« Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2–го года жизни».
методическая разработка (младшая группа) по теме

Цель: Формировать у детей и родителей культуру здоровья.

Задачи: Формировать у родителей представления о воспитании культурно – гигиенических навыков у детей 2-го года жизни.

Повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kulturno.18.33 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2–го  года жизни».

Родительское собрание.

Цель: Формировать у детей и родителей культуру здоровья.

Задачи: Формировать у родителей представления о воспитании культурно – гигиенических навыков у детей 2-го года жизни.

Повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей.    

Ход мероприятия:

1.Подготовительный этап:

  • Родители выполняют домашнее задание. Они должны понаблюдать за своими детьми и оценить, как сформированы их КГН : при мытье рук( охотно ли идут в ванную, закатывают ли рукава, смачивают ли руки водой, намыливают ли ладони и тыльную сторону кисти, снимают ли полотенце с вешалки и после вытирания вешают на место), при    приеме пищи( в какой руке держит ложку, не крошит ли хлеб, не проливает ли пищу, сохраняет ли за столом правильную осанку, благодарит ли взрослых после еды),при одевании и раздевании( соблюдают ли правильную последовательность действий, необходима ли помощь взрослых, как обращается за помощью ).
  • Подбор детских книг и оформление выставки по теме.
  • Подбор потешек для умывания.

 «Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера».

                                       (Д. Писарев.)

« Чистота – залог здоровья»

« Чистота – та же красота»

« Красота -  это обещание  счастья»

« Хорошая прическа важнее дорогого наряда»

« Здоровые волосы – красота человека»

« На то два уха, чтоб больше слушать»

« Ухо – это орган слуха, у каждого есть два уха»

« Сон -  лучшее лекарство.»

2. Организационный момент.

  • Оформление группы шарами.
  • Оформление книжной выставки.

3. Вступительный этап:

Наладить уход за детьми, воспитывать у них привычки здорового образа жизни – важнейшая задачи, стоящие перед персоналом детского сада.

Но как сложно бывает справиться с вредными привычками ребенка! Чаще всего в ясли приходят дети, не отученные от сосок, некоторые  едят из бутылочек. Многие сосут палец. Почти все малыши не умеют сами садиться на горшок. Кое - кто привык засыпать только под убаюкивание, не приучены самостоятельно есть, боятся умывания и много другого. Вы сами помните, какими были ваши малыши, когда первый раз пришли в детский сад.

4. Основная часть.    

Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка.

С первых дней жизни при формировании КГН идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом – пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств.

Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, карандаш и т.д.

Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, т.е., развивается и его восприятие. Ребёнок запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.

«Держим ложку в правой руке»; «Вытираем рот салфеткой»; «Говорим «Спасибо!» после еды»!

Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это делает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте».

«Оденемся сами».

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Проблемы с обучением одеванию и раздеванию во многом зависят от того, какая у ребенка одежда. Не секрет, что она бывает неудачной: застежки и молнии сзади, тонкие завязки, малый объем, не по размеру. Ребенок пытается одеваться сам, но все  эти трудности его утомляют, он начинает надеяться на помощь взрослых, теряя уверенность в свои силы. Взрослые, естественно, приходят на помощь, начинают сами одевать, