Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babushkin_sunduk.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа
«Секреты бабушкиного сундука»
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Вид НОД: интегрированное
Формы организации: индивидуальная, фронтальная
Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Образовательные задачи:
Расширить представления детей о быте и традициях башкирского народа, приобщать детей к башкирской национальной культуре. Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой, с национальными музыкальными инструментами. Углубить знания детей о декоративно-прикладном искусстве башкир, о растительном и геометрическом орнаменте. Совершенствовать навыки игры на ложках и наперстках под башкирскую народную мелодию.
Развивающие задачи:
Развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе, правильно понимать смысл загадок.
Обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии народных башкирских мелодий.
В игре закреплять умение быстро перестраиваться в круг, соблюдать заданный темп в беге.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и уважение к башкирской культуре. Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение, беседы.
Планируемый результат: владеет навыком диалогической речи, формирует ответы на наводящие вопросы педагога.
Словарная работа: камзол, елян, кашмау, думбыра, кубыз, курай.
Средства и оборудование: сундук, палас, сулпы, платки к игре «Юрта», баурсак, разрезные картинки к игре «Собери палас», ложки и наперстки по количеству детей для игры в «Оркестр», кубыз.
Ход НОД
Вводная часть:
Приветствие:
-Здравствуйте дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
-Очень хорошо! /показывают большой палец вверх/
Мы будем заниматься!
Да-да-да /3 хлопка/
Мы будем все стараться
Также как всегда. /3 щелчка/
-Посмотрите, сколько гостей к вам пришли, давайте поздороваемся с ними
-Гости дорогие, здравствуйте! / прохлоповывают/
-Сегодня у нас с вами необычная встреча
Игра «Клубок».
-Ребята, посмотрите, что это? Клубок. Давайте сделаем из него волшебный круг, нужно поочередно взять клубок в ручки, улыбнуться и назвать своё имя.
-Молодцы ребята, у нас получился круг доброты.
Дети садятся полукругом
Основная часть
-Ребята, посмотрите, что вы видите?
-Это карта нашей республики. Как называется наша республика?
-Откуда родом ты?- меня спросили
И я ответил гордо: Из России.
А если говорить точней- с Урала я,
Там Родина – Башкирия моя.
У наших гор вершины до небес.
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром.
Поляны – ягодами, а сердца добром.
У башкирского народа есть такая традиция - хранить все самое лучшее. Дорогие и старинные изделия хранились в сундуке и передавались они детям и внукам из поколения в поколение. И мне от бабушки достался такой сундучок. Там хранится очень много интересного.
Хотите узнать, что там? /достаю палас/
Что это?/палас/. Его соткала моя бабушка из шерстяной пряжи на самодельном ткацком станке. Шерсть сначала прядут, сучат, красят. Палас украшен башкирским орнаментом.
Геометрический орнамент состоит из кругов, точек, ромбов, крестов, звезд.
Растительный орнамент – это ветви, листья, цветы, различные плоды.
Основной цвет орнамента - это фон, Он обычно бывает черным, красным или желтым.
Черный фон паласа – это цвет земли, красный цвет – цвет зари, желтый –солнца.
-Какой фон у нашего паласа? Как вы думаете орнамент на нем растительный или геометрический? Почему?
Давайте мы поиграем с вами в игру: «Собери палас»
Игра « Собери палас» /на столах кружочки трех цветов: красный, желтый, черный/.
-Я вам раздам лоскутки с орнаментом, нужно собрать палас, где желтый кружок собираем палас на желтом фоне, где красный кружок – на красном фоне, где черный кружок – на черном фоне. Все справились ребята молодцы! -Присаживайтесь на свои места и обратите внимание на мой костюм. Что на мне надето?
-Правильно, башкирский национальный костюм.
-Башкирский национальный костюм – это настоящее произведение искусства. Платье у башкирской девушки украшено оборками, атласными лентами.
-А это камзол. Камзол – это короткая безрукавка. Чем он расшит? /монетами/.
-Поверх платья надевали еще длинный кафтан, который называется елян. Наряд дополняет женский головной убор – кашмау, который закрывает голову, а длинная полоса – затылок. Его украшали кораллами, монетами, вышивками.
Сулпы – головное украшение для башкирской девушки, он украшен монетами и бусинами. Одежда башкирки украшена монетами, кораллами, подвесками. Украшения при ходьбе издавали мелодичный звон. Поэтому в народе говорят: «Башкирку прежде услышишь, чем увидишь».
