Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы в рамках кружка по дополнительному образованию
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В методической разработке представлена программа кружка по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы, реализуемой за рамками основной образовательной деятельности. Акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко-буквенного анализа. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение».
Материал адресован учителям - логопедам, дефектологам, воспитателям, работающим с детьми в старших общеразвивающих группах ДОУ. Возможно использование в работе с детьми, имеющими нарушения речи и с особенностями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx | 43.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. Б. Бирюкова
Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы в рамках кружка по дополнительному образованию
Методическая разработка
Мари-Турек
Содержание
Введение ........................................................................................... 3
Календарно-тематическое планирование....................................... 6
Заключение ...................................................................................... 15
Библиографический список .......................................................... .16
Аннотация
В методической разработке представлена программа кружка по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы, реализуемой за рамками основной образовательной деятельности. Акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко-буквенного анализа. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение».
Материал адресован учителям - логопедам, дефектологам, воспитателям, работающим с детьми в старших общеразвивающих группах ДОУ. Возможно использование в работе с детьми, имеющими нарушения речи и с особенностями в развитии.
Введение
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма, прежде всего
необходимо достаточное развитие
фонематического слуха, произносительной
стороны речи, что служит основой овладения
навыками звуко-буквенного анализа.
А.Р. Лурия
Актуальность. Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей, учителей, но и родителей. Задача педагогов ДОО и родителей состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, стимулирует его.
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения.
Поэтому занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении — это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе. Акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко-буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.
Цель методической разработки – подготовка дошкольников к обучению грамоте, то есть – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Основные направления методической разработки:
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи.
-Формирование и совершенствование речевого слуха.
- Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов.
- Формирование буквенного гнозиса.
- Развитие мелкой моторики и графических навыков.
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков.
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Задачи методической разработки:
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Обучение звуко-буквенному анализу:
а. развитие умения последовательно вычленять звуки, буквы в слогах;
б. знакомство с гласными и согласными звуками;
в. учить соотносить звук с буквой;
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка : звук, слог, слово, предложение.
8. Развитие внимания, мышления, памяти.
9. Формировать умение принять учебную задачу и разрешить её самостоятельно.
10. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Условия реализации методической разработки:
Последовательность.
Систематичность.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, раздаточные листы.
Форма занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 30 минут, фронтально. Основная форма занятий - групповая. Срок реализации 1 год. Методическая разработка реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. По окончании цикла занятий проводится открытое мероприятие для родителей.
Новизна заключается в организации работы по подготовке к обучению грамоте за рамками образовательного процесса. На занятиях используются различные приёмы и методы. На завершающих этапах широко используются мультимедийные презентации.
Практическая значимость и эффективность данной методической разработки ценна тем, что в ней представлен перспективный календарно-тематический план на весь период обучения с октября по апрель.
Календарно-тематическое планирование
Период | Тема занятия | Содержание работы | |
Октябрь | 1 неделя
|
| Формировать навык звуко-буквенного анализа. Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце). Учить подбирать слова на заданный звук. Воспитывать любовь к родному языку. |
| Познакомить с понятиями «звук» и «буква». Дать понятие «гласный звук». Познакомить с символами и буквами. Воспитывать умение общаться в коллективе. | ||
2 неделя |
| Развивать фонематический слух. Учить выделять заданные звуки из речи. Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | |
| Закреплять понятия «звук» и «буква». Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце). Учить писать печатные буквы. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. | ||
3 неделя |
| Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Дать понятие «согласный звук». Учить выделять заданные звуки из речи. Воспитывать умение общаться в коллективе. | |
| Закреплять умение писать символы звуков на схемах слов. Учит читать слоги с изученными буквами. Учить писать буквы и слоги. Воспитывать усидчивость при выполнении заданий. | ||
4 неделя |
| Формировать навык звуко-буквенного анализа. Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце). Учить подбирать слова на заданный звук. Воспитывать любовь к родному языку. | |
| Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Закреплять понятие «согласный звук». Учит писать печатные буквы. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | ||
Ноябрь | 1 неделя |
| Учить читать слоги с пройденными буквами – А, О, У, Ы, Э, Л, М, Н, Р. Совершенствовать фонематический слух. Учит проводить звуковой анализ слов. Воспитывать усидчивость при выполнении заданий. |
| Учить выделять заданный звук из речи. Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Учить работать со схемой слова. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | ||
2 неделя |
| Упражнять в определении позиции звука в слове (в начале, середине, конце). Находить место звука в схеме. Упражнять в написании букв. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
| Закреплять знания букв. Учить находить заданные буквы в газетной статье. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать умения общаться в коллективе. | ||
3 неделя |
| Учить читать слоги с пройденными буквами. Развивать графические навыки. Учить проводить звуковой анализ слов. Воспитывать усидчивость при выполнении заданий. | |
| Формировать навык звуко-буквенного анализа. Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце). Учить подбирать слова на заданный звук. Воспитывать любовь к родному языку. | ||
4 неделя |
| Учить читать слоги с пройденными буквами. Упражнять в написании пройденных букв. Закреплять умение работать со схемой слова. Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу. | |
| Учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Развивать графические навыки. Воспитывать внимательность к речи других детей. | ||
Декабрь | 1 неделя |
| Учить читать слоги, слова. Формировать навык звуко-буквенного анализа. Продолжать закреплять навык работы со схемой слова. Воспитывать умение общаться в коллективе. |
| Учить выделять заданные звуки из речи. Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать графические навыки. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | ||
2 неделя |
| Продолжать учить определять позицию звука в слове. Продолжать учить работать со схемой слова при выполнении звукового анализа слова. Учить читать слоги и слова. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. | |
| Учить проводить звуковой анализ прочитанных слов. Учить делить слова на слоги. Закреплять умение определять первый звук в словах. Воспитывать усидчивость при выполнении письменных заданий. | ||
3 неделя |
| Учить читать слоги с пройденными буквами. Развивать графические навыки. Учить проводить звуковой анализ слов. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при выполнении коллективных заданий. | |
| Формировать навык звуко-буквенного анализа. Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце). Учить подбирать слова на заданные звуки. Воспитывать любовь к родному языку. | ||
4 неделя |
| Развивать навык звуко-буквенного анализа. Закреплять умение определять позицию звука в словах и работать со схемой слова. Учить писать прямые линии с закруглением внизу. Воспитывать навык самоконтроля и самооценки. | |
| Учить читать слоги с пройденными буквами. Развивать графические навыки. Учить проводить звуковой анализ слов. Воспитывать усидчивость при выполнении заданий. | ||
Январь | 1 неделя |
| Учить выделять заданные звуки из речи. Учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Закреплять умение определять позицию звука в словах, работать со схемой. Воспитывать внимательность и дружелюбие по отношению к сверстникам. |
| Упражнять в написании пройденных букв. Учить читать слоги и слова из пройденных букв. Учить писать вертикальные линии с петлёй внизу. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий. | ||
2 неделя |
| Учить читать слоги с пройденными буквами. Развивать графические навыки. Учить проводить звуковой анализ слов. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при выполнении коллективных заданий. | |
| Учить выделять заданный звук из речи. Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Учить работать со схемой слова. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | ||
3 неделя |
| Учить читать слоги с пройденными буквами. Развивать графические навыки. Учить проводить звуковой анализ прочитанных слов. Воспитывать усидчивость при выполнении заданий. | |
| Учить выделять заданные звуки из речи. Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Учит работать со схемой слова. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | ||
Февраль | 1 неделя |
| Упражнять в написании пройденных букв. Читать слоги и слова. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Воспитывать доброжелательные отношения к ответам других детей. |
| Учить выделять заданные звуки из речи. Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Продолжать учить работать со схемой слова. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | ||
2 неделя |
| Читать слоги и слова. Закреплять навыки написания пройденных букв. Закреплять умение соотносить букву и символ звука на письме. Воспитывать умение общаться в коллективе. | |
| Познакомить в доступной форме с правописанием шипящих ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК, НЧ, НЩ. Закреплять навыки чтения. Воспитывать любознательность на занятиях по обучению грамоте. | ||
3 неделя |
| Учить читать слоги с пройденными буквами. Развивать графические навыки. Учить проводить звуковой анализ прочитанных слов. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при выполнении коллективных заданий. | |
| Учить выделять заданный звук из речи. Учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Учить работать со схемой слова. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | ||
4 неделя |
| Учить читать слоги с пройденными буквами. Развивать графические навыки. Учить проводить звуковой анализ слов. Воспитывать усидчивость при выполнении заданий. | |
