Народные промыслы
план-конспект занятия
Земля русская славится своими мастерами способными своими руками создавать необыкновенную красоту.В Российских промыслах чувствуется мастерство ремеслеников и наша с вами задача создать благоприятные моменты для знакомства детей с народными промыслами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка- детский сад № 8г.Курганинска
Конспект НОД «Народные промыслы России» в средней группе
Воспитатель: Бганцова Екатерина Сергеевна
2022 г.
Тема: «Народные промыслы России».
Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Задачи: совершенствовать представления детей о русских народных промыслах ; воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров ;воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству; формировать у детей эмоциональною отзывчивость к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.
Оборудование: наглядный материал иллюстрации - «Гжель», «Хохлома», «Матрешка», «Дымковская игрушка», предметы – фигурки из гжели, дымковская игрушка, матрешки, ложки и посуда в стиле хохломы.
Ход занятия
- Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла? (Дети видят в руках матрешку и называют)
- Совершенно верно!
- Деревянная красотка, ярко разукрасилась,
Любит с детками играть,
Чтобы любовались ей,
Есть секретики внутри,
Такие же подружки,
Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!
- Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная Российская культура, это промыслы наших умельцев!
- Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера? (Дети отвечают)
- Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие! Матрёшка не зря считается символом России. Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у матрёшки. Матрёшек народные умельцы делают из дерева сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками. (Просмотр изображений и игрушек матрешек)., это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку? (Матрешек мастера делают из дерева).
- Ребята, но не только матрешек делали наши народные умельцы. - У каждого дома есть посуда? Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Есть такой деревянный промысел под названием - «Хохлома». А название этот промысел получил по названию села Хохлома, в котором он возник. (Рассматриваются изображения и изделия Хохломы) Какие основные цвета использовал художник? (Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета). Вот какие красочные, интересные хохломские изделия.
Физкультминутка
Быстро-быстро мы поедем
В Городец, в Городец!
На коне лихом там скачет
Удалец-молодец!
Где цветы всего прекрасней?
В Хохломе, в Хохломе!
Ягодки, цветочки, травки
В золоте, в золоте!
В Дымково игрушки – чудо
Яркие-яркие.
На лошадке скачет быстро
Барыня, барыня.
А Посадские платочки
Теплые-теплые!
И для мамы и для дочки
Яркие, толстые!
А матрешка, в своем домике приготовила нам новый сюрприз. «Гжель». Матрешка сейчас откроет свой волшебный домик и покажет нам сувениры из Гжели. Какие красивые сувениры, но чем-то они похожи друг на друга, вы заметили чем? Правильно, эти сувениры окрашены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Делали Гжель из белой глины. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Какой основной цвет использовали художники, когда создавали рисунки на Гжели? (Художники использовали синий цвет и все его оттенки, а рисовали на белом фоне). Из чего делали Гжель? (Гжель делали из глины)
- Ребята, послушайте (аудиозапись глиняной свистульки). Что это за звук, на что похож? (этот звук похож на свист или пение птички). Совершенно верно, это глиняная свистулька в виде птички. Это, ребята, глиняные лепные игрушки. Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Их делают в селе Дымково. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это?
(Матрёшки)
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми ,синими ,
Нежными, красивыми .
(Гжель)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка ,не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
***
Веселая белая глина ,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну назови-ка меня!
(Дымка)
-Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.
- Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!
Заключительная часть:
- Ребята, давайте вспомним, каким народным промыслам мы сегодня научились?
(Сегодня мы узнали о народных промыслах: Хохломе, Матрешке, Гжель и дымковской игрушке).
- Ребята, изделия ручной работы сделаны из разных материалов, а вы какие запомнили?
- А какие цвета используют художники в своих творениях? (Художники из матрешек рисуют самыми яркими и разнообразными цветами, художники из Гжель рисуют на белом фоне со всеми оттенками синего , художники из Хохломы рисуют золотыми, черными, красными цветами, они могут использовать зеленый цвет, игрушки из дымки белого цвета, а узоры сделаны с самыми яркими и праздничными цветами).
- Кто из вас хотел бы иметь что-нибудь из народного искусства, чему мы сегодня научились? Для чего это? Вы можете использовать изделия народного творчества по-разному. - Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята? (Да).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»
Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»
Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...