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Современные дети реш...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

педагогический проект «Развитие речи и творческих способностей дошкольников, посредством технологии друдлы».

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...