Экспериментирование в старшей группе
статья (старшая группа)

Гинтович Нина Андреевна

Процесс экспериментирования в детском саду очень важен, через полученный опыт дети узнают новые интересные явления.   Воспитателю очень важно  научить, вовлечь ребят и открыть мир экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksper-e_statya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.

Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.

Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

  • Формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
  • Знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
  • Формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
  • Познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
  • Учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
  • Стимулировать познавательную деятельность;
  • Познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
  • Развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
  • Виды экспериментирование в старшей группе:
  • Знакомство со свойствами песка и глины;
  • Воздух, его свойства и значение;
  • Изучение свойств воды;
  • Формирование знаний о теле человека;
  • Природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
  • Наблюдение за явлением магнетизма;
  • Почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.

Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:

  • Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
  • Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр: «Определи на вкус», «Определи по запаху»; «Узнай по голосу»; «Где живёт вода» и др.
  • Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
  • установить цель (для чего проводится опыт);
  • подготовить материал и оборудование;
  • продумать поэтапную инструкцию;
  • подвести итоги;
  • доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.

  • Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей.

  • Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:
  • «Воздух в моей жизни»;
  • «Зачем нужно беречь уши»;
  • «Волшебный снег»;
  • «Плавающее перо»;
  • «Удивительный песок»;
  • «Таинственные камни»;
  • «Волшебница вода».
  • Художественное слово и творчество:
  • Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).
  • Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»).
  • Лепка из глины и мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»).
  • Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»).
  • Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»).
  • Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – экспериментирования в старшей группе « Путешествие к морю»

  Тема «Путешествие к морю»   Цель:   1.Актуализировать знания детей о растворимости соли.   2.Продолжать развивать познавательную активность детей в пр...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей группе

Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей- подготовительной группах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Вулкан"...

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

НОД. Экспериментирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе.

НОД. Эксперементирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе. Волшебные капельки воды....