Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы в рамках кружка по дополнительному образованию
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Бирюкова Евгения Борисовна

В методической разработке представлена программа кружка по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы, реализуемой за рамками основной образовательной деятельности. Акцент ставится на совершенствовании  у детей фонематического восприятия и слуха, звуко-буквенного анализа. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение».

Материал адресован учителям - логопедам, дефектологам, воспитателям, работающим с детьми в старших общеразвивающих группах ДОУ. Возможно использование в работе с детьми, имеющими нарушения речи и с особенностями в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Б. Бирюкова

Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы в рамках кружка по дополнительному образованию

Методическая разработка

 

Мари-Турек

Содержание

Введение ........................................................................................... 3

Календарно-тематическое планирование....................................... 6

Заключение ...................................................................................... 15

Библиографический список .......................................................... .16

Аннотация

В методической разработке представлена программа кружка по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы, реализуемой за рамками основной образовательной деятельности. Акцент ставится на совершенствовании  у детей фонематического восприятия и слуха, звуко-буквенного анализа. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение».

Материал адресован учителям - логопедам, дефектологам, воспитателям, работающим с детьми в старших общеразвивающих группах ДОУ. Возможно использование в работе с детьми, имеющими нарушения речи и с особенностями в развитии.

Введение

Для овладения грамотой, то есть первоначальными

навыками чтения и письма, прежде всего

необходимо достаточное развитие

фонематического слуха, произносительной

стороны речи, что служит основой овладения

навыками звуко-буквенного анализа.

А.Р. Лурия

Актуальность. Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей, учителей, но и родителей. Задача педагогов ДОО и родителей состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, стимулирует его.

К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения.

Поэтому занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении — это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе. Акцент ставится на совершенствовании  у детей фонематического восприятия и слуха, звуко-буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.

 Цель методической разработки –  подготовка дошкольников к обучению грамоте, то есть – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.

Основные направления методической разработки:

- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи.

-Формирование и совершенствование речевого слуха.

- Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов.

- Формирование буквенного гнозиса.

- Развитие мелкой моторики и графических навыков.

- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков.

- Формирование интереса к чтению.

- Развитие психических процессов.

Задачи методической разработки:

1. Формирование интереса к процессу обучения.

2. Развитие звуковой культуры речи.

3. Обучение звуко-буквенному анализу:

            а. развитие умения последовательно вычленять звуки, буквы в слогах;

            б. знакомство с гласными и согласными звуками;

            в. учить соотносить звук с буквой;

4. Развитие умений говорить и слушать других людей.

5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи

окружающих.

6. Обогащение словарного запаса детей.

7. Усвоение единиц языка : звук, слог, слово, предложение.

8. Развитие внимания, мышления, памяти.

9. Формировать умение принять учебную задачу и разрешить её     самостоятельно.

10. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Условия реализации методической разработки:

Последовательность.

Систематичность.

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная и  индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, раздаточные листы.

Форма занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 30 минут, фронтально. Основная форма занятий - групповая. Срок реализации 1 год. Методическая разработка реализуется за рамками основной образовательной деятельности.  

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. По окончании цикла занятий проводится открытое мероприятие для родителей.

Новизна заключается в организации работы по подготовке к обучению грамоте за рамками образовательного процесса. На занятиях используются различные приёмы и методы. На завершающих этапах широко используются мультимедийные презентации.

Практическая значимость и эффективность данной методической разработки ценна тем, что в ней представлен перспективный календарно-тематический план на весь период обучения с октября по апрель.

                   

Календарно-тематическое планирование

Период

Тема занятия

Содержание работы

                                                      Октябрь

1 неделя

 

  1. Вводное занятие. Путешествие в страну «АБВГДейка». Знакомство с гласными звуками А, О.

Формировать навык звуко-буквенного анализа.

Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Учить подбирать слова на заданный звук.

Воспитывать любовь к родному языку.

  1. Знакомство с гласными буквами А, О.

Познакомить с понятиями «звук» и «буква».

Дать понятие «гласный звук».

Познакомить с символами и буквами.

