Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Андреева Ольга Игоревна

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение присмотра и оздоровления детский сад №69 «Марина»

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

(подготовка к обучению грамоте)

для детей подготовительной к школе группы

«Звук [ш]. Буква «ш».

Воспитатель:

Андреева Ольга Игоревна

Используемые технологии:

  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Технология деятельностного подхода;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Санкт-Петербург

2020 год


«Звук [ш]. Буква «ш».

Цель: Познакомить с новым звуком [ш] и его графическим изображением буквой «ш».

Задачи:

1.Образовательные

  • закрепить понятия «звук», «буква», «слово»;
  • дать детям понятие о согласном звуке[ш];
  • уточнить артикуляцию произношения согласного звука [ш];
  • учить выделять звук[ш];
  • определять место нового звука[ш] в словах;
  • познакомить с графическим обозначением звука [ш], буквой «ш»;
  • научить соотносить звук и букву.

2. Развивающие

  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, логическое и образное мышление.

3.Воспитательные

  • воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению;
  • воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

  • Проектор, презентация, конверт со схематичными карточками (6 шт.), мяч;
  • 1-ый конверт: карточки с изображением предметов, птиц и животных; картинка-подсказка местоположения следующего конверта;
  • 2-ой конверт: конвертики с карточками (условные схемы по количеству детей)
  • 3-ий конверт: конвертики по количеству детей (разрезные пазлы и счетные палочки).

Организация детей:

  • Привлечение внимания с помощью письма и презентации.

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Зачитывает сообщение от появившегося на экране  Алладина (слайды 1-4):

«Здравствуйте ребята, случилось несчастье. Даже волшебная лампа не помогает. Злой колдун Джафар украл принцессу Жасмин. Он обещал отпустить ее, если я выполню его задания и изучу одну из букв алфавита. Мне без вас не справиться. Помогите мне, пожалуйста. Задания злого колдуна Джафара я отправил вам в письме.»

Обращают внимание на экран, собираются в центре группы.

Мотивация

Вызвать у детей желание помочь любимому сказочному герою Алладину, чтобы злой колдун Джафар отпустил из плена принцессу Жасмин.

Охотно соглашаются помочь.

Проблематизация

Передаю детям письмо от Алладина. «Оно утром пришло к нам по почте»

-Какие задания надо выполнить?

- Что означают эти карточки?

- Какую букву надо изучить?

- Как узнать?

- Что еще есть в конверте?

 

Целеполагание

Знакомлю детей с алгоритмом изучения новой буквы и звука по схематичным карточкам.

Рассматривают схематичные карточки. Опираясь на схематичные карточки, в ходе своих рассуждений, дети сами находят ответ что делать.

Планирование будущей

деятельности

В определенных местах группы заранее спрятаны задания в конвертах.

-Устанавливают по схематичным карточкам план изучения буквы.

- Выясняют, что в каждом найденном конверте находится картинка-подсказка местоположения следующего конверта.

-На магнитной доске вывешивают последовательность изучения неизвестной буквы и звука по схематичным карточкам.

-Делают вывод: только выполнив задания из всех конвертов, можно узнать, какую букву нужно изучить.

Реализация плана

(дети двигаются по всем помещениям группы)

- 1-ый конверт с заданием спрятан в уголке «дочки-матери».

- Коллективно рассматривают, обсуждают.

Возможна подсказка.

-Послушайте друг друга очень внимательно.

Какие звуки могут издавать эти предметы, птицы и животные?

-Если вывод не сделали, наводящий вопрос: Давайте ещё раз послушаем друг друга. Какой звук в произносимых словах встречается у каждого?

-Проговаривает вместе с детьми, делает акцент на звук[ш].

(При возникновении трудностей – чистоговорки.)

________________________

-2-ой конверт спрятан в спальне.

Знакомлю детей с условной схемой для игр на развитие внимания и фонематического слуха (Примечание № 1). Для удобства предлагаю пройти в столовую и раздаю детям условные карточки схемы для игры «Где спрятался звук?».

1. Артикуляционная гимнастика на выбор педагога (Примечание № 2)

2.Игра с мячом.

Каждому ребёнку воспитатель кидает мяч. Ребёнок должен назвать слово, которое начинается с буквы «ш».

3.Игра «Где спрятался звук?»

-Четко произносит слова в произвольном порядке.

шарф

шоколад

шары

шкаф

шляпа

шишка

Рубашка

Чашка

Кувшин

Каша

мышка

Шишка

Малыш

хорош

тишь

глушь

душ

мышь

- Поправляет, если ребёнок допустил ошибку, произносит слово ещё раз.

-Можно задать уточняющие вопросы по артикуляции произношения звука:

Как проходит воздух при произношении звука свободно или нет?

Голос участвует, голос поет?

____________________

-3-ий конверт спрятан в «Книжном уголке».

-Обращает внимание на экран. (5 и 6 слайд)

-Какой звук, обозначается буквой «ш»?

- Обращает внимание на магнитную доску. На последнюю схематичную карточку.

-Помогает наводящими вопросами (по ситуации).

-Обращает внимание на экран. (7 и 8 слайд)

А чтобы нам лучше запомнилась эта буква давайте ее заштрихуем.

