Народные промыслы
план-конспект занятия

Бганцова Екатерина Сергеевна

Земля русская славится своими мастерами способными своими руками создавать необыкновенную красоту.В Российских промыслах чувствуется мастерство ремеслеников и наша с вами задача создать благоприятные моменты для знакомства детей с народными промыслами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка- детский сад № 8г.Курганинска

Конспект НОД «Народные промыслы России» в средней группе

Воспитатель: Бганцова Екатерина Сергеевна

2022 г.

Тема: «Народные промыслы России».

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Задачи: совершенствовать представления детей о русских народных промыслах ; воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров ;воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству; формировать у детей эмоциональною отзывчивость к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

Оборудование: наглядный материал иллюстрации - «Гжель», «Хохлома», «Матрешка», «Дымковская игрушка», предметы – фигурки из гжели, дымковская игрушка, матрешки, ложки и посуда в стиле хохломы.

Ход занятия

- Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла? (Дети видят в руках матрешку и называют)

- Совершенно верно!

- Деревянная красотка, ярко разукрасилась,

Любит с детками играть,

Чтобы любовались ей,

Есть секретики внутри,

Такие же подружки,

Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!

- Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная Российская культура, это промыслы наших умельцев!

- Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера? (Дети отвечают)

- Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие! Матрёшка  не зря считается символом России. Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у матрёшки. Матрёшек народные умельцы делают из дерева сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками. (Просмотр изображений и игрушек матрешек)., это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку? (Матрешек мастера делают из дерева).

- Ребята, но не только матрешек делали наши народные умельцы. - У каждого дома есть посуда? Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Есть такой деревянный промысел под названием - «Хохлома». А название этот промысел получил по названию села Хохлома, в котором он возник. (Рассматриваются изображения и изделия Хохломы) Какие основные цвета использовал художник? (Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета). Вот какие красочные, интересные хохломские изделия.

Физкультминутка

Быстро-быстро мы поедем

В Городец, в Городец!

На коне лихом там скачет

Удалец-молодец!

Где цветы всего прекрасней?

В Хохломе, в Хохломе!

Ягодки, цветочки, травки

В золоте, в золоте!

В Дымково игрушки – чудо

Яркие-яркие.

На лошадке скачет быстро

Барыня, барыня.

А Посадские платочки

Теплые-теплые!

И для мамы и для дочки

Яркие, толстые!

А матрешка, в своем домике приготовила нам новый сюрприз. «Гжель». Матрешка сейчас откроет свой волшебный домик и покажет нам сувениры из Гжели. Какие красивые сувениры, но чем-то они похожи друг на друга, вы заметили чем? Правильно, эти сувениры окрашены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Делали Гжель из белой глины. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Какой основной цвет использовали художники, когда создавали рисунки на Гжели? (Художники использовали синий цвет и все его оттенки, а рисовали на белом фоне). Из чего делали Гжель? (Гжель делали из глины)

- Ребята, послушайте (аудиозапись глиняной свистульки). Что это за звук, на что похож? (этот звук похож на свист или пение птички). Совершенно верно, это глиняная свистулька в виде птички. Это, ребята, глиняные лепные игрушки. Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Их делают в селе Дымково. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это?

(Матрёшки)

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми ,синими ,

Нежными, красивыми .

(Гжель) 

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка ,не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

***

Веселая белая глина ,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну назови-ка меня!

(Дымка)

-Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.

- Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!

Заключительная часть:

- Ребята, давайте вспомним, каким народным промыслам мы сегодня научились?

(Сегодня мы узнали о народных промыслах: Хохломе, Матрешке, Гжель и дымковской игрушке).

- Ребята, изделия ручной работы сделаны из разных материалов, а вы какие запомнили?  

- А какие цвета используют художники в своих творениях? (Художники из матрешек рисуют самыми яркими и разнообразными цветами, художники из Гжель рисуют на белом фоне со всеми оттенками синего , художники из Хохломы рисуют золотыми, черными, красными цветами, они могут использовать зеленый цвет, игрушки из дымки белого цвета, а узоры сделаны с самыми яркими и праздничными цветами).

- Кто из вас хотел бы иметь что-нибудь из народного искусства, чему мы сегодня научились? Для чего это? Вы можете использовать изделия народного творчества по-разному. - Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята? (Да).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...