«Стратегия развертывания последовательности ситуации саморазвития путем нагруженности детей через игровую и творческую деятельность педагога»
статья на тему

Первушина Ирина Николаевна

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Как подготовить и провести непосредственно-образовательную деятельность с детьми.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_i_provesti_nod_s_detmi.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Стратегия развертывания последовательности ситуации саморазвития путем нагруженности детей через игровую и творческую деятельность педагога»

Формирование творческой активности у педагогов

   Педагогическая деятельность, какие бы области она ни включала, всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.

   Вообще проблема творчества в наши дни стала весьма актуальной и по праву считается «проблемой века». Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального. Необходимость готовить к творчеству каждого педагога не нуждается в доказательстве.

   Творческий педагог — это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца с огромным запасом идей и свободной в них ориентации. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.

    Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования: профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность.

   Основными критериями в формировании творческой активности педагога являются умения:

  • ставить и анализировать цели в своей деятельности;
  • ориентироваться в различных ситуациях;
  • принимать решения;
  • реализовывать определённые программы или планы исполнения;
  • проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.

   Требования, которым должны соответствовать вышеперечисленные критерии:

  • отражают как результативные, так и процессуальные характеристики активности педагогов и характеризуют не только её результат, но и способы его достижения;
  • основываются на дидактических принципах обучения и воспитания;

              являются социально и психологически значимыми, имеют смысл для    педагога;

  • просты для понимания и легко измеримы.

   Существуют следующие компоненты творческой активности: мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой.

   Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяют поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

   Мотивационный компонент изучался многими исследователями, которые рассматривали его как системообразующий элемент в творчестве,   поскольку он не только придаёт творческой деятельности личную значимость, но и регулирует её на всех этапах осуществления.

   Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и овладения умениями такого рода. У педагогов он предполагает:

  • осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;
  • понимание значимости решения проблемы развития творческой активности;
  • желание воспитывать в себе творческое воображение, фантазию, импровизацию, творческую преобразующую деятельность;
  • осознание важности развития творческой активности у детей дошкольного возраста;
  • заинтересованность, увлечённость педагога в решении данной проблемы;
  • стремление к получению высокой оценки, признание успеха в творческой деятельности.

   Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к творческой деятельности. Многие авторы выделяют его в качестве основного компонента творчества.

   Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это умения планировать, способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, способность к релаксации, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

   Итак, содержательно-операционный компонент включает в себя:

  • знание философских, психолого-педагогических основ теории творчества;
  • широкий общекультурный кругозор: постоянное совершенствование в творческой деятельности;
  • умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обосновывать, выражать свои мысли;
  • способность генерировать идеи, гибкость мышления, переносить знания, мнения в новые ситуации;
  • способность использовать творческий опыт других, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения;
  • готовность к овладению современными инновационными процессами творческой деятельности и проектирование на этой основе собственных инноваций.

   Эмоционально-волевой компонент. Эмоции — это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

   Другая составляющая этого компонента — волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер.

   Эмоционально-волевой компонент предполагает:

  • умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
  • наличие интереса, умение радоваться и удивляться;
  • решительность, инициативность, способность к волевым умениям.

   Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы. Ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Как подготовить и провести НОД с детьми.

   Основные этапы:

IОпределение темы и ведущих понятий 

1. четко определить и сформулировать тему;

2. определить место темы в учебном плане;

3. определит ведущие понятия, на которые опирается НОД;

4. обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем в других видах детской деятельности.

II. определение целей и задач

определить целевую установку НОД - для себя и для детей, понять, зачем данная деятельность вообще нужна. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД. 

Образовательная: повышать уровень развития ребенка

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

III. Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению потсавлен6ных задач наиболее простым способом

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала
  • воспроизведение, применение полученных знаний в знакомой и незнакомой ситуации
  • творческий подход к заданию

3. упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному»

Составить три набора заданий:

• подводящие детей к воспроизведению материала

• способствующие осмыслению материала

• способствующие закреплению материала

IV Продумывание изюминки НОД 

Каждая непосредственно образовательная деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут долго помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит только для средней группы, но не подходит для ясельной или подготовительной группы. То может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
V. Группировка отобранного материала

Для этого нужно продумать в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке - умение найти такую форму организации НОД, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Подготовка детей к занятиям

•        Создавать интерес к предстоящей работе

•        Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

•        Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

VI. Планирование контроля за деятельность детей

Продумать

• что контролировать

• как контролировать

• как использовать результаты контроля

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов.

•        Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно,  хватает ли дидактического материала и т.д.

•        К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

•        При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка воспитателей к обучению детей способам игровой деятельности

   Игровая  форма  обучения  является  основной  в  дошкольном  возрасте. Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности. Для  успешной  организации  игровой  деятельности  педагогам  необходимо  пополнение  теоретических  знаний  об  особенностях  игры  и  практическими  умениями.  

   Теоретические  знания  помогут  педагогам  осознать:

·     основные  пути  соединения  игры  и  обучения;

·     механизм  обучения  детей  способам  игровой  деятельности;

·     особенности  использования  игры  в  обучении  дошкольников;

   При  этом  теоретических  знаний  недостаточно  для  эффективной  организации  игровой  деятельности:  необходимо  сформировать  у  педагогов  конкретные  умения  для  развития  у  детей  игровой  деятельности  вообще  и  реализации  игровой  формы  обучения  в  частности.

