Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры тема: «Кузнечное дело»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kuznets_-_kopiya.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 города Белогорск»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
тема: «Кузнечное дело»
подготовительная группа
Подготовила:
воспитатель высшей категории
Григорьева В.Н.
воспитатель первой категории Меликян М.В.
Белогорск, 2024год
Тема: «Кузнечное дело!»
Цель: Воспитание у детей уважение и любовь к традициям русского народа
Задачи:
1. Дать детям представление о ремесле кузнеца, дать знания о значимости ремесла в русской культуре.
2. Познакомить детей с русским народным праздником 19 ноября «День кузнеца ручной ковки», его истории.
3. Формирование у детей элементарных представлений о ремесле.
4. Познакомить детей новым способом работы с фольгой - чеканка.
5. Воспитывать любовь к русской культуре через знакомства с ремеслом кузнеца.
Словарный: кузнец, куёт, кузница, наковальня, ковка, очаг, молот, клещи, подкова, гвоздильня, бандероль.
Материал:
демонстрационный: Предметные картинки с изображением инвентаря, иллюстрация кузнеца. Презентация работ кузнечного дела.
Раздаточный: готовые трафареты, фольга, палочки, фартуки. Иллюстрации с изображением ручной ковки.
Ход мероприятия:
1 Введение в ситуацию.
- Ребята послушайте стихотворение «Кузнец»
Кузнец работает в кузнице,
Бьет молотом по наковальне.
Стук слышен даже на улице:
Тук-тук по железу и стали!
Металл, до красна раскаленный,
Становится мягче, пластичнее,
В холодной воде закаленный,
Он крепче: прочность отличная!
Гвозди, ножи и подковы,
Ограды, доспехи даже
У мастера будут готовы!
Движения рук отлажены.
Работа тяжелая, сложная,
Но мастера дело боится!
Отдав ей усердие должное,
На кузнице в радость трудиться!
Ребята, вы уже догадались, о ком мы будем сегодня говорить?
Рассуждения детей
Восп: Ребята, а вы знаете, что кузнечное дело – это ремесло, а человек который занимается кузнечным делом – кузнец.
-Ребята, а вы знаете что такое ремесло? Ответы детей.
Ремесло́ — это ручной труд переданный предками, опыт накопленный веками в изготовлении необходимых для жизни предметов обихода, личный вклад в мастерство работника, позволяющем производить высококачественные, высокохудожественные изделия. (Ответы детей)
-А какие виды ремесел вы знаете? Росписи, изготовление игрушки, обработка дерева, изготовление музыкальных инструментов Кузнечное дело, Прядение и ткачество, Обработка кожи, Гончарное дело, и др. (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, что такое кузнечное ремесло?(ответы детей) Кузнечное дело – самое древнейшее ремесло, связанное с металлом, которое насчитывает тысячелетнюю историю им занимались самые сильные мужчины. Считалось, что только творческий человек с чистыми мыслями и доброй душой способен из прочной стали создать красивое изделие.
19 ноября отмечается «День кузнеца ручной ковки». В давние времена жили два кузнеца – Демьян и Кузьма (иллюстрация кузнеца за работой). Демьян в кузнице раздувал уголь мехами, Кузьма клал железо в горн, в нём железо докрасна раскалялось, далее оно белело и становилось мягким. Кузьма доставал железо из горна, большим щипцами и клал его на наковальню, а Демьян начинал бить по железу - ковать, попеременно, большим и малым молотами (закрепить слова: наковальня, горн, щипцы, меха, молот).
Слышался заливистый перезвон из кузницы, на всю округу.
Кузнецы делали много добра людям, кому топор или гвоздь справят, кому подкову выкуют для лошади (показ предметов быта), в их руках любая работа спорилась.
Есть много пословиц и поговорок о кузнечном деле:
- Не молот железо кует, а кузнец молотом бьет
- Когда рук много и работа спорится
- Кузнецу лихо, что в кузнице тихо
- Ведь не куёт железо молот, а куёт кузнец
- Рабочие руки не знают скуки
- Кузнец клещи берет — от огня руки бережет
-Куй железо, пока горячо.
- Ребята, а где можно узнать о работе кузнеца, в наше время это ремесло довольно редкое?
Дети: спросить у взрослых, у дедушек, прадедушек, в библиотеке, в книгах, интернете.
Воспитатель: я предлагаю вам отправиться в музей.
Презентация «Музей кузнечного дела»
( конце презентации для детей в детский сад отправляется бандероль, для изготовления детьми элементов художественной ковки с помощью фольги.
Отлично, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и представить, что вы кузнецы.
Физминутка
Эй, кузнец, молодец, (дети шагают)
Захромал мой жеребец. (припадают на одну ногу, то на другую)
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать? (разводят руки в стороны)
Вот гвоздь, вот подкова — (кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово)
Раз, два и готово.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам игру «Для чего это нужно»
(На столах лежат карточки с изображением кузнечных инструментов.)
Ребята вам нужно выбрать один предмет, вспомнить как он называется и сказать для чего он нужен.
(ответы детей)
Ребята мы забыли , что же нам передали из музея?
(ответы детей)
Правильно, нам пришла бандероль.
Ребята, что же такое бандероль, кто сможет сказать?
(ответы детей)
Молодцы, ваши ответы были близки.
Бандероль – это посылка маленькая и легкая посылка.
А давайте посмотрим. Что там внутри
(достаем предметы и выкладываем на стол- маленькие молотки, фольга, трафареты, деревянные доски, фартуки, нарукавники, защитные очки)
Давайте попробуем изготовить чеканку- это картинка выбитая на металлической пластине.
Работать будем аккуратно, у нас с вами есть техника безопасности по работе с молотками.
Накрываем трафареты металлической пластиной – фольгой. С помощью молотков постукивая набиваем рисунок, снимем с трафарета и получаем чеканку.
Давайте встанем в круг и покажем друг другу получившиеся работы.
У всех получилось изготовить? (ответы детей)
Какие затруднения вы испытали?
Что больше всего понравилось на занятии?
Что нового узнали?
И что мы делали сегодня?
Спасибо большое за старания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»
данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...
Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...
Познавательное развитие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тема: История Масленицы, традиции празднования.
Познавательное развитие«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Тема: История Масленицы, традиции празднования. Цели: Познакомить детей с историей...
Конспект открытой совместной образовательной деятельности Тема: Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса» по парциальной программе М.Д.Маханевой, О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в младшей группе
Конспект разработан по парциальной программе М.Д.Маханевой, О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в младшей группе....
«Использование музыкально-ритмических композиций в совместной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры»
Стилизация народного танца "Субботея", танец для группы с численным преобладанием девочек "Золотая ярмарка", танец "Гармонист Тимошка"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».
Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло...