Развитие культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни посредством игровых приёмов
материал

Тезисы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни посредством игровых приёмов

Фадеева А.А.,

студентка 41ДО ЗО группы,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Одной из задач ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности [3]. Культурно-гигиенические навыки – важная часть культуры поведения.

Исследуя данную тему мы столкнулись с проблемой: отсутствие четкого выделения условий игровых приемов как средства развития КГН у детей 3-его года жизни. 

Для того чтобы достаточно полно раскрыть данную тему курсового исследования раскроем основные понятия.

Культурно-гигиенические навыки – это совокупность здоровьесберегающих навыков и полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности [1].

К культурно-гигиеническим навыкам относится культура приема пищи, содержание в чистоте тела, поддержание порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [1].

С точки зрения Мирской Н.Б. гигиеническое воспитание – это неотъемлемая часть культурного поведения. Она относит к КГН навыки соблюдения чистоты тела, культурной еды, поддержание порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом.

Игровой прием – это способ совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленный на обучение и развитие детей [2].

Формирование культурно-гигиенических навыков зависит от условий возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях [5]. КНГ в основном формируются в дошкольном возрасте, так как именно на данном этапе центральная нервная система пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием повторяются каждый день и неоднократно.

Освоение культурно-гигиенических навыков влияет на все виды деятельности ребенка, а также на его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Взрослым он стремится показать, то, чему научился, ждет от них поддержки, одобрения. Сверстника сам пытается научить правильно, выполнять конкретное действие, дает ему указания, поучает [4].

Выделяют большое количество средств воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Среди них - словесные, наглядные, практические. К словесным относятся: беседы, игры-беседы, рассказ, чтение художественной литературы, использование игровых ситуаций, игры – беседы с персонажами сказок, сочинение историй [2].

С помощью игровых приемов дети осваивают КГН, не подозревая, что усваивают какие-то знания. Для играющих детей воспитательно–образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия [2].

Проблеме гигиенического воспитания у детей дошкольного возраста уделяли внимание Барсенева Т.А., Воронцова В.Г., Колбанова В.В., Татарникова Л.Г., Саенко А.Г. [5].  

Эти педагоги предлагали различные методы, приемы и средства воспитания КГН у детей раннего дошкольного возраста, они рассматривали задачи по формированию культурных навыков у детей по возрастам, их роль и значение в развитии ребенка.

Оценка результативности опытно поисковой работы, будет осуществляться на основе наблюдения, экспертных оценок, диагностических методик, анкетирования родителей. Подобранные методы диагностики соответствуют обозначенной цели и позволяют определить степень проявления ряда показателей, отражающих успешность развития КГН у детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты исследования, выводы и рекомендации могут применяться в деятельности воспитателей ДОО в рамках формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, а также при подготовке специалистов-педагогов в системе повышения квалификации педагогических кадров для работы с дошкольниками в ДОО.

Таким образом, освоение культурно-гигиенических навыков лучше начинать с раннего возраста, чтобы не упустить время, и чтобы неправильно сформированный навык не смог перейти в привычку. Особенно эффективными в раннем дошкольном возрасте являются практические методы, включающие в себя различные виды игровых приемов и упражнений.

Список литературы:

  1. Андреева, Н.А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н.А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019.
  2. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Инфоурок // Библиотека материалов URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-metodi-i-priemi-formirovaniya-kulturnogigienicheskih-navikov-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-3250475.html (дата обращения 27.10.2020).
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155. Доступ из справ. прав. системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 23.11.2020).
  4. Саенко, А.Г. Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников / А.Г. Саенко // Проблемы акмеологического «Альфа» и «Омега» : материалы межвуз. брифинга 15 марта 2015. – Москва: РИЦ «Москва - Санкт-Петербург», 2015.
  5. Холостова, Е.И. Культурно-гигиенические навыки у дошкольников / Е.И. Холостова. – Москва: Бин, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Развивать представление о временах суток и их последовательности...

Советы родителям по развитию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 года жизни

Советы родителямпо развитию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 года жизни Дети этого возраста стремятся и могут быть самостоя­тельными, только если для этого созданы следующие услови...

« Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2–го года жизни».

Цель: Формировать у детей и родителей культуру здоровья.Задачи: Формировать у родителей представления о воспитании культурно – гигиенических навыков у детей 2-го года жизни.Повысить интерес роди...

Советы родителям по развитию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 года жизни

Советы родителям по развитию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 года жизни...

Игровое занятие «Осень» для детей 2-го года жизни Конспект игрового занятия для детей второго года жизни, тема: «Осень»

Цели: Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ». Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого. Формиров...

Статья на тему: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ

В настоящее время в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста имеется достаточный арсенал технологий, направленных на развитие монологической речи. Одним из методов, которые способств...

Советы родителям по развитию культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 года жизни

Дети этого возраста стремятся и могут быть самостоятельными, только если для этого созданы следующие условия...