Посмотрите на ряд картинок и назовите, что лишнее?
Игра «Что лишнее?»
/сарафан, башкирское платье, камзол, елян /. Почему, так вы думаете?
/Достает из сундука платок./ Что это? Я предлагаю вам поиграть с этими платками в башкирскую игру «Юрта».
Физкультминутка «Юрта»
Юрта, юрта, круглый дом,
Побывайте в доме том!
(Дети становятся в круг).
Гости явятся едва –
(Подняли руки).
В печку прыгают дрова.
(Наклонились, подкладывают).
Печка жарко топится.
(Прыгают в круг).
Угостить торопится
(Прыжки назад).
Ладушки, ладушки,
(Хлопают в ладоши).
Круглые оладушки!
(Все кружатся)
Ребята, давайте познакомимся и поговорим с вами о башкирских музыкальных инструментах. (Достаем из сундука кубыз).
Кубыз – это небольшой башкирский национальный музыкальный инструмент. Он представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. Когда на нем играют - звучит тихая нежная мелодия. Этот инструмент –думбыра . На что он похож? Он имеет грушевидную форму.
- Дети, как называется этот музыкальный инструмент?
(Достаем курай из сундука). Посмотрите на него. Правильно, курай. Ребята, курай - самый древний музыкальный инструмент. По форме он напоминает дудку, делают этот инструмент из стебля растения, который в народе так и называется дудник, а по - башкирски – курай.
А сейчас вы не зевайте, мою загадку отгадайте.
1. Голос птиц, мелодии рассвета
Все передает тростинка эта. (курай)
2. Подношу его к губам - как прекрасен этот звук!
Он и льется, и звенит от прикосновенья рук. (кубыз)
3. Только тронешь - запоет, людям радость принесет.
У нее звенит струна, голосом поет она. (думбыра)
4.Сама не ест, а всех кормит (ложка)
А вот это что? Наперсток.
Пой под музыку, пляши
Ох, наперстки так звонки
Ложки тоже хороши
Мы сыграем от души.
Игра «Оркестр» (ложки, подносы).
Заключительная часть
Играми да сказками сыт не будешь,
Славится наш народ гостеприимством да угощением.
Угощайтесь гости дорогие башкирским блюдом - баурсак.
Республика Башкортостан богата не только разными ископаемыми, но и своими традициями. Наш народ любит свою родину, чтит её традиции. Вот и мы с вами сегодня приобщились к истокам народной культуры, познакомились с традициями и бытом башкирского народа.
Ребята, вы молодцы!
Благодарю вас за ваши умения и старания.
Давайте попрощаемся с гостями.
Дети прощаются с гостями.
Список литературы:
1. Азнабаева, Ф. Г. Ильгам. Ф. Г. Азнабаева – Сибай: Творчество, 1999. – 254
2. Баймурзина, В. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: дис. д-ра пед. наук / В. И. Баймурзина. – Казань, 1998. – 362с.
3. Галиева, Г. Г. Учебно-воспитательная программа для башкирских детских садов. Г. Г. Галиева, З. Г. Нафикова. – Уфа: Китап, 2009. - 200 с.
4. Галяутдинов, И. Г. Башкирские народные детские игры. И. Г. Галяутдинов. – Уфа: Китап, 2002. – 248 с.
5. Гасанова, Р. Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников. – Уфа: БИРО, 2003. – 44 с.
6. Сагитова Ш. Х. Башкирские традиции. – Уфа: Китап, 2004. – 76 с.
7. Фазлыева Ф. Н. Урал – родимый край. – Уфа: Китап, 1997. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. «Наша улица»
Представленный конспект является частью проекта «Наша улица», но может использоваться самостоятельно после определенной предварительной работы с детьми....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
Возрастная группа: старшаяПроблема: «Как избежать опасностей на улице»Игровая мотивация: Поможем детям понять, что такое «улица»?Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюден...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией хлебороб Тема «Во славим руки хлебороба»
Ознакомление дошкольников с профессиями родного края в рамках реализации регионального образовательного проета "ТЕМП"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кошка" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Интегрированное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя и развитию изобразительных навыков...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с окружающим миром «Пернатые друзья»
Занятие по окружающему миру.Задачи: 1.Образовательные:-Познакомить детей с новым понятием - профессия-орнитолог.-Расширять и обогащать словарь детей (орнитолог, перелёт, пернатые).2. Развивающие:...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг...