Сообщение по теме: «Доброжелательные» технологии - «рефлексивный круг»
материал
«Рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_refleksivnyy_krug.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение по теме:
«Доброжелательные» технологии - «рефлексивный круг»
Подготовила: Ахметчанова Н. В
«Рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.
«Рефлексивный круг» направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично.
Начиная с младшей группы «рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Целью этого круга обсуждение планов на день или каких-либо проблем группы. Обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 мин и менее. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло какое-то событие, то «рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после события. Также после проблемной педагогической ситуации. В последних двух случаях «рефлексивный круг» проводится спонтанно и поэтому педагог должен быть всегда готов правильно организовать обсуждение.
Круг проводится в одном и том же месте, для того чтобы в будущем дети привыкли обсуждать свои проблемы в кругу без присутствия воспитателя. Для эффективности обсуждения во время кругов используем свечу, которая ставится в центр круга, и любой предмет, которую дети передают друг другу во время ответов на вопросы, что помогает детям концентрироваться на выслушивание ответов и не перебивать друг друга.
Задачи педагогической технологии «рефлексивный круг» следующие:
- сплочение детского коллектива;
- формирование умения слушать и понимать друг друга;
- формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
- обсуждение планов на день, неделю, месяц;
- развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;
- привлечение родителей к жизни детей ДОО.
Рефлексивный круг утром.
Утренний круг - это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» элемент в режиме дня.
Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).
Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д.
Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы .
Когда большая часть группы детей собралась, мы можем приступить к нашему ритуалу, к «утреннему рефлексивному кругу». Приглашаются на утренний сбор, используя колокольчик. Дети садятся в круг лицом друг к др Утренний рефлексивный круг начинается с приветствия. Он может проводится с помощью клубка, ниточки, которые они передают, тем самым приветствуют друг друга. Устанавливается дружеская атмосфера.
Обсуждается эмоциональное состояния детей, с каким настроением они пришли в детский сад, в этом может помочь стенд «Здравствуйте, я пришел» и коробочка настроения. Если есть ребята, которые пришли в детский сад с плохим настроением, и я конечно обращаю на это внимание детей, пытаясь совместно с ними понять причину грусти и недовольства, воспитываю чувство сопереживания и желания позаботиться о товарище.
Обращается внимание на то, кто отсутствует в группе, по какой причине. В утренний отрезок времени происходит обсуждения планов на день, чем планируем заниматься, в какие игры играть.
В вечерние часы «Рефлексивный круг» позволяет подвести итог дня, обсудить планы на следующий день. Дети дают оценку своему поведению и поведению товарищей. В конце дня дети могу собрать мягкие квадраты в единый коврик и поделится своими новостями друг с другом, обсудить во что они будут играть завтра или рассказать свой сон. Общение и обсуждение между детьми может происходить лежа на ковре. Опустив голову под спокойную музыку они могу пожелать себе что-то, подумать о том, чего бы они очень хотели. Помочь детям вспомнить нравственные ситуации, и дать оценку им. Так же вечером в «кругу» дети играют в игры способствующие сплочению коллектива.
Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга», можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т. д.
Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать другого человека, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. Между воспитанниками складываются отношения в психологически безопасной форме.
Виды рефлексивных кругов.
Личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых.
Событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).
Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению…
Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.
Еженедельный итоговый круг.
Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.
Темы рефлексивных кругов
1.С кем я летом подружился.
2. Что я хотел бы изменить в группе.
3 С кем я хотел бы дружить в группе.
4. Кто такой воспитатель.
5. «Я послушный»
6. «Как я помогаю маме»
7. «За что надо извиняться?»
8. «Страна, где я живу»
9. «Как быть послушным»
10. «Кто должен извинятся?»
11. «Как и чем можно украсить елочку в новый год».
12. «Моё новогоднее желание».
13 «Как помочь птицам зимой».
14 «Как нужно вести себя на утренниках»
15. «Мамины и папины помощники».
16. «Мальчик обидел девочку»
17. «Девочке не хватило места»
18. «Зачем нужны волшебные слова» Что интересного в космосе.
19. Когда мне радостно.
20. Как помочь нашей планете.
21. Что я больше всего люблю.
Т е м а: Я И МОИ ЭМОЦИИ
Цели: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки; развивать единство, сплоченность.
Материал: пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний, аудиозапись с веселой музыкой, коврики.
Содержание
Дети сидят в кругу на ковриках. В центре разложены карточки с изображением различных оттенков настроений.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение, и покажите карточку, которая больше всего похожа на ваше сегодняшнее настроение. (Дети показывают карточку и говорят о настроении. В конце педагог обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, задумчивое и т.д.)
А что можно сделать, чтобы повысить настроение? (Дети по очереди предлагают разные способы: улыбнуться, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, послушать веселую музыку, можно прочитать веселое шуточное стихотворение).
В о с п и т а т е л ь: Послушайте шуточное стихотворение «Муха-чистюха» Я.Бжехва.
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье,
В отличном клубничном варенье.
В понедельник – в вишневой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и смоле.
В пятницу – в простокваше,
В компоте и манной каше...
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: - Я больше не в силах!
Ужасно – ужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!
Воспитатель: Я думаю, если у кого-то из детей и было плохое настроение, то теперь оно стало значительно лучше.
Т е м а: КАК Я МОГУ ИЗМЕНИТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ
Цель: продолжать развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать позитивное отношение к другим людям, сплоченность группы.
Материал: колокольчик, «волшебные» очки.
Содержание
Дети сидят в кругу.
В о с п и т а т е л ь: Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Миша, доброе утро! Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться... и т. д. Молодцы!
Педагог показывает детям «волшебные» очки.
В о с п и т а т е л ь: Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Каждый из вас примерит эти очки, чтобы хорошенько рассмотреть друг друга.
Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своего соседа.
А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Чтобы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?
Дети высказывают свое мнение.
В о с п и т а т е л ь: Волшебные очки помогли вам увидеть что-то хорошее в каждом, и даже то, что вы раньше не замечали, представить, как можно изменить мир к лучшему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"
Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...
Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального ...
Картотека игрового и дидактического материала для проведения технологии "Рефлексивный круг"
В картотеку входят игры - мирилки, пальчиковые игры, художественное слово, игры - приветствия, игры с элементами психогимнастики, игры на развитие саморегуляции детей....
Доброжелательные» технологии - «рефлексивный круг» ДОУ
laquo;Рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи, как с...
Семинар. Доброжелательные технологии. Рефлексивный круг
Доброжелательные технологии...
Доброжелательная педагогическая технология "Рефлексивный круг" автора Гришаевой Н. П.
Рефлексивный круг - это технология, направленная на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания, умения анализ...
«Технологии «Рефлексивный круг» как способ внедрения доброжелательных отношений в успешную социализацию детей дошкольного возраста»»
Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность моей работы: научить ребёнка обращаться к ра...