План по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
План по самообразованию
«Подготовка к обучению грамоте
детей подготовительной к школе группы»
Выполнила:
воспитатель Галаова Залина Юрьевна
Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;
Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanii_2020-2021.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №7» (ДЕТСКИЙ САД №12)
План по самообразованию
«Подготовка к обучению грамоте
детей подготовительной к школе группы»
Выполнила:
воспитатель Галаова Залина Юрьевна
Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;
Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.
Задачи:
1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и
используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
6. Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности.
Актуальность темы:
Грамота – это овладение умением читать и
писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при
чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл
текста, то есть овладение письменной речью. Один из критериев
выпускника в области «Речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми
средствами звукового анализа слов, определять основные качественные
характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий),
место звука в слове, проявлять интерес к чтению. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его
успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов,
большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать
обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений
формировать в детском саду.
Взрослый дошкольник обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой
стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом
направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к
звуковому. Необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки,
требующие определенного уровня развития ребенка (психологического,
физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие
каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных
возможностей и индивидуальных особенностей.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Планируемый результат:
Ожидаемые результаты (в виде целевых ориентиров)
-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-различать гласные и согласные звуки;
-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
План самообразования воспитателя
месяц | Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообра-зование | С родителями | |
сентябрь | Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки. Пополнение предметно-пространственной среды Подвижная игра «Облака» НОД Л.Е.Журова «Обучение грамоте в д.с» по плану. | изучить уровень компетентнос-ти педагогов по данной проблеме. | изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму. Составление перспективного плана. Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте. Подбор и изготовление картотеки скороговорок чистоговорок и стихов. | изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование |
октябрь | Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов». Упражнение «Будь внимательным». Подвижная игра «Отгадай чей голосок»; «Передал, садись»; «Лошадка». Упражнение «Что получиться». Упражнение «Буква потерялась». НОД Л.Е.Журова «Обучение грамоте в д.с» по плану. Работа с картотекой скороговорок и потешек. Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» | Консультация «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» | Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение» Памятка для родителей о различии звука и буквы, как правильно обозначать звуки, как грамотно выполнять звуковой анализ совместно с ребенком. | |
ноябрь | Дидактическая игра «Закончи слово»; «Угадай слово» Подвижные игры: «Насос»; «Жмурки с колокольчиком»; «Ловишки в звеньях». Упражнение «Найди букву». Упражнение «Подбери слова». Игра с мячом «Раздели на слоги». НОД Л.Е.Журова «Обучение грамоте в д.с» по плану. Работа с картотекой скороговорок и потешек. Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» | Методические рекомендации для педагогов «С чего начинать обучение грамоте?» | Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Подбор материала по формированию графических умений. Оформление картотеки с пальчиковыми играми. | Оформить папки-передвижки: "Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Беседа «Как подготовить руку к письму?» |
декабрь | Дидактическая игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»; «Веселый поезд» Упражнение «Распугай буквы». Упражнение «Волшебные линии». Игровое упражнение «Найди место звука». Пальчиковая гимнастика «Пальчики-зверюшки». Подвижные игры: «Сова и комары»; «Змея»; «Лес шумит»; «Пчёлы и медвежата». НОД Л.Е.Журова «Обучение грамоте в д.с» по плану. Работа с картотекой скороговорок и потешек. Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» (прописи, тетради) | отчет о проделанной работе за 1 полугодие | Консультация «Развитие мелкой моторики у детей» Памятка-рекомендация для родителей, по развитию мелкой моторики рук. | |
январь | Дидактическая игра «Найди братца»; «Красный – белый» Подвижные игры: «Поезд»; «Воробушки»; «Два Мороза». Упражнение «Назови буквы». Упражнение «Подбери схему». Упражнение «Подбери слова к схеме». Пальчиковая гимнастика «Мы в печи варили щи». НОД Л.Е.Журова «Обучение грамоте в д.с» по плану. Работа с картотекой скороговорок и потешек. Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» | Консультация "Использование дидактических игр в процессе фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте" | Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово» | Оформлены папки-передвижки "Как научить ребенка пересказывать»; "Подготовка руки ребёнка к письму»" (упражнения по подготовке руки к письму); «Речевые игры по дороге домой» |
февраль | Дидактическая игра «Найди братца» Подвижная игра «Карусели»; «Апельсин»; «Как у дедушки Лиона». Упражнение «Почини буквы». Упражнение «Раскрась кружки». Упражнение «Составь схему». Пальчиковая гимнастика «Облака». НОД Л.Е.Журова «Обучение грамоте в д.с» по плану. Работа с картотекой скороговорок и потешек. Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» | Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками | Памятка для родителей по обучению грамоте старших дошкольников; Папка-передвижка «Игры для подготовки ребёнка к школе» | |
март | Дидактическая игра «Веселый поезд»; Дидактическая игра «Волшебные кубики» Подвижная игра «На коняшке». Упражнение «Подбери схему». Упражнение «Четвертый лишний». Игра с мячом «Цепочка». Упражнение «Определи место звука в слове». Упражнение «Составь и прочитай слова» НОД Л.Е.Журова «Обучение грамоте в д.с» по плану. Работа с картотекой скороговорок и потешек. Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» | Обновление наглядного материала на звуки | Консультация «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях» рекомендации родителям по обучению детей грамоте "От А до Я" Папка-передвижка «Множество почему перед школой» | |
апрель | Досуг "В стране звуков" (по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму) Подвижная игра «Кот Васька»; «Что пропало?»; «Тишина». Упражнение «Раздели на слоги». Упражнение «Подбери слово». Упражнение «Синий – зеленый». Упражнение «Собери буквы – составь слова». НОД Л.Е.Журова «Обучение грамоте в д.с» по плану. НОД "В стране звуков" Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» | Досуг "В стране звуков" | Подбор материала для проведения итогового мероприятия: Игра-викторина «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят» | Папка-передвижка «Адаптация к школе. Как помочь ребёнку» Буклеты для родителей «Поговорим о звуках и буквах» |
май | Итоговое мероприятие. Игра-викторина «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят» Мониторинг уровня развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму. | Анализ работы. Отчёт о проделанной работе за 2020-2021 учебный год. | Итоговое родительское собрание |
Выход темы:
Отчёт о проделанной работе за 2020-2021 учебный год.
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г.
3. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
4. Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
5. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
[Текст]: / С. Е. Большакова– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
6. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать[Текст]:/ С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В.
Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.
7. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). –Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
8. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва ЭКСМО, 2010.
9. Левик О.Н. «Я учусь грамоте»» пропись-раскраска. – Краснодар: Флер, 2016– 64 с.
10. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
11. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.
Тема: Сундучок для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Кудашовой Светланы Владимировны , воспитателя подготовительной к школе группы № 3 «Почемучки» Тема: «Использование малых фольклорных форм для развития навыков построения диалога ( в формировании социальной компетенции)»
В статье представлен план по самообразованию воспитателя на год....
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы
план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы...
Презентация " Космическое путешествие на планету "Грамотейка" ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте подготовительная к школе группа.
Презентация к занятию по развитию речи и подготовке к обчению грамоте в подготовительной школе группе....