Воспитывать умение общаться в коллективе.

2 неделя

  1. Знакомство с гласными звуками У, Ы, Э.

Развивать фонематический слух.

Учить выделять заданные звуки  из речи.

Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

  1. Знакомство с гласными буквами У, Ы, Э.

Закреплять понятия «звук» и «буква».

Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Учить писать печатные буквы.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

3 неделя

  1. Знакомство с согласными звуками Л, М.

Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

Дать понятие «согласный звук».

Учить выделять заданные звуки из речи.

Воспитывать умение общаться в коллективе.

  1. Знакомство с согласными буквами Л, М.

Закреплять умение писать символы звуков на схемах слов.

Учит читать слоги с изученными буквами.

Учить писать буквы и слоги.

Воспитывать усидчивость при выполнении заданий.

4 неделя

  1. Знакомство с согласными звуками Н, Р.

Формировать навык звуко-буквенного анализа.

Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Учить подбирать слова на заданный звук.

Воспитывать любовь к родному языку.

  1. Знакомство с согласными буквами Н, Р.

Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

Закреплять понятие «согласный звук».

Учит писать печатные буквы.

Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

Ноябрь

1 неделя

  1. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными буквами – А, О, У, Ы, Э, Л, М, Н, Р.

Совершенствовать фонематический слух.

Учит проводить звуковой анализ слов.

Воспитывать усидчивость при выполнении заданий.

  1. Знакомство с гласным звукам и буквой И.

Учить выделять заданный звук из речи.

Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

Учить работать со схемой слова.

Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

2 неделя

  1. Хитрый звучок Й. Знакомство с буквами Я, Ю, Е, Ё.

Упражнять в определении позиции звука в слове (в начале, середине, конце). Находить место звука в схеме.

Упражнять в написании букв.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

  1. Приключения на улице Гласная. Речевые игры со звуками.

Закреплять знания букв.

Учить находить заданные буквы в газетной статье.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать умения общаться в коллективе.

3 неделя

  1. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ слов.

Воспитывать усидчивость при выполнении заданий.

  1. Знакомство с согласными звуками Г – К  (звонкие – глухие).

Формировать навык звуко-буквенного анализа.

Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Учить подбирать слова на заданный звук.

Воспитывать любовь к родному языку.

4 неделя

  1. Знакомство с согласными буквами Г – К  (звонкие – глухие).

Учить читать слоги с пройденными буквами.

Упражнять в написании пройденных букв.

Закреплять умение работать со схемой слова.

Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.

  1. Знакомство с согласными звуками Д – Т (звонкие – глухие).

Учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости.

Развивать графические навыки.

Воспитывать внимательность к речи других детей.

Декабрь

1 неделя

  1. Знакомство с согласными буквами Д – Т (звонкие – глухие).

Учить читать слоги, слова.

Формировать навык звуко-буквенного анализа.

Продолжать закреплять навык работы со схемой слова.

Воспитывать умение общаться в коллективе.

  1. Знакомство с согласными звуками В – Ф  (звонкие – глухие).

Учить выделять заданные звуки из речи.

Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

Развивать графические навыки.

Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

2 неделя

  1. Знакомство с согласными буквами В – Ф  (звонкие – глухие).

Продолжать учить определять позицию звука в слове.

Продолжать учить работать со схемой слова при выполнении звукового анализа слова.

Учить читать слоги и слова.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

  1. Дифференциация гласные – согласные. Слог.

Учить проводить звуковой анализ прочитанных слов.

Учить делить слова на слоги.

Закреплять умение определять первый звук в словах.

Воспитывать усидчивость при выполнении письменных заданий.

3 неделя

  1. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ слов.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при выполнении коллективных заданий.

  1. Знакомство со звуками З – С (звонкие – глухие).

Формировать навык звуко-буквенного анализа.

Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Учить подбирать слова на заданные звуки.

Воспитывать любовь к родному языку.

4 неделя

  1. Знакомство с буквами З – С (звонкие – глухие).

Развивать навык звуко-буквенного анализа.

Закреплять умение определять позицию звука в словах и работать со схемой слова.

