Доброжелательная педагогическая технология "Рефлексивный круг" автора Гришаевой Н. П.
консультация

Рефлексивный круг - это технология, направленная на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания, умения анализировать и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги.  Я хочу представить вашему вниманию – Доброжелательную педагогическую технологию «Рефлексивный круг» автора Гришаевой Наталии Петровны.

Рефлексивный круг - это технология, направленная на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания, умения анализировать и делать выводы.

 Целей и задач у доброжелательной педагогической технологии много, но основная цель направлена на развитие у дошкольника саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности, ответственности – т.е. качеств, которые необходимы не только для успешной адаптации и обучения, но и для жизни в современном обществе. 

Задач у доброжелательной педагогической технологии много – это создание более сплочённого коллектива детей, совместное планирование с детьми текущего дня, недели, месяца, развитие коммуникативных навыков , снятие эмоционального напряжения, развитие уверенности в себе, способности переживать трудные ситуации, разрешать конфликты и многие другие.

Существует несколько видов рефлексивных кругов

1. Рефлексивный круг по результатам клубного часа.

2. Ежедневный рефлексивный круг (ЕРК), который подразделяется на утренний сбор (где создаются условия для  положительного эмоционального настроя детей)

вечерний сбор  - здесь подводятся  итоги дня;   и ситуативный. Если  например, в группе произошло какое-то радостное событие( например, родился братик или сестричка),или происшествие -  дети не поделили игрушку и кто-то ударил кого- то , то «рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия.

Рефлексивные круги могут быть – личностными ( они помогают ребёнку  познать самого себя, свои мысли, чувства, оценить себя в обществе других сверстников и взрослых.)  

Событийные – дети учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям, которые происходили  в течении недели, дня  и планировать свою деятельность на будущее.

Кроме того бывают ещё творческие рефлексивные круги  ( здесь дети учатся сочинять, фантазировать) и понятийные  учатся решать спорные вопросы и улаживать их с помощью речи.

Рефлексивный круг проводится каждый день, начиная с младшей группы перед завтраком  со всеми детьми, присутствующими в группе.  В младших группах – 5-10минут, а в старших  – 10-20минут.

 Структура  рефлексивного  круга состоит из 4 этапов:

  1.  Организованный  момент (начинается с построения детей в круг и приветствия)
  2. Создание благоприятного психологического настроя  ( это малоподвижные игры на сплочение  детского коллектива, коммуникативные игры),

     3.Основное содержание (создание игрового сюжета, беседа по теме)

и заключительный этап (подведение итогов).

 На первый взгляд, может казаться, что проводить рефлексивный круг легко и просто, но в процессе внедрения  этой педагогической технологии поняли, что требуется большая подготовка и обязательное соблюдение определённых правил для воспитателя

– не давать оценку высказываниям детей, а больше уделять внимание чувствам ребёнка и его отношению к обсуждаемой проблеме,

подчеркивать интонацией и комментировать высказывания, если нужно развить их дальше. Приучать детей к тому, что если воспитатель поднимает руку вверх, то значит кем-то нарушено какое-то правило. При нарушении правила у нарушителя необходимо забрать кружок и спросить « Какое правило ты нарушил?».

В нашем детском саду № 30 «Росинка» технология «Рефлексивный круг» внедрена в четырех группах (младшей, средней, 2 старших). Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Мы проводим ежедневный рефлексивный круг (утренний сбор). Разработали тематический план на учебный год,,  т к дети маленькие, мы взяли  одну тему на 2 недели, сделали картотеку игр, утренних приветствий. Начали проводить практически с начала ноября. Рефлексивный круг проводим  каждый день,  перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе.  Иногда в зависимости от тематики приглашаем родителей.

Перед тем, как начать работу по доброжелательной педагогической технологии «Рефлексивный круг», мы подготовили оборудование. Договорились, что    круг проводим в одном и том же месте в группе на ковре, а в центр круга  будем ставить  символ - свечу. Так как, дети в младшем дошкольном возрасте затрудняются образовывать круг, сделали кружки для разметки.  Приготовили для каждого ребёнка сумочку с фишками -  кружками,  мяч. Подобрали музыку, для  создания  положительного эмоционального фона..

Начинаем рефлексивный круг со звона колокольчика,  становимся в круг, произносим слова  речёвки- приветствия.  Мы подобрали к каждой теме свою речёвку.  

Например «Мамины помощники»

Солнце утречком встает,

И в кружок нас всех зовет.

Потихоньку встанем в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Поздороваться пора

Дружно вместе, детвора.

«Я радуюсь»

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

Просим родителей дома  тоже повторять речёвки.  Поэтому дети быстро запоминают текст. После речёвки проводится игра на создание благоприятного психологического настроя у детей, формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы. Например:   игра «Ласковое приветствие» , «Эстафета дружбы».  «Сделай, как я», « Моё имя».

 Обязательно  повторяем правила круга каждый день. Ведь наша цель их выучить и выполнять: отвечать только на вопрос, который задали, говорить  по одному, не повторять то, что уже сказали, не уходить из круга, пока он не закончился.

Затем проводится беседа. В силу возрастных особенностей детей, она содержит от3до 5 вопросов. Вопросы короткие и понятные.

Например тема «Поделись игрушкою своей».

Вопросы:

У тебя есть любимая игрушка?

Расскажи о своей любимой игрушке?

А можно ломать игрушки?

Вы разрешаете играть своим друзьям с вашей любимой игрушкой?

Вы хотите, чтобы другие ребята с вами делились своими любимыми игрушками?

В конце подводим детей к выводу: что обязательно нужно бережно относиться к своим игрушкам и не жадничать, делиться ими с товарищами.

Беседа – это обязательный  компонент рефлексивного круга. Но в силу возрастных особенностей детей младшего возраста, мы не  просто проводим беседу, а  делаем упор  на игровую деятельность. Поэтому часто приходят в гости к детям на рефлексивный круг  сказочные герои – персонажи из любимых сказок. А если это событийное мероприятие, то и родители. Такие встречи детям запоминаются больше всего.

Каждому ребёнку хочется, чтобы его мама и папа часто приходили в гости в группу, участвовали в мероприятиях группы и детского сада, занимались вместе с детьми творчеством. На родительском собрании ознакомили родителей с доброжелательной технологией, раздали буклеты «Родителям о доброжелательной технологии «Рефлексивный круг».

Оформили специальный  стенд» «Наш доброжелательный круг», где выкладываем информацию, о том,  чем занимались сегодня на рефлексивном круге , о чём беседовали. Обращаемся с просьбами помочь, например закрепить речёвку, принять участие в творческой деятельности. Поэтому деятельность родителей в жизни группы и детского сада значительно активизировалась. Родители стали больше интересоваться жизнью своих детей в детском саду , возник интерес внутреннему миру ребёнка, эмоциям переживаниям.

За время проведения ежедневных рефлексивных кругов в течение года, дети научились внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, слушать и не перебивать друг друга, научились пользоваться правилами поведения в круге. Многие дети овладели навыками связной речи в соответствии с возрастом, стали пытаться излагать свои мысли. В начале года,  наблюдая за детьми во время их общения, мы часто обращали внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т. е. не умеют просто находиться рядом. Но в конце года, мы заметили: дети стали дружней, добрей, делятся игрушками, уступают товарищам,  стараются  не обижать, а помогать товарищу в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с авторской педагогической технологией Н.П. Гришаевой "Клубный час" .

Предоставляю вашему вниманию презентацию - отчет о посещении городского методического объединения на тему: "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста", где поз...

Статья: "Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики."

В статье говорится о том, что существует проблема воспитания доброжелательных отношений   у детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а так...

Доклад для выступления на педагогическом совете по теме « Формирование доброжелательности детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр»

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка- дошкольника, и потому рассматривается зарубежными и отечественными психологами как одно из главных средств воспитания.  Известные русские педагоги- ...

Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой

В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой  и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...

Технология «Проблемная педагогическая ситуация» Н. П. Гришаевой

Технология «Проблемная педагогическая ситуация»Н. П. Гришаевой...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...