Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лазарева Ольга Валентиновна

Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Надежда»

 

Тема итогового занятия: «Доброе согласие», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,  

познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

 

Цель: дальнейшее освоение духовно – нравственной категории «Надежда».

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

 

- расширять представления детей о любви и согласии;

- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

- формировать способности договариваться, приходить к единому мнению.

 - создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, дружба, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать стремление выражать свою любовь к близким;

-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей; речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в круге, понятно формулировать свои мысли и др.);

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;

- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта);

-развивать адекватную самооценку детей. 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 

- воспитывать бережное, чуткое, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;

- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;

- создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;

-воспитание в детях доверие опыту старших.

 

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора.

 

Формы организации: подгрупповая деятельность (10 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей.

Формы реализации детских видов деятельности: коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом; беседа о согласии; рассказы из личного опыта; восприятие фрагментов литературного текста из рассказов; восприятие иллюстраций эпизодов рассказов; игра «у дедушки Трифона» или «у бабушки Ларисы», работа в паре «Построим дом»; размышления над содержанием пословиц и поговорок.

Оборудование или материал к ННОД: книги для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда», иллюстрации, изображающие строительство дома, иллюстрации к произведениям, музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, ноутбук, крупные мягкие модули, кепка и платок для игры

Предварительная работа по плану интеграции:

- чтение художественной литературы о согласии и дружбе;

- обсуждение различных ситуаций согласия;

- прослушивание песен по теме дружбы;

- знакомство с пословицами о согласии, работа над смыслом пословиц;

- чтение произведений И.С. Шмелева «Счастье мое миндальное», Л. Нечаева «Саночки»

- заучивание стихотворения «Семья»

- беседа с детьми по пословицам;

 

Место проведения: музыкальный зал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dobroe_soglasie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города Алатыря Чувашской Республики

                  Непрерывная непосредственная образовательная деятельность                                          

                       с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки»

Воспитатель: Лазарева Ольга Валентиновна

Возрастная дошкольная группа: старшая

Занятие по Программе №5 

Месяц проведения - январь 2021

Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Надежда»

Тема итогового занятия: «Доброе согласие», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,  

познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Цель: дальнейшее освоение духовно – нравственной категории «Надежда».

Задачи. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  

- расширять представления детей о любви и согласии;

- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

- формировать способности договариваться, приходить к единому мнению.

 - создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, дружба, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии). 

РАЗВИВАЮЩИЕ: 

- развивать стремление выражать свою любовь к близким;

-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей; речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в круге, понятно формулировать свои мысли и др.);

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;

- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта);

-развивать адекватную самооценку детей.  

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  

- воспитывать бережное, чуткое, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;

- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;

- создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;

-воспитание в детях доверие опыту старших.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: подгрупповая деятельность (10 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей.

Формы реализации детских видов деятельности: коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом; беседа о согласии; рассказы из личного опыта; восприятие фрагментов литературного текста из рассказов; восприятие иллюстраций эпизодов рассказов; игра «у дедушки Трифона» или «у бабушки Ларисы», работа в паре «Построим дом»; размышления над содержанием пословиц и поговорок.

Оборудование или материал к ННОД: книги для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда», иллюстрации, изображающие строительство дома, иллюстрации к произведениям, музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, ноутбук, крупные мягкие модули, кепка и платок для игры

Предварительная работа по плану интеграции:

- чтение художественной литературы о согласии и дружбе;

- обсуждение различных ситуаций согласия;

- прослушивание песен по теме дружбы;

- знакомство с пословицами о согласии, работа над смыслом пословиц;

- чтение произведений И.С. Шмелева «Счастье мое миндальное», Л. Нечаева «Саночки»

- заучивание стихотворения «Семья»

- беседа с детьми по пословицам;

Место проведения: музыкальный зал

ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      

                                                 (В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ)

Играет тихая музыка про друзей, дети заходят в зал и встают в полукруг. На мультимедийном экране заставка «Детская ладошка вложена в ладонь взрослого»

Воспитатель:

                         Встаньте дети, встаньте в круг,

                         Ты мой друг, и я твой друг.

                         Крепко за руки возьмѐмся, и друг другу улыбнѐмся.

                         Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться.

                        Очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.

Дети стоят в кругу и держатся за руки.

Присоединение к теме занятия. 

Воспитатель (В.): Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что на нем изображено? (ребенок держится за руку взрослого) Дети, как вы думаете, почему дети стараются почаще вложить свою ладошку в ладонь своих родителей? (Потому что они им доверяют) От какого слова произошло слово «Ладонь»? (от слова лад) А что обозначает это слово? (Мир, согласие).Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? (Ответы детей).

В.: Да, вы совершенно правильно решили, мы будем сегодня говорить с вами о доверии, о согласии. Как вы думаете, что такое согласие? (Умение выполнять дела сообща, умение приходить к единому мнению, умение договариваться, прислушиваться к мнению другого).

Послушайте, пожалуйста, как это слово объясняют в энциклопедии:

Согласие – это единомыслие (одинаково мыслить), единодушие (единство души),

единоверие (единая вера).

    - А у нас в группе, есть согласие?

    - В чем оно проявляется? Приведите примеры.

     - Молодцы, дети! Вы всё сказали правильно, потому

что когда мы вместе всё делаем дружно, не ссоримся, умеем прислушиваться к мнению другого у нас всё получается. Ведь недаром говорится в пословице «Миром и горы сдвинем» Что это значит? (Всем миром, что не может сделать один, легко выполнить сообща).

- Особенно важно жить в мире и согласии друг с другом в семье. Мы с вами читали произведение, послушайте отрывок и скажите, как оно называется «На дедушкином столе с решеточкой-заборчиком лежит затрепанная книжка. Я прочитываю заглавие - "Ледяной Дом"» («Счастье моё миндальное. Автор Шмелев)

       -Кто рассматривал книгу на дедушкином столе? (мальчик)

    -  Как мальчик проявил заботу к своему папе? («В кабинете лампа с зелёным колпаком. Отец спит на диване. Я подхожу на цыпочках. Боюсь разбудить его»).

 

 -  Что мальчик делал в папином кабинете? (Прочитал название книги, съел миндалик, разглядывал гусиное перо, дедушкино ещё…и заснул).

 -  Что мальчик увидел и почувствовал, когда папа взял его на руки? («Вижу лицо отца. Я на руках у него…он меня тискает, я обнимаю его шею…- какая она горячая!..)

-Что папа сказал своему сыну? («Заснул? На самом «Ледяном доме?»! Не замерз, а? И что ты такой душистый…совсем миндальный!...»

   -  Что у мальчика было в ладошке? («Я разжимаю ладошку, показываю миндалики. Он вбирает губами с моей ладошки, весело так похрупывает. Теперь и он миндальный».)

   - Почему мальчику не хотелось уходить? («Ему было очень радостно после того, как папа ему сказал: «Счастье моё миндальное!..»).

- Как папа проявил заботу к своему сыну? («Отец несет меня в детскую, я прижимаюсь к его лицу, слышу миндальный запах…» Счастье мое миндальное!...»)

  - Что можно сказать об отношениях папы и сына? (Добрые, тёплые, сердечные»).

К какому произведению эта иллюстрация? («Саночки» Нечаев).

- Чему радовались большие темные деревья, окна домов, звездочки на небе? (Доброму подарку, проявленной заботе незнакомого).

- Что вы почувствовали после чтения этого произведения?

- А что подарили вы своим родным на Рождество? (Ответы детей).

  - А как вы думаете, кто учит нас согласию, любви, доброте? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели).

  - А как проявляется согласие в вашей семье? (Рассказы детей из личного опыта).

  - Всегда ли легко прийти к согласию?  (Надо проявить терпение, уважение, любовь, доброту, взаимопонимание, согласие)

- Предлагаю вам встать и прочитать стихотворение о семье

Чтение стихотворений

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель:  И дом ваш будет полной чашей,

И год от года жизнь всё краше,

Душа спокойна и легка,

Семья согласием полна!

-Какие пословицы о согласии вы знаете?