| Упражнять в написании пройденных букв. Читать слова с пройденными буквами. Развивать графические навыки. Воспитывать навыки дружелюбного поведения на занятиях. | ||
Март | 1 неделя |
| Развивать фонематический анализ и способность к переводу звука в другую знаковую систему. Закреплять умение писать пройденные буквы. Дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы. Воспитывать умение общаться в коллективе. |
| Закреплять умение детей характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Закреплять умение детей различать согласные звуки по твёрдости-мягкости. Закреплять умение работать со схемой слова. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | ||
2 неделя |
| Дать понятие «предложение». Учить различать «слово» и «предложение». Учить составлять предложения из данного количества слов. Воспитывать умение общаться в коллективе. | |
| Познакомить со схемой предложения. Учить составлять схемы предложения. Закреплять умение различать слово и предложение. Воспитывать умение общаться в коллективе. | ||
3 неделя |
| Закреплять навыки чтения, печатания, правила написания ЖИ-ШИ. Расширять словарный запас. Воспитывать интерес к обучению грамоте. | |
| Познакомить в доступной форме с историей письменности. Закреплять знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуках. Воспитывать любознательность. | ||
4 неделя |
| Учить объединять слова в тематические группы. Закреплять навыки чтения и печатания. Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте. | |
| Закреплять умение правильно называть буквы, делить слова на слоги, объединять слоги в слова. Учить соединять слова в предложения. Воспитывать добрые чувства помощью художественного слова. | ||
Апрель | 1 неделя |
| Познакомить с образованием слов с помощью приставок (не называя этой части слова). Закрепить знания о сложных и многозначных словах. Воспитывать интерес к обогащению своего словаря. |
| Познакомить с различными превращениями слов. Закреплять умение писать слова печатными буквами. Воспитывать интерес к русскому языку. | ||
2 неделя |
| Развивать звуковую культуру речи. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Воспитывать интерес к новому материалу, к новым знаниям. | |
| Учить разгадывать ребусы. Познакомить с тем, как люди учились письму. Воспитывать интерес к занятиям. | ||
3 неделя |
| Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений. Учить по интонации различать предложения в речи. Воспитывать доброжелательные отношения в процессе речевых игр. | |
| Обобщить знания, имеющиеся у детей. Закрепить умение составлять слова по слогам и читать их. Воспитывать умение общаться в коллективе. | ||
4 неделя |
| Закреплять умение детей характеризовать звуки и буквы. Закреплять умение читать небольшие тексты. Воспитывать интерес к получению знаний через чтение. | |
| Обобщить знания, имеющиеся у детей. Закрепить умение читать и печатать печатные буквы. Воспитывать интерес к занятиям, любознательность, желание в дальнейшем узнавать новое. |
Заключение
Анализируя результаты проведённой в течение нескольких лет работы, мы сделали вывод, что дети выпускаются из детского сада с достаточно высоким уровнем подготовленности к обучению в школе. Дети легко различают такие понятия как «звук», «слог», «слово», «предложение»; определяют место звука в слове; дают характеристику звуку, то есть имеют представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой); выделяют слова в предложении, определяют их место; составляют предложение с заданным словом; делят слова на слоги, считают слоги в слове; составляют слова из готовых слогов; проводят звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков; умеют составлять схемы слов; понимают и различают понятия «звук» и «буква»; читают простые по звуко-буквенному составу слова; рисуют разнообразные линии, элементы письменных букв (петли, волны и т.п.); умеют писать (печатать) буквы разных размеров. И всё это подтверждается учителями начальных классов.
Библиографический список
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: «Гном-Пресс»,2000.
- Новикова Е.В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах: книга первая. От буквы к слову/Е.В. Новикова. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2012.
- Градусова Г.Н. Путешествие в страну Звуков (пособие по обучению грамоте). – Пермь: «Книжный мир», 1995.
- Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий. – М.:2003.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.:2000.
- Кусова М.Л. Букварь для дошкольников. – Екатеринбург: изд-во «ЛИТУР»,2004.
- Соколова Е.И. Развиваем речь: звуки и буквы. Для детей 5-7 лет. – 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»
Задачи: 1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению; 2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением; 3.Обучать звуковом...
Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».
Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....
План по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
План по самообразованию«Подготовка к обучению грамотедетей подготовительной к школе группы» Выполнила:воспитатель Галаова Залина Юрьевна...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Знакомство со слогом»
На занятии дети узнают, что такое «слог», научатся определять количество слогов в словах, а поможет им в этом сказка Э. Мошковской «Урок грамматики». Также познакомят...
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год “Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы”
Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятель...
Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...
Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы "От предложения к звуку"
Этот материал представляет собой подробный конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста 6–7 лет. В нём описаны основные методы работы, которые можно использовать в процесе неп...