Интегрированное НОД (познавательное и художественно эстетическое развитие) В группе компенсирующей направленности (Коррекция зрения) «Пасха. Светлое Христово Воскресенье».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Цель:
Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Задачи:
Обучающая задача:
Закрепить знания детей об обычаях, традициях празднования праздника Пасхи. Обогащать музыкальные впечатления детей вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.
Развивающая задача:
Развивать интерес к русской национальной культуре. Развивать творческие способности детей через применение ранее усвоенных способов лепки; через игру на музыкальных инструментах.
Воспитывающая задача:
Воспитывать патриотические чувства и уважение к традициям русского народа.
Речевая задача:
Активизировать и расширять словарный запас детей (пасха, пасхальный хлеб, благовест, перезвон, церковное песнопение).
Демонстрационный материал: презентация «Традиции Светлого Христова воскресенья», презентация на музыкальное произведение П. И. Чайковского «В церкви», футаж «Колокольный перезвон», запись Концерта №16 Д. Бортнянского, видео гимнастика для глаз Н.В. Коцубенко,
Раздаточный материал: шаблоны яиц, пластилин, доска для лепки, салфетки, музыкальные инструменты, крашеные яйца.
Ход.
Воспитатель читает стихотворение:
В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела.
«Живы – жить!» - щебечут птицы
И поют колокола.
На столе кулич душистый,
Горка крашенных яиц,
В этот праздник, светлый чистый
Не увидишь хмурых лиц.
Говорят «Христос воскресе!»
«Да воистину воскресе!»
Ребята как вы думаете, о каком празднике пойдет речь?
Ответы детей о пасхе
Сейчас нам Тимофей прочтет стихотворение об этом светлом празднике.
Ребенок. Пасха - светлый, добрый праздник,
Праздник счастья, красоты.
Он несет нам всем надежду,
Чтоб добрее стали мы.
Христос воскрес! Весна идет!
Капель журчит, звенит, поет.
Цветы и травы появляются
Весной природа оживляется.
Воспитатель.
Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви, ликует природа, все вокруг расцветает!
Слайд 1
Музыкальный руководитель. В каждой семье ждут и любят праздник Пасхи. Любили Пасху и в семье русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Слайд 2
В семье было много детей. Петр Ильич, а тогда еще просто Петя, был самым младшим. Он был очень добрым и любил музыку, рано начал играть на рояле и даже сам пробовал сочинять. Часто он уходил из дома в церковь, что была на соседней улице, послушать пение церковного хора. Мы уже слушали звучание церковного хора, вспомните, используют ли при исполнении церковных песнопений музыкальные инструменты?
Дети: Нет.
Церковные песнопения исполняются только голосом, так как звучание музыкальных инструментов в церкви не допускается. Давайте еще раз послушаем, как звучит самый совершенный музыкальный инструмент – человеческий голос.
Слушание Концерта №16 Д. Бортнянского.
Музыкальный руководитель. Став школьником, Петя и сам пел в церковном хоре и очень этим гордился.
А сейчас для вас загадка:
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять,
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили – дон, дили - дон».
Дети: Колокольчик.
Слайд 3
Музыкальный руководитель. Я не случайно загадала вам загадку про колокольчик. Его звучание напрямую связано с празднованием всех христианских праздников, в том числе и Пасхи. Звучание одного колокола, извещающее о начале богослужения называется Благовест.
Звонит в колокола звонарь. Это человек, который специально обучался этому искусству.
Слайд 4
В пасхальные праздничные дни во всех церквях звонили в колокола. Петя выбегал на улицу и долго стоял без движения, слушая, будто заколдованный, ликующий звон церковных колоколов. Давайте и мы с вами послушаем чарующее звучание колокольного звона.
Слушание звучания колокольного перезвона.
Слайд 5
А знаете ли вы, что музыка колоколов настраивает организм человека на хороший лад, наполняет положительной энергией каждую клеточку нашего организма.
А сейчас я предлагаю с помощью музыкальных инструментов украсить стихотворение Апполона Майкова "Христос Воскрес", и всем вместе создадим свой веселый радостный перезвон.
Ребята, возьмите в руки музыкальные инструменты.
Давайте сначала послушаем с вами тишину.
Повсюду благовест гудит, (колокольчики)
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес... (музыкальный треугольник)
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов, (маракасы)
И реки рвутся из оков, (глиссандо на металлофоне)
И зеленее ближний лес...(бубенчики)
Христос Воскрес! Христос Воскрес! (колокольчик, треугольник)
Вот просыпается земля, (звенит бубен)
И одеваются поля, (бубенчики)
Весна идет, полна чудес! (музыкальный треугольник, колокольчик)
Христос Воскрес! Христос Воскрес! (все инструменты вместе)
Молодцы! У вас очень хорошо получилось! Положите музыкальный инструменты и садитесь на свои места.