Учить писать прямые линии с закруглением внизу.

Воспитывать навык самоконтроля и самооценки.

  1. Чтение слогов и слов с пройденными буквами. Речевые игры со словами.

Учить читать слоги с пройденными буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ слов.

Воспитывать усидчивость при выполнении заданий.

Январь

1 неделя

  1. Знакомство с согласными звуками Б – П (звонкие – глухие).

Учить выделять заданные звуки из речи.

Учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

Закреплять умение определять позицию звука в словах, работать со схемой.

Воспитывать внимательность и дружелюбие по отношению к сверстникам.

  1. Знакомство с согласными буквами Б – П (звонкие – глухие).

Упражнять в написании пройденных букв.

Учить читать слоги и слова из пройденных букв.

Учить писать вертикальные линии с петлёй внизу.

Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

2 неделя

  1. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ слов.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при выполнении коллективных заданий.

  1. Знакомство с согласным звуком и буквой Х.

Учить выделять заданный звук из речи.

Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

Учить работать со схемой слова.

Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

3 неделя

  1. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ прочитанных слов.

Воспитывать усидчивость при выполнении заданий.

  1. Знакомство с согласными звуками Ж и Ш (звонкие – глухие).

Учить выделять заданные звуки из речи.

Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

Учит работать со схемой слова.

Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

Февраль

1 неделя

  1. Знакомство с согласными буквами Ж и Ш (звонкие – глухие).

Упражнять в написании пройденных букв.

Читать слоги и слова. Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Воспитывать доброжелательные отношения к ответам других детей.

  1. Знакомство с согласными звуками Ч и Щ.

Учить выделять заданные звуки из речи.

Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

Продолжать учить работать со  схемой слова.

Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

2 неделя

  1. Знакомство с согласными буквами Ч и Щ.

Читать слоги и слова.

Закреплять навыки написания пройденных букв.

Закреплять умение соотносить букву и символ звука на письме.

Воспитывать умение общаться в коллективе.

  1. Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными». (Показ презентации, беседа)

Познакомить в доступной форме с правописанием шипящих ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК, НЧ, НЩ.

Закреплять навыки чтения.

Воспитывать любознательность на занятиях по обучению грамоте.

3 неделя

  1. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ прочитанных слов.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при выполнении коллективных заданий.

  1. Знакомство с согласным звуком и буквой Ц.

Учить выделять заданный звук из речи.

Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

Учить работать со схемой слова.

Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

4 неделя

  1. Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ слов.

Воспитывать усидчивость при выполнении заданий.

  1. Знакомство с буквами Ъ, Ь.

Упражнять в написании пройденных букв.

Читать слова с пройденными буквами.

Развивать графические навыки.

Воспитывать навыки дружелюбного поведения на занятиях.

Март

1 неделя

  1. Знакомство с Алфавитом.

Развивать фонематический анализ и способность к переводу звука в другую знаковую систему.

Закреплять умение писать пройденные буквы.

Дифференцировать  гласные и согласные звуки и буквы. Воспитывать умение общаться в коллективе.

  1. Дифференциация согласных звуков по твёрдости-мягкости.

Закреплять умение детей характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

Закреплять умение детей различать согласные звуки по твёрдости-мягкости.

Закреплять умение работать со схемой слова.

Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

2 неделя

  1. Понятие о предложении. Составление предложений. (Показ презентации)

Дать понятие «предложение».

Учить различать «слово» и «предложение».

Учить составлять предложения из данного количества слов.

Воспитывать умение общаться в коллективе.

  1. Предложение. Составление схем предложений. Большая буква в начале предложения. (Показ презентации, беседа)

Познакомить со схемой предложения.

Учить составлять схемы предложения.

Закреплять умение различать слово и предложение.

Воспитывать умение общаться в коллективе.

3 неделя

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 1. Посвящение в следопыты.

Закреплять навыки чтения, печатания, правила написания ЖИ-ШИ.

Расширять словарный запас.

Воспитывать интерес к обучению грамоте.

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 2. Путешествие в каменный век. (Показ презентации, беседа)

Познакомить в доступной форме с историей письменности.

