Педагогическая статья на тему "Роль театрализованной деятельности в развитии речи и творческих способностей детей 2 младшей группы»
статья (младшая группа)

 

 

 

«Роль театрализованной деятельности в развитии речи и творческих способностей детей 2 младшей группы» 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: Дряхлова Ольга Алексеевна

Санкт-Петербург 2022

 

 

 

 

Введения:

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкатерапии. На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, тестопластики, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т. д. В гости приглашаются логопед, психолог, музыкальный руководитель. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т. д. предусматриваются на улице. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованнойдеятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Цель: приобщать к устному народному творчеству и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.

 

Задачи:

- побуждать интерес к предлагаемой деятельности.

- привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.

- формировать представление о различных видах театра.

- развивать речь, воображение, мышление

- помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру

 

-  помочь родителям понять особую роль театрализованной деятельности  в воспитании творческой личности.

 

 

 

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь.

 Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий и развивающий вид детского творчества.

 

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

 

Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.

 

Программа развития речи В. В. Гербовой  предлагает на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Мной была изучена литература:

«Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г.; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е.В.;

 «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В.;

«Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М.Д.; «Театральная палитра» Гончарова О.В.;

«Кукольный театр в детском саду» Антипина Е.А.;

«Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И.А., Давыдова М.А.,

 «Сказкотерапия» Васьковой О.Ф., Политыкиной А.А.;

 

 «Развитие творческого мышления: работаем по сказке» Шняк О.А.

Благодаря, изученной литературе мне удалось составить картотеки сказок и сказочных физкультминуток  для работы с детьми, настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.),

, дидактическая игра «Расскажи мне сказку по картинкам», картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми, сказка «Репка», костюмы, маски, атрибуты, дидактическая игра «Из какой сказки герой?».

В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные :

 - пальчиковый театр

- теневой театр

- театр игрушек Би- ба – бо

И другие.

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех.

 Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях, охотно смотрят и  используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности (строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед).

В свободное время мы с детьми часто разыгрываем  –  песенки,  потешки, короткие стишки, изображаем различные эмоциональные состояния.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки,  я стараюсь  учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, расширять творческий потенциал.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.

Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, была размещены консультации:

 «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей »,

«Сказки помогут справиться с детским непослушанием»,

 «Особенности чтения сказок о животных».

 Проведены индивидуальные беседы и рекомендации по проведению игр драматизаций в домашних условиях.

 Изготовлены с помощью родителей шапочки-маски  для инсценировок русских народных сказок о животных.

 

Итоговым мероприятием являлся театральный фестиваль , где дети полностью окунулись в театрализованную постановку сказки «Теремок», с участием родителей.

 

Заключение:

 

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

В моей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, я раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования, как во время занятий, так и в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театрализованной деятельности в развитии речи и творческих способностей детей 2 младшей группы

Работу выполнила: Дряхлова Ольга Алексеевна

Санкт-Петербург 2022

Введения:

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкатерапии. На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, тестопластики, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т. д. В гости приглашаются логопед, психолог, музыкальный руководитель. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т. д. предусматриваются на улице. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованнойдеятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Цель: приобщать к устному народному творчеству и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.

Задачи:

  1. побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
  2. привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.
  3. формировать представление о различных видах театра.
  4. развивать речь, воображение, мышление.
  5. помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
  6. помочь родителям понять особую роль театрализованной деятельности  в воспитании творческой личности.

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь.

 Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий и развивающий вид детского творчества.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.

Программа развития речи В. В. Гербовой  предлагает на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Мной была изучена литература:

  1. «Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г.; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е.В.;
  2. «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В.;
  3. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М.Д.; «Театральная палитра» Гончарова О.В.;
  4. «Кукольный театр в детском саду» Антипина Е.А.;
  5. «Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И.А., Давыдова М.А.,
  6. «Сказкотерапия» Васьковой О.Ф., Политыкиной А.А.;
  7. «Развитие творческого мышления: работаем по сказке» Шняк О.А.

Благодаря, изученной литературе мне удалось составить картотеки сказок и сказочных физкультминуток  для работы с детьми, настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.), дидактическая игра «Расскажи мне сказку по картинкам», картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми, сказка «Репка», костюмы, маски, атрибуты, дидактическая игра «Из какой сказки герой?».

В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные :

 - пальчиковый театр

- теневой театр

- театр игрушек Би- ба – бо

И другие.

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех.

 Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях, охотно смотрят и  используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности (строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед).

В свободное время мы с детьми часто разыгрываем  –  песенки,  потешки, короткие стишки, изображаем различные эмоциональные состояния.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки,  я стараюсь  учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, расширять творческий потенциал.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.

Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, была размещены консультации:

 «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей »,

«Сказки помогут справиться с детским непослушанием»,

 «Особенности чтения сказок о животных».

 Проведены индивидуальные беседы и рекомендации по проведению игр драматизаций в домашних условиях.

 Изготовлены с помощью родителей шапочки-маски  для инсценировок русских народных сказок о животных.

Итоговым мероприятием являлся театральный фестиваль , где дети полностью окунулись в театрализованную постановку сказки «Теремок», с участием родителей.

Заключение:

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

В моей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, я раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования, как во время занятий, так и в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: « Развитие познавательных и творческих способностей детей логопедических групп при ознакомлении с окружающим миром».

« Развитие речи и совершенствование познавательных и творческих способностей детей при ознакомлении с окружающим миром»....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ИСКУССТВА

Аннотация: В статье отражены методы и приемы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста, развивающие речевые возможности ребенка, посредством театрализованных игр и постановок....

Развитие речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование творческих способностей и развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством реализации театрализованной деятельности, по русско-народной сказке на новый лад «Волк и семе...

Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность...