ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"
материал по теме
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
«НАРОД, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЕТ СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ
И ИСТОРИИ,- ПРЕЗРЕНЕН И ЛЕГКОМЫСЛЕНЕН».
Н.М. КАРАМЗИН
Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Но как теперь в обстановке вскрывшейся исторической лжи, тяжелого быта современной жизни воспитывать преданность Отечеству и гордость за него? Наверное, самый благоприятный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и авторской культуры. Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на одной и той же территории и имеющих кровное родство.
Таким образом, национальная культура находится в гармонии с национальным характером (вспомним различия темпераментов северянина и южанина). Она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме.
Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело,- на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиции одной, уже «присвоенной» культуры. Целостность этических и эстетических идеалов, системы, ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Например, имеется целый обряд традиций, связанных с пестованием ребенка.
Опираясь на свой многолетний опыт по данной теме, могу с уверенностью сказать, что воспитатель детского сада имеет значительно больше возможности для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель. Потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.
Мы мало задумываемся о том, насколько культурно - эклектична та среда, в которой растут дети сегодня. Они слушают русские народные сказки – и тут же смотрят мультфильмы «ПРО Смешариков». Нередко мы - воспитатели, учителя предлагаем детям классическую музыку, а сами признаемся, что предпочитаем песни Ю. Антонова, например.
Думаю, перед каждым воспитателем, начинающим работать с детьми должен, прежде всего, встать вопрос: А что такое для него самого русская культура?
Ощущает ли он себя ее носителем?
Многим людям импонирует культурный космополитизм. Однако если вместо целостной культуры ребенок получит в качестве питательной среды хаотический набор элементов разных традиций, это таит в себе угрозу развития равнодушия. Жизнь в русле родной культуры не может быть навязана педагогу ни старшим воспитателем, ни другим каким – то лицом. Она может быть только результатом свободного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. Безусловно, национальная принадлежность сама по себе не обязывает, не обеспечивает и не предполагает, что родной для человека станет культура именно этого народа. Если русский ребенок рождается, скажем, в Германии, родным языком для него скорей всего станет немецкий, а душа его будет питаема не «березовыми» пейзажами.
Но что же такое та самая ностальгия?
-Стремление к земле предков? О которой мы слышали от эмигрантов не только первого, но и второго, и третьего поколения.
Генетическая память? Факт остается фактом: история, образ жизни предков продолжают отзываться эхом в человеке через несколько поколений. В каждом районе, а раньше и в каждой деревне, существуют свои особые традиции в песенном, декоративно – прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности того места, где вы живете.
Фольклористы выделяют северную, южную и среднерусскую традиции пения. Но из моих бесед со старыми жителями выяснилось, что даже жители двух соседних сел, деревень, принадлежащие, несомненно, к одной традиции, могли по- разному петь одну и ту же песню, причем это передавалось из поколения в поколение так же, как узоры, вышивки или украшения наличников окон.
Русская культура, это интереснейшая и богатейшая славянская культура, которая отходит от ствола древней индоевропейской единой культуры. Она имеет собственную мифологию, не уступающую греческой. К сожалению, в наше время мало кто может гордиться хорошим знанием славянской мифологии и истории.
Вместе с тем по – настоящему понять русскую национальную культуру невозможно, не проникнувшись своеобразным духом, присущим культуре народной. Величайшие художники, музыканты, поэты, неоднократно писали и говорили о том, как много значило для них общение с культурой народа. Достаточно вспомнить до тоски доходящую пожизненную тягу Л.Н. Толстого к «простым людям».
П.И.Чайковский писал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся, неизъяснимой красотой русской народной музыки…Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полном смысле слова…» В обоих культурах( русской народной и авторской) есть глубинная связь и единство, ибо то и другое выражают Дух народа. Только глубоко вникнув в какую – то одну культуру, человек может воспринимать и по достоинству оценивать другие. Ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно стать в жизни особенным, как говорил Маленький Принц : «Какая – то роза должна быть одной в целом мире» иначе человек никогда не поймет, в чем суть розы.
Мне кажется естественным, если для многих детей этой розой, единственной во всем свете, станет родная русская культура. А когда они вырастут, то смогут услышать многоголосье культур, звучащих в едином Хоре Человечества, и различать совершенно неповторимую, теплую, нежную и радостную интонацию звучания культуры своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."
эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе
"Моя профессия - воспитатель",...
Эссе
"Моя профессия - воспитатель",...
Мое педагогическое эссе
Мое педагогическое эссе...
Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."
Каким же должен быть современный воспитатель?!...
Эссе "Я поведу вас за собой, чтобы утверждать идеалы будущего.." (опубликован в сборнике эссе"Один день из жизни педагога". "Вселенная Учитель",выпуск 2,2014)
Размышления педагога об одном своём дне....
Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.
В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...