Экспериментирование в старшей группе
статья (старшая группа)
Процесс экспериментирования в детском саду очень важен, через полученный опыт дети узнают новые интересные явления. Воспитателю очень важно научить, вовлечь ребят и открыть мир экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksper-e_statya.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.
Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.
Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
- Формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
- Знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
- Формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
- Познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
- Учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
- Стимулировать познавательную деятельность;
- Познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
- Воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
- Развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
- Виды экспериментирование в старшей группе:
- Знакомство со свойствами песка и глины;
- Воздух, его свойства и значение;
- Изучение свойств воды;
- Формирование знаний о теле человека;
- Природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
- Наблюдение за явлением магнетизма;
- Почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
- Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
- Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр: «Определи на вкус», «Определи по запаху»; «Узнай по голосу»; «Где живёт вода» и др.
- Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
- установить цель (для чего проводится опыт);
- подготовить материал и оборудование;
- продумать поэтапную инструкцию;
- подвести итоги;
- доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
- Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей.
- Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:
- «Воздух в моей жизни»;
- «Зачем нужно беречь уши»;
- «Волшебный снег»;
- «Плавающее перо»;
- «Удивительный песок»;
- «Таинственные камни»;
- «Волшебница вода».
- Художественное слово и творчество:
- Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).
- Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»).
- Лепка из глины и мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»).
- Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»).
- Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»).
- Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – экспериментирования в старшей группе « Путешествие к морю»
Тема «Путешествие к морю» Цель: 1.Актуализировать знания детей о растворимости соли. 2.Продолжать развивать познавательную активность детей в пр...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."
Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...
Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей группе
Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей- подготовительной группах....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Вулкан"...
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и...
НОД. Экспериментирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе.
НОД. Эксперементирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе. Волшебные капельки воды....
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
Формировать у детей представления о свойствах воды....