- По подсказке из письма Алладина двигаются в уголок «дочки-матери».

-Находят конверт с заданием.

(размещаются на ковре группы)

- По плану, по схематичной карточке, знают, что необходимо искать какой-то звук. В конверте лежат картинки с изображениями (кошка, змея, кастрюля с паром, ветер шумит листвой, гусь, душ, девочка шуршит опавшей листвой).

-Проговаривают какой звук издают предметы, изображенные на картинках.

- Делают вывод, что в каждом случае встречается звук [ш]

- Ещё раз проговаривают вместе с воспитателем.

-Понимают, что ищем букву «ш», но у нас есть ещё одна карточка «Уточним на слух». Это значит будут игры. Какие?

- Находят картинку-подсказку местоположения следующего конверта.

_____________________________

-Находят 2-ой конверт, вскрывают.

Внутри 3 карточки:

1-ая с изображением улыбки с зубками, 2-ая с изображением мяча, 3-ья со схемой.

Внутри условные карточки-схемы для игры «Где спрятался звук?».

Проигрываются игры.

(Размещаются за столами, в столовой.)

-Дети произносят любые слова, возвращая мяч воспитателю. Выделяя необходимый звук в слове.

(сущ., прилаг. гл. и т.п.)

-Поднимают карточку с правильным ответом. Зависит от того, где слышат необходимый звук[ш]. Начало, середина, конец слова. Произносят слово хором выделяя звук.

- Рассуждают по схематичным карточкам. Что мы уже знаем? Что уже сделали? Нашли звук [ш], уточнили на слух.

-Необходимо определить гласный или согласный звук [ш].

 Через выполнение упражнения (встречает препятствие звук во рту или нет и т.д.), дети делают вывод - звук [ш] согласный.

- Находят картинку-подсказку местоположения следующего конверта.

___________________________

-Вскрывают конверт.

-Дети находят разрезные пазлы и счетные палочки. Собирают пазлы и выкладывают из счетных палочек букву «ш». Видят изображение буквы «ш». (размещаются на ковре группы)

-Рассматривают графическое изображение буквы «ш». Прописную и печатную букву «ш».

-Делают вывод, опираясь на схематичные карточки на магнитной доске, что это изображение искомой буквы «ш».

- Делают вывод: буквой «ш» обозначается звук [ш].

-Остаётся пофантазировать, на что похожа буква «ш».

- Фантазийные ответы детей (возникающие образы).

-Рассматривают изображения на экране, на что может быть похожа буква «ш».

Рефлексия

-Обращает внимание на магнитную доску.

-Ребята, скажите пожалуйста, мы помогли Алладину найти букву?

-Обращается к каждому ребёнку.

- Что нового мы с вами сегодня узнали помогая Алладину?

- Было ли для Вас что-то сложное?

-Что запомнилось больше всего?

- На экране появляется Алладин и Жасмин. (9 слайд) «Ребята, большое спасибо за помощь. Вы справились со всеми заданиями. Колдун Джафар, как и обещал, отпустил принцессу Жасмин. Без вас я бы не справился! До свидания!»

- Да.

(рассуждения детей, с опорой на схематичные карточки). Вывод: мы нашли звук [ш] и букву «ш».

-Ответы детей

-Заинтересованно смотрят на экран и слушают послание Алладина и Жасмин.


Примечания:

Примечание № 1.

  Знакомлю детей с условной схемой для игр на развитие внимания и фонематического слуха:

  Обозначение игры «Где спрятался звук?»

Карточки на каждого ребёнка, для ответов

В начале слова

В середине слова

В конце слова

http://youfriends.ru/public/promo_cache/chanel_logo_UC0J_xFnYWTdEo5gSdsQt3ig.png

http://youfriends.ru/public/promo_cache/chanel_logo_UC0J_xFnYWTdEo5gSdsQt3ig.png

http://youfriends.ru/public/promo_cache/chanel_logo_UC0J_xFnYWTdEo5gSdsQt3ig.png

https://cdn1.flamp.ru/7642e973ca4141967dfed714f88873d9.jpg

https://cdn1.flamp.ru/7642e973ca4141967dfed714f88873d9.jpg

https://cdn1.flamp.ru/7642e973ca4141967dfed714f88873d9.jpg

Примечание № 2.

 Комплекс артикуляционной гимнастики для  шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.

4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.

5.  «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с.  Сделав сначала глубокий вдох.

7.  «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с

Повторить 4-5 р. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность .Обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква Й.

Данную организованную образовательную деятельность я проводила в рамках городского Дня открытых дверей 29.03.2017 года. ООД проводилась с детьми подготовительной к школе группы. На Дне открытых дверей...

Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказке В. Сутеева «Кто сказал МЯУ?»

Образовательная деятельность для воспитанников подготовительной к школе группы по развитию речи и обучению грамоте составлена с учетом уровня речевого развития, индивидуальных особенностей детей, и на...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе «Звук [О] и буква О».

КонспектНОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [О] и буква О». Задачи:Образовательные:- Познакомить со звуком [О],...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"...

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы "От предложения к звуку"

Этот материал представляет собой подробный конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста 6–7 лет. В нём описаны основные методы работы, которые можно использовать в процесе неп...