Закреплять знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуках.

Воспитывать любознательность.

4 неделя

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 3. Первые встречи в Стране Слов.

Учить объединять слова в тематические группы.

Закреплять навыки чтения и печатания.

Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте.

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 4. Выбор друзей в Стране Слов.

Закреплять умение правильно называть буквы, делить слова на слоги, объединять слоги в слова.

Учить соединять слова в предложения.

Воспитывать добрые чувства помощью художественного слова.

Апрель  

1 неделя

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 5. К несметным сокровищам Страны Слов.

Познакомить с образованием слов с помощью приставок (не называя этой части слова).

Закрепить знания о сложных и многозначных словах.

Воспитывать интерес к обогащению своего словаря.

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 6. «Чудесные превращения слов».

Познакомить с различными превращениями слов.

Закреплять умение писать слова печатными буквами.

Воспитывать интерес к русскому языку.

2 неделя

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 7. В гостях у радуги.

Развивать звуковую культуру речи.

Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Воспитывать интерес к новому материалу, к новым знаниям.

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 8. В глубь веков на Машине Времени. (Показ презентации, беседа)

Учить разгадывать ребусы.

Познакомить с тем, как люди учились письму.

Воспитывать интерес к занятиям.

3 неделя

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 9. Неожиданная остановка в пути.

Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений.

Учить по интонации различать предложения в речи.

Воспитывать доброжелательные отношения в процессе речевых игр.

  1. «Путешествие в русский язык». Занятие 10. Конкурс знающих.

Обобщить знания, имеющиеся у детей.

Закрепить умение составлять слова по слогам и читать их.

Воспитывать умение общаться в коллективе.

4 неделя

  1. Заключительное занятие.

Закреплять умение детей характеризовать звуки и буквы.

Закреплять умение читать небольшие тексты.

Воспитывать интерес к получению знаний через чтение.

  1.  Открытое мероприятие для родителей.

Обобщить знания, имеющиеся у детей.

Закрепить умение читать и печатать печатные буквы.

Воспитывать интерес к занятиям, любознательность, желание в дальнейшем узнавать новое.

Заключение

Анализируя результаты проведённой в течение нескольких лет работы, мы сделали вывод, что дети выпускаются из детского сада с достаточно высоким уровнем подготовленности к обучению в школе. Дети легко различают такие понятия как «звук», «слог», «слово», «предложение»; определяют место звука в слове; дают характеристику звуку, то есть имеют представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой); выделяют слова в предложении, определяют их место; составляют предложение с заданным словом; делят слова на слоги, считают слоги в слове; составляют слова из готовых слогов; проводят звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков; умеют составлять схемы слов; понимают и различают понятия «звук» и «буква»; читают простые по звуко-буквенному составу слова; рисуют разнообразные линии, элементы письменных букв (петли, волны и т.п.); умеют писать (печатать) буквы разных размеров. И всё это подтверждается учителями начальных классов.

 Библиографический список

  1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: «Гном-Пресс»,2000.
  2. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах: книга первая. От буквы к слову/Е.В. Новикова. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2012.
  3. Градусова Г.Н. Путешествие в страну Звуков (пособие по обучению грамоте). – Пермь: «Книжный мир», 1995.
  4. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий. – М.:2003.
  5. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.:2000.
  6. Кусова М.Л. Букварь для дошкольников. – Екатеринбург: изд-во «ЛИТУР»,2004.
  7. Соколова Е.И. Развиваем речь: звуки и буквы. Для детей 5-7 лет. – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....

План по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»

План по самообразованию«Подготовка к обучению грамотедетей подготовительной к школе группы»       Выполнила:воспитатель Галаова Залина Юрьевна...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Знакомство со слогом»

На занятии дети узнают, что такое «слог», научатся определять количество слогов в словах, а поможет им в этом сказка Э. Мошковской «Урок грамматики». Также познакомят...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год “Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы”

Цель:  Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятель...

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы "От предложения к звуку"

Этот материал представляет собой подробный конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста 6–7 лет. В нём описаны основные методы работы, которые можно использовать в процесе неп...