               -Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

               -Миром и горе сдвинем.

              -Доброе слово два века живет – людей радует.

              -Мир и согласие добрую надежду рождают.

              -Один посадил дерево, а вместе сад.

              -Один положил только один кирпич, а у тех кто взялся за дело вместе, целый дом готов.

               - В семье согласно, так и дело идёт прекрасно.

-когда в семье согласие, все живут в мире и помогают друг другу. Я предлагаю вам поиграть в игру «У бабушки Ларисы» («У дедушки Трифона»)

Русская народная игра

Активное занятие. Работа в паре: «Построим дом».

  1. Подготовительный этап.

(Дети садятся за столы)

Присоединительное слово педагога.

- Порознь, по одиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе – сад. Один успел положить только один кирпич, а у тех, кто взялся за дело вместе – целый дом готов. Людей соединяет дружба, доброе согласие, и вместе они живут счастливо.

2. Индивидуальный этап

   - Откройте книгу на странице, где приклеена закладка, рассмотрите иллюстрации и расскажите, что на них изображено (последовательность постройки дома).

Активное занятие работа в паре «Построим дом»

Задание: Самостоятельно определите последовательность строительства дома и отметьте знаками«+»«++»«+++»«++++».

Время работы 3 мин.

-По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

3. Работа в паре.

-  Давайте объединимся в пары. Ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображена последовательность этапов строительства дома.  Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Отметьте знаками«+»«++»«+++»«++++»«+++++» - в соответствии с последовательностью его строительства.

 Время работы – 3 минуты.

    - А теперь договоритесь кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.

4. Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение.

Ответ начинать со слов: «Мы решили…», «Мы думаем…», «Мы отметили», «Мы выбрали». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку.

 - А теперь поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?

Воспитатель даёт экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора.

  - А теперь послушайте пожалуйста внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание

       «+» - изображение освящения дома;

«++» - изображение бревенчатого сруба;

«+++» - изображение крыши;

«++++» - изображение печи.

- Когда-то давно на Руси у наших предков любое доброе дело, а в том числе и строительство дома начиналось с благословения – читались молитвы на то, чтобы всё получилось с божьей помощью. Батюшка освящал дом, окроплял святой водой, и тогда все вместе, дружно, помогая, поддерживая друг друга всем миром строили дом: возводили стены, строили крышу и обустраивали жилище. Все у них спорилось и было согласие

Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.

Экспертная оценка звучит мотивация о выборе всех 4 иллюстраций.

 Рефлексия

- Легко ли было прийти к согласию? - ответы детей.

     - Интересно ли было выполнять задание? Почему? А почему кто-то не выполнил задание и не построил дом? (потому что они не договорились и не пришли к согласию).

А теперь давайте и мы с вами попробуем построить свой дом.(Строят дом из мягких модулей)

В заключение педагог благодарит детей за работу.

Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и еще раз проговорим пословицу: Миром и горы сдвинем.

Используемая литература:

  1. Книга для развития 5-6 лет. «Светлая Надежда»
  2. Книга для развития речи детей дошкольного возраста (5–6 лет). «Светлая Надежда».            
  3. «Истоковедение», т. 5 (Методическое пособие).        
  4. «Истоковедение», т. 11 (Методическое пособие).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми 2 младшей группы по программе «Социокультурные истоки»

Радость жизни для родителей заключена в детях. Но чтобы из младенца вырос добрый плод, нужно с детства приучать ребёнка к добру и укреплять в добре. Познание добра происходит через доброе слово и добр...

Активное занятие с детьми 3-4 лет по программе "Социокультурные истоки".Тема "Новогодняя сказка "Медведюшко-батюшко" "

Новогодняя сказка для детей 3-4 лет.для проведения праздника в групповой комнате....

«Любимое имя». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»

laquo;Любимое имя». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности во второй младшей группе по программе "Социокультурные истоки" по теме "Добрая книга" на примере сказки "Репка"

Конспект НОД по ознакомлению детей второй млдшей группы по программе "Социокультурные истоки" с категорией "Добрая книга"...

Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «дороги добра»

Цель: Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....