Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры тема: «Кузнечное дело»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Григорьева Валентина Николаевна
Тема: «Кузнечное дело!» Цель: Воспитание у детей уважение и любовь к традициям русского народа Задачи: 1. Дать детям представление о ремесле кузнеца, дать знания о значимости ремесла в русской культуре. 2. Познакомить детей с русским народным праздником 19 ноября «День кузнеца ручной ковки», его истории. 3. Формирование у детей элементарных представлений о ремесле. 4. Познакомить детей новым способом работы с фольгой - чеканка. 5. Воспитывать любовь к русской культуре через знакомства с ремеслом кузнеца. Словарный: кузнец, куёт, кузница, наковальня, ковка, очаг, молот, клещи, подкова, гвоздильня, бандероль. Материал: демонстрационный: Предметные картинки с изображением инвентаря, иллюстрация кузнеца. Презентация работ кузнечного дела. Раздаточный: готовые трафареты, фольга, палочки, фартуки. Иллюстрации с изображением ручной ковки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kuznets_-_kopiya.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 города Белогорск»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

тема: «Кузнечное дело»

подготовительная группа

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Григорьева В.Н.

воспитатель первой категории Меликян М.В.

Белогорск, 2024год

Тема: «Кузнечное дело

Цель: Воспитание у детей уважение и любовь к традициям русского народа

Задачи:

1. Дать детям представление о ремесле кузнеца, дать знания о значимости ремесла в русской культуре.

2. Познакомить детей с русским народным праздником 19 ноября «День кузнеца ручной ковки», его истории.

3. Формирование у детей элементарных представлений о ремесле.

4. Познакомить детей новым способом работы с фольгой - чеканка.

5. Воспитывать любовь к русской культуре через знакомства с ремеслом кузнеца.

Словарный: кузнец, куёт, кузница, наковальня, ковка, очаг, молот, клещи, подкова, гвоздильня, бандероль.

Материал:

демонстрационный: Предметные картинки с изображением инвентаря, иллюстрация кузнеца. Презентация работ кузнечного дела.

Раздаточный: готовые трафареты, фольга, палочки, фартуки. Иллюстрации с изображением ручной ковки.

Ход мероприятия:

1 Введение в ситуацию.

- Ребята послушайте стихотворение «Кузнец»
Кузнец работает в кузнице,
Бьет молотом по наковальне.
Стук слышен даже на улице:
Тук-тук по железу и стали!
Металл, до красна раскаленный,
Становится мягче, пластичнее,
В холодной воде закаленный,
Он крепче: прочность отличная!
Гвозди, ножи и подковы,
Ограды, доспехи даже
У мастера будут готовы!
Движения рук отлажены.
Работа тяжелая, сложная,
Но мастера дело боится!
Отдав ей усердие должное,
На кузнице в радость трудиться!

Ребята, вы уже догадались, о ком мы будем сегодня говорить?

Рассуждения детей

Восп: Ребята, а вы знаете, что кузнечное дело – это ремесло, а человек который занимается кузнечным делом – кузнец.

-Ребята, а вы знаете что такое ремесло? Ответы детей.

Ремесло́ — это ручной труд переданный предками, опыт накопленный веками в изготовлении необходимых для жизни предметов обихода, личный вклад в мастерство работника, позволяющем производить высококачественные, высокохудожественные изделия. (Ответы детей)

-А какие виды ремесел вы знаете? Росписи, изготовление игрушки, обработка дерева, изготовление музыкальных инструментов Кузнечное дело, Прядение и ткачество, Обработка кожи, Гончарное дело, и др. (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, что такое кузнечное ремесло?(ответы детей) Кузнечное дело – самое древнейшее ремесло, связанное с металлом, которое насчитывает тысячелетнюю историю им занимались самые сильные мужчины. Считалось, что только творческий человек с чистыми мыслями и доброй душой способен из прочной стали создать красивое изделие.

19 ноября отмечается «День кузнеца ручной ковки». В давние времена жили два кузнеца – Демьян и Кузьма (иллюстрация кузнеца за работой). Демьян в кузнице раздувал уголь мехами, Кузьма клал железо в горн, в нём железо докрасна раскалялось, далее оно белело и становилось мягким. Кузьма доставал железо из горна, большим щипцами и клал его на наковальню, а Демьян начинал бить по железу - ковать, попеременно, большим и малым молотами (закрепить слова: наковальня, горн, щипцы, меха, молот).

Слышался заливистый перезвон из кузницы, на всю округу.

Кузнецы делали много добра людям, кому топор или гвоздь справят, кому подкову выкуют для лошади (показ предметов быта), в их руках любая работа спорилась.

Есть много пословиц и поговорок о кузнечном деле:

- Не молот железо кует, а кузнец молотом бьет

- Когда рук много и работа спорится

- Кузнецу лихо, что в кузнице тихо

- Ведь не куёт железо молот, а куёт кузнец

- Рабочие руки не знают скуки

- Кузнец клещи берет — от огня руки бережет

-Куй железо, пока горячо.

- Ребята, а где можно узнать о работе кузнеца, в наше время это ремесло довольно редкое?

Дети: спросить у взрослых, у дедушек, прадедушек, в библиотеке, в книгах, интернете.

Воспитатель: я предлагаю вам отправиться в музей.

Презентация «Музей кузнечного дела»

( конце презентации для детей в детский сад отправляется бандероль, для изготовления детьми элементов художественной ковки с помощью фольги.

Отлично, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и представить, что вы кузнецы.

Физминутка

Эй, кузнец, молодец, (дети шагают)

Захромал мой жеребец. (припадают на одну ногу, то на другую)

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать? (разводят руки в стороны)

Вот гвоздь, вот подкова — (кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово)

Раз, два и готово.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам игру «Для чего это нужно»

(На столах лежат карточки с изображением кузнечных инструментов.)

Ребята вам нужно выбрать один предмет, вспомнить как он называется и сказать для чего он нужен.

(ответы детей)

Ребята мы забыли , что же нам передали из музея?

(ответы детей)

Правильно, нам пришла бандероль.

Ребята, что же такое бандероль, кто сможет сказать?

(ответы детей)

Молодцы, ваши ответы были близки.

Бандероль – это посылка маленькая и легкая посылка.

А давайте посмотрим. Что там внутри

(достаем предметы и выкладываем на стол- маленькие молотки, фольга, трафареты, деревянные доски, фартуки, нарукавники, защитные очки)

Давайте попробуем изготовить чеканку- это картинка выбитая на металлической пластине.

Работать будем аккуратно, у нас с вами есть техника безопасности по работе с молотками.

Накрываем трафареты металлической пластиной – фольгой. С помощью молотков постукивая набиваем рисунок, снимем с трафарета и получаем чеканку.

Давайте встанем в круг и покажем друг другу получившиеся работы.

У всех получилось изготовить? (ответы детей)

Какие затруднения вы испытали?

Что больше всего понравилось на занятии?

Что нового узнали?

И что мы делали сегодня?

Спасибо большое за старания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»

данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...

Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...

Познавательное развитие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тема: История Масленицы, традиции празднования.

Познавательное  развитие«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Тема: История  Масленицы, традиции  празднования. Цели: Познакомить детей с историей...

«Использование музыкально-ритмических композиций в совместной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Стилизация народного танца "Субботея", танец для группы с численным преобладанием девочек "Золотая ярмарка", танец "Гармонист Тимошка"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло...