Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки»
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Надежда»
Тема итогового занятия: «Доброе согласие», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: дальнейшее освоение духовно – нравственной категории «Надежда».
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- расширять представления детей о любви и согласии;
- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;
- формировать способности договариваться, приходить к единому мнению.
- создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, дружба, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать стремление выражать свою любовь к близким;
-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей; речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в круге, понятно формулировать свои мысли и др.);
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;
- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта);
-развивать адекватную самооценку детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать бережное, чуткое, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;
- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;
- создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;
-воспитание в детях доверие опыту старших.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации: подгрупповая деятельность (10 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей.
Формы реализации детских видов деятельности: коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом; беседа о согласии; рассказы из личного опыта; восприятие фрагментов литературного текста из рассказов; восприятие иллюстраций эпизодов рассказов; игра «у дедушки Трифона» или «у бабушки Ларисы», работа в паре «Построим дом»; размышления над содержанием пословиц и поговорок.
Оборудование или материал к ННОД: книги для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда», иллюстрации, изображающие строительство дома, иллюстрации к произведениям, музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, ноутбук, крупные мягкие модули, кепка и платок для игры
Предварительная работа по плану интеграции:
- чтение художественной литературы о согласии и дружбе;
- обсуждение различных ситуаций согласия;
- прослушивание песен по теме дружбы;
- знакомство с пословицами о согласии, работа над смыслом пословиц;
- чтение произведений И.С. Шмелева «Счастье мое миндальное», Л. Нечаева «Саночки»
- заучивание стихотворения «Семья»
- беседа с детьми по пословицам;
Место проведения: музыкальный зал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dobroe_soglasie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города Алатыря Чувашской Республики
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность
с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки»
Воспитатель: Лазарева Ольга Валентиновна
Возрастная дошкольная группа: старшая
Занятие по Программе №5
Месяц проведения - январь 2021
Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Надежда»
Тема итогового занятия: «Доброе согласие», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: дальнейшее освоение духовно – нравственной категории «Надежда».
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- расширять представления детей о любви и согласии;
- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;
- формировать способности договариваться, приходить к единому мнению.
- создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, дружба, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать стремление выражать свою любовь к близким;
-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей; речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в круге, понятно формулировать свои мысли и др.);
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;
- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта);
-развивать адекватную самооценку детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать бережное, чуткое, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;
- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;
- создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;
-воспитание в детях доверие опыту старших.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации: подгрупповая деятельность (10 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей.
Формы реализации детских видов деятельности: коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом; беседа о согласии; рассказы из личного опыта; восприятие фрагментов литературного текста из рассказов; восприятие иллюстраций эпизодов рассказов; игра «у дедушки Трифона» или «у бабушки Ларисы», работа в паре «Построим дом»; размышления над содержанием пословиц и поговорок.
Оборудование или материал к ННОД: книги для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда», иллюстрации, изображающие строительство дома, иллюстрации к произведениям, музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, ноутбук, крупные мягкие модули, кепка и платок для игры
Предварительная работа по плану интеграции:
- чтение художественной литературы о согласии и дружбе;
- обсуждение различных ситуаций согласия;
- прослушивание песен по теме дружбы;
- знакомство с пословицами о согласии, работа над смыслом пословиц;
- чтение произведений И.С. Шмелева «Счастье мое миндальное», Л. Нечаева «Саночки»
- заучивание стихотворения «Семья»
- беседа с детьми по пословицам;
Место проведения: музыкальный зал
ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ)
Играет тихая музыка про друзей, дети заходят в зал и встают в полукруг. На мультимедийном экране заставка «Детская ладошка вложена в ладонь взрослого»
Воспитатель:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмѐмся, и друг другу улыбнѐмся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться.
Очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.
Дети стоят в кругу и держатся за руки.
Присоединение к теме занятия.
Воспитатель (В.): Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что на нем изображено? (ребенок держится за руку взрослого) Дети, как вы думаете, почему дети стараются почаще вложить свою ладошку в ладонь своих родителей? (Потому что они им доверяют) От какого слова произошло слово «Ладонь»? (от слова лад) А что обозначает это слово? (Мир, согласие).Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? (Ответы детей).
В.: Да, вы совершенно правильно решили, мы будем сегодня говорить с вами о доверии, о согласии. Как вы думаете, что такое согласие? (Умение выполнять дела сообща, умение приходить к единому мнению, умение договариваться, прислушиваться к мнению другого).
Послушайте, пожалуйста, как это слово объясняют в энциклопедии:
Согласие – это единомыслие (одинаково мыслить), единодушие (единство души),
единоверие (единая вера).
- А у нас в группе, есть согласие?
- В чем оно проявляется? Приведите примеры.
- Молодцы, дети! Вы всё сказали правильно, потому
что когда мы вместе всё делаем дружно, не ссоримся, умеем прислушиваться к мнению другого у нас всё получается. Ведь недаром говорится в пословице «Миром и горы сдвинем» Что это значит? (Всем миром, что не может сделать один, легко выполнить сообща).
- Особенно важно жить в мире и согласии друг с другом в семье. Мы с вами читали произведение, послушайте отрывок и скажите, как оно называется «На дедушкином столе с решеточкой-заборчиком лежит затрепанная книжка. Я прочитываю заглавие - "Ледяной Дом"» («Счастье моё миндальное. Автор Шмелев)
-Кто рассматривал книгу на дедушкином столе? (мальчик)
- Как мальчик проявил заботу к своему папе? («В кабинете лампа с зелёным колпаком. Отец спит на диване. Я подхожу на цыпочках. Боюсь разбудить его»).
- Что мальчик делал в папином кабинете? (Прочитал название книги, съел миндалик, разглядывал гусиное перо, дедушкино ещё…и заснул).
- Что мальчик увидел и почувствовал, когда папа взял его на руки? («Вижу лицо отца. Я на руках у него…он меня тискает, я обнимаю его шею…- какая она горячая!..)
-Что папа сказал своему сыну? («Заснул? На самом «Ледяном доме?»! Не замерз, а? И что ты такой душистый…совсем миндальный!...»
- Что у мальчика было в ладошке? («Я разжимаю ладошку, показываю миндалики. Он вбирает губами с моей ладошки, весело так похрупывает. Теперь и он миндальный».)
- Почему мальчику не хотелось уходить? («Ему было очень радостно после того, как папа ему сказал: «Счастье моё миндальное!..»).
- Как папа проявил заботу к своему сыну? («Отец несет меня в детскую, я прижимаюсь к его лицу, слышу миндальный запах…» Счастье мое миндальное!...»)
- Что можно сказать об отношениях папы и сына? (Добрые, тёплые, сердечные»).
К какому произведению эта иллюстрация? («Саночки» Нечаев).
- Чему радовались большие темные деревья, окна домов, звездочки на небе? (Доброму подарку, проявленной заботе незнакомого).
- Что вы почувствовали после чтения этого произведения?
- А что подарили вы своим родным на Рождество? (Ответы детей).
- А как вы думаете, кто учит нас согласию, любви, доброте? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели).
- А как проявляется согласие в вашей семье? (Рассказы детей из личного опыта).
- Всегда ли легко прийти к согласию? (Надо проявить терпение, уважение, любовь, доброту, взаимопонимание, согласие)
- Предлагаю вам встать и прочитать стихотворение о семье
Чтение стихотворений
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: И дом ваш будет полной чашей,
И год от года жизнь всё краше,
Душа спокойна и легка,
Семья согласием полна!
-Какие пословицы о согласии вы знаете?
-Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.
-Миром и горе сдвинем.
-Доброе слово два века живет – людей радует.
-Мир и согласие добрую надежду рождают.
-Один посадил дерево, а вместе сад.
-Один положил только один кирпич, а у тех кто взялся за дело вместе, целый дом готов.
