Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект организации
образовательной деятельности
по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.
Тема: «Народная игрушка»
(интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod-narodnaya_igrushka.doc | 62 КБ |
narodnaya_igrushka.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организации
образовательной деятельности
по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.
Тема: «Народная игрушка»
(интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.
Развитие: | Задачи: |
Познавательное |
|
Речевое |
|
Художественно-эстетическое |
|
Оборудование и материалы:
Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы.
Столы, стулья, русский народный костюм для педагога, матрёшки
Бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей), гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения
Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.
Время реализации - 15 – 20 минут.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.
Индивидуальная работа:
Внимание уделять каждому ребёнку: одобрять, хвалить, помогать.
Этапы НОД:
1. Организационный этап: приветствие, актуализация знаний детей о русском народном костюме, загадывание загадки про матрёшку.
2. Основной этап: сюрпризный момент (герои сказки), беседа о русской народной игрушке, об элементах костюма, особенностях матрёшки, динамическая пауза, продуктивная деятельность.
3. Заключительный этап (подведение итогов): обобщение проведенного НОД, общая и поименная оценка детей в виде анализа, раздача подарков.
Методы и приемы организации НОД:
Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).
Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)
Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.
Игровые: сюрпризный момент – герои сказки
Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.
Ход НОД
1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня.
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка (хором)
2.
Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.
Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.
Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, кто из вас знает, как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно, ребята, в России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? Дети: Матрёшка
Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек, потому что все эту куклу делают только в России.
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.
Работа с презентацией.
Слайд 1.
Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.
Слайд 2.
Воспитатель: Матрёшка раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Дети: Там еще одна матрешка,
Воспитатель: Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Будем дальше разбирать.
Разбираем и считаем
Дети: Раз, два, три
Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Слайд 3.
Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?
Дети: Из дерева
Воспитатель: Значит, какие они?
Дети: Деревянные
Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.
Слайд 4.
Воспитатель: Какие они становятся?
Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие
Слайд 5.
Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.
Дети: Хотим
Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?
Дети: Цветы, ягодки, листики.
Слайд 6.
Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?
Дети: Да, хотим
Физкультминутка «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Слайд 7.
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?
Дети: Из бумаги
Воспитатель: Значит, она какая?
Дети: Бумажная
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?
Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.
Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?
Дети: Раскрасить её
Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!
Дети раскрашивают матрёшку
Слайд 8.
3.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрёшку?
Дети: Да
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому, что наши матрешка стала нарядная, разноцветная, расписная.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)
Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы. Вам понравилось?
Дети: Да, понравилось!
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Дети делятся впечатлениями
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети.
Список литературы:
1. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»(младшая группа) ЦГЛ,Москва,2003
2. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005
3. Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»(младшая группа)Москва, «ВАКО», 2005
4. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005
5. «Мы весёлые матрёшки»: http://muzofon.com
6. В.Д. Берестов, Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988. - С. 8
7. О.Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.
8. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.
9. Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.
10. Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пасха. Пробщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники.
Приобщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники. 3Одним из великих праздников является Пасха. 3Почему на Пасху принято дарить друг другу яйц...
Конспект НОД в старшей группе ДОУ Тема: «Волшебное дерево» Интеграции ОО: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
«Волшебное дерево»(нетрадиционное рисование) Интеграция оо: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социаль...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе по мотивам русской народной сказки «Репка»
Закрепление знаний по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы....
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Петушок и бобовое зернышко»
План-конспект непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками в средней группепо ознакомлению с книжной культурой Тема: «Петушок и бобовое зернышко»...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»
Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей 5 - 6 лет. Для лучшего усваивания материала детьми на занятии используется лепбук "Романовская игрушка"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов средней группы «Василёк» (дети с 4 до 5 лет) по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» срок реализации 1 год
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» РАССМОТ...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с русской народной сказкой «Война грибов с ягодами» (обработка В. Даля)
Цель: знакомство детей с русской народной сказкой «Война грибов с ягодами» (обработка В. Даля).Задачи:1.Формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказку;2.Развивать ...
- Мне нравится (1)