   Основные  педагогические  умения: гностические  умения  предполагают  овладение  педагогами  навыками  наблюдения  игры,  определения  её  уровня  развития,  выявления  интересов,  привязанностей,  воображения  и  других  индивидуальных  особенностей  детей,  которые  необходимо  учитывать  в  процессе  организации  обучения.

   С  целью  формирования  данных  умений  можно  организовать  работу  семинара-практикума,  практикума-исследования  «Учимся  проводить  диагностику».  В  ходе  занятий  педагоги  помимо  умений,  связанных  с  использованием  метода  наблюдения  в  оценке  игровых  знаний  и  умений  приобретут  умения  по  разработке  индивидуальных  планов  совершенствования  игровой  деятельности  детей.  Научившись  определять  уровень  развития  игровых  умений,  педагог  будет  использовать  их  при  организации  обучения.

   В  формировании  проектировочных  и  конструктивных  умений,  связанных  с  планированием  игровой  формы  организации  занятий,  грамотным  подбором  игр,  предвидением  возможных  затруднений  при  организации  и  проведении  занятий  ведущее  место  по  праву  принадлежит  игровым  формам  обучения.  Их  преимущество  вполне  очевидно.  Они:

·     создают  условия  для  активизации  мышления  педагогов;

·     повышают  степень  мотивации,  эмоциональности,  творчества;

·     содействуют  приобретению  опыта  самоуправления  учебной  деятельностью.

   К  игровым  формам  обучения  относятся:  организационно-деятельностные,  ролевые  и  другие  виды  игр.  Чтобы  разработать  игру,  воспитателю  необходимо  чётко  представить  её  цель,  ответить  на  вопрос,  какие  стороны  деятельности  воспитателя  будут  моделироваться,  разработать  содержание  игры  и  методику  её  проведения.  Именно  поэтому  для  овладения  проектировочными  и  конструктивными  умениями  наиболее  эффективны  ролевые  игры.

Планирование игры.

   Чтобы игра шла поэтапно,  надо планировать не просто тематику игры, а методы и приемы, которые бы согласовывались с работой по ознакомлению с окружающим. Начиная работу над планом, воспитатель должен определиться на какую программу он будет упираться. Далее в ходе наблюдения воспитатель определяет уровень своей группы. Также воспитателю необходимо знать особенности игры в каждом возрасте.

   Предлагаемое планирование игры поможет решить две основные задачи. Это развитие воображения, как основного психического процесса дошкольного детства и формирование навыков положительного взаимоотношения. Работа над воображением включает в себя пять компонентов игры: сюжет, ролевой модели, игрового действия, игрового поведения и игровой обстановки. А навыки положительного взаимоотношения лежат в основе формирования положительных качеств ребенка, а игра как раз и является самой плодотворной средой, позволяющей ребенку переживать те жизненные ситуации, в которых и происходит полноценное развитие ребенка.

Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.

1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).

2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

  • воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
  • трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
  • использование художественного слова и художественной деятельности;
  • развитие речи и активизация словаря.

3. Методические приёмы по руководству игрой.

   Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

4. Подготовка материала к данной игре.

5. Подготовка воспитателя к данной игре:

  • изучение методической литературы;
  • составление плана игры, конспекта;
  • приготовление атрибутов детьми с родителями.

Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

6. Деятельность детей в игре.

  • Распределение по игровым группам.
  • Перечень правил о каждой игре.

7. Ход игры.

8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов

1. Использование сюрпризных моментов с целью поддержания интереса детей к игре.

2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

4. Проведение экскурсии по теме игры.

5. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка

6. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.

7. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.

8. Оказание помощи детям в организации игровой обстановки.

9. Совместная с детьми игра.

10. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

11. Постановка проблемных игровых задач.

12. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.

13. Рассказ воспитателя об играх детей другой группы.

14. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия).

15. Поручение родителям посетить с детьми магазин, почту, библиотеку и т. д. ; обменяться впечатлениями.

16. Составление детьми рассказов на темы: «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и т. д.

17. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

18. Составление с детьми альбома по тематике игры.

19. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

20. Обсуждение хода и результатов игры. Цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре.

21. Использованием элементов мимических этюдов.

22. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.

Использование модели в сюжетно-ролевой игре

Анализ сюжетно-ролевых игр.

(для анализа игр детей в своей группе).

Ведётся запись сюжетно-ролевой игры, которую наблюдали. Для этого обратить внимание на следующие вопросы.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ход игры?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия дети выполняли в соответствии с ролью?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры – действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

8. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра – организованно или неожиданно?

11. Обсуждали ли дети ход игры после её окончания?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

   Таким образом, формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Прежде всего педагог сам должен быть личностью творческой, яркой, профессионально грамотным, любящим детей человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педаг...

План по саморазвитию «Физическое развитие детей в игровой деятельности»

План самообразования содержит пути и способы повышения теоретического, научно-методического уровня педагога по теме "Физическое развитие детей в игровой деятельности"....

Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....

Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"

Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это  впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...

Тема опыта: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности».

Тема опыта: «Система  методической работы  по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности»....