Став композитором, Петр Ильич сочинил много замечательных музыкальных произведений. На музыкальных занятиях мы знакомились с некоторыми из них.
Сегодня я вас приглашаю вместе с музыкой П. И. Чайковского отправиться в церковь, помните, что в церкви нужно соблюдать тишину.
Видео ролик
Прослушивание пьесы "В церкви" П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель.
-Что вы представляли, когда слушали музыку?
(Как тихо заходят люди, ставят свечи, они немного потрескивают.
Люди подходят к иконам. Каждый думает о чем-то о своем.
Потом музыка становится чуть громче и слышно, как где-то вдалеке поет хор, потом все ближе и ближе.
А в конце пьесы вдруг звонят колокола, величественно, ликующе, возвещая начало праздника)
Воспитатель. Пасха празднуется из года в год - К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста не принято отмечать веселых, шумных праздников, не играть свадеб.
Воспитатель: Ребята, а как вы готовитесь к светлой пасхе? (ответы детей).
Слайд№6
Воспитатель:
Пасхальный стол по русским обычаям должен быть не только богат яствами, но и красиво оформлен. Кулич за праздничным столом называли Пасхальным хлебом. В день праздника принято собираться всей семьей за одним праздничным столом. В этот праздник принято дарить друг другу расписные яйца, со словами «Христос Воскресе!» И отвечать «Воистину Воскрес!»
Слайд№4
Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему яйца стали красить? (ответы детей).
Воспитатель:
Есть легенда Ученица Иисуса Христа, святая Мария Магдалина, ходила из страны в страну и рассказывала всем о том, как Христос воскрес из мертвых и о том, чему он учил людей. Однажды она пришла в город Рим к римскому императору Тиберию, протянув ему простое яйцо, она громко сказала: «Христос воскрес!» Однако Тиберий не поверил, сказав: «Как же можно воскреснуть из мертвых, трудно в это поверить, так же трудно, как поверить в то, что это яйцо может стать красным». И пока он это говорил, яйцо стало меняться цветом, порозовело, потемнело и, наконец, окрасилось в красный цвет — цвет крови, которую пролил Христос за народ.
С тех пор яйцо, занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашенное или расписное яйцо является символом праздника
По древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, и люди стали дарить родным и близким сувениры сделанные собственными руками в виде яйца как символ любви и жизни.
Вот я вам предлагаю украсить «пасхальное яйцо» и подарить своим родителям, как оберег.
Гимнастика для глаз.
Пальчиковая гимнастика
Красим яйца яркой краской (одну руку в кулак - яйцо, другой красим),
К празднику Христовой Пасхи (делаем из ладошек солнышко),
Дружно испекли в печи (печем ладошками)
Кексы, булки, куличи! (загибаем пальчики по одному)
Продуктивная деятельность
Воспитатель: а ещё дети на Руси было принято играть в игры. Ну, а если игра - веселимся до утра!
Игра « Катания яйца с желобка»
Игра «Волчок»
Игра «Бой яйцами»
Воспитатель: Понравилось играть? Ну и какой же праздник без пляски!
Танец с ложками.
Музыкальный руководитель. Ну и какой же праздник без песни? Где песня льётся, там легко живётся!
Песня «Поселились птицы в гнездах»
Воспитатель. Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
МБДОУ «Детский сад №18»
Интегрированное НОД
(познавательное и художественно эстетическое развитие)
В группе компенсирующей направленности
(Коррекция зрения)
«Пасха. Светлое Христово Воскресенье».
Разработчик: воспитатель высшей кв. категории Н.В. Коцубенко.
Музыкальный руководитель высшей кв. категории Е.А. Кузнецова
2022г.
г. Камень-на-Оби
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"
Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художестве...
Рабочая программа по разделу: «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 раз в две недели (всего 18 час
При составлении рабочей программы по разделу «Лепка» учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» адап...
Художественно-эстетическое развитие в группе компенсирующей направленности
Художественно-эстетическое развитие в группе компенсирующей направленности...
Конспект НОД по физическому развитию в группе компенсирующей направленности (коррекция речи) с использованием инновационных технологий на тему: «Путешествие в зимний лес»
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с использованием инновационных технологий. Программные содержание: - продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья дет...
Интегрированное занятие познавательного цикла по ознакомлению с миром природы и художественно-эстетической деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема «Путешествие в страну снежинок»
Цель: углубление и систематизация знаний детей о явлениях неживой природы....
Конспект интегрированного занятия (познавательное и художественно- эстетическое развитие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Скоро, скоро Новый год!»
Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия (познавательное и художественно- эстетическое развитие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Скоро, скоро Новый год!&raqu...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности. (Умственная отсталость, разновозрастная группа)
Художественно-эстетическое развитие - рисование цветными карандашами в разновозрастной группе компенсирующей направленности....