- В семье согласно, так и дело идёт прекрасно.
-когда в семье согласие, все живут в мире и помогают друг другу. Я предлагаю вам поиграть в игру «У бабушки Ларисы» («У дедушки Трифона»)
Русская народная игра
Активное занятие. Работа в паре: «Построим дом».
- Подготовительный этап.
(Дети садятся за столы)
Присоединительное слово педагога.
- Порознь, по одиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе – сад. Один успел положить только один кирпич, а у тех, кто взялся за дело вместе – целый дом готов. Людей соединяет дружба, доброе согласие, и вместе они живут счастливо.
2. Индивидуальный этап
- Откройте книгу на странице, где приклеена закладка, рассмотрите иллюстрации и расскажите, что на них изображено (последовательность постройки дома).
Активное занятие работа в паре «Построим дом»
Задание: Самостоятельно определите последовательность строительства дома и отметьте знаками: «+», «++», «+++», «++++».
Время работы 3 мин.
-По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
3. Работа в паре.
- Давайте объединимся в пары. Ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображена последовательность этапов строительства дома. Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Отметьте знаками: «+», «++», «+++», «++++», «+++++» - в соответствии с последовательностью его строительства.
Время работы – 3 минуты.
- А теперь договоритесь кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.
4. Обсуждение в группе и экспертная оценка.
Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение.
Ответ начинать со слов: «Мы решили…», «Мы думаем…», «Мы отметили», «Мы выбрали». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку.
- А теперь поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?
Воспитатель даёт экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора.
- А теперь послушайте пожалуйста внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание
«+» - изображение освящения дома;
«++» - изображение бревенчатого сруба;
«+++» - изображение крыши;
«++++» - изображение печи.
- Когда-то давно на Руси у наших предков любое доброе дело, а в том числе и строительство дома начиналось с благословения – читались молитвы на то, чтобы всё получилось с божьей помощью. Батюшка освящал дом, окроплял святой водой, и тогда все вместе, дружно, помогая, поддерживая друг друга всем миром строили дом: возводили стены, строили крышу и обустраивали жилище. Все у них спорилось и было согласие
Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.
Экспертная оценка звучит мотивация о выборе всех 4 иллюстраций.
Рефлексия
- Легко ли было прийти к согласию? - ответы детей.
- Интересно ли было выполнять задание? Почему? А почему кто-то не выполнил задание и не построил дом? (потому что они не договорились и не пришли к согласию).
А теперь давайте и мы с вами попробуем построить свой дом.(Строят дом из мягких модулей)
В заключение педагог благодарит детей за работу.
Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и еще раз проговорим пословицу: Миром и горы сдвинем.
Используемая литература:
- Книга для развития 5-6 лет. «Светлая Надежда»
- Книга для развития речи детей дошкольного возраста (5–6 лет). «Светлая Надежда».
- «Истоковедение», т. 5 (Методическое пособие).
- «Истоковедение», т. 11 (Методическое пособие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с детьми 2 младшей группы по программе «Социокультурные истоки»
Радость жизни для родителей заключена в детях. Но чтобы из младенца вырос добрый плод, нужно с детства приучать ребёнка к добру и укреплять в добре. Познание добра происходит через доброе слово и добр...
Активное занятие с детьми 3-4 лет по программе "Социокультурные истоки".Тема "Новогодняя сказка "Медведюшко-батюшко" "
Новогодняя сказка для детей 3-4 лет.для проведения праздника в групповой комнате....
«Любимое имя». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»
laquo;Любимое имя». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности во второй младшей группе по программе "Социокультурные истоки" по теме "Добрая книга" на примере сказки "Репка"
Конспект НОД по ознакомлению детей второй млдшей группы по программе "Социокультурные истоки" с категорией "Добрая книга"...
Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «Дороги добра»
Конспект открытого занятия по социкулшьтурной программе "Истоки" в средней группе...
Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки».
Методическая разработка...
Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «дороги добра»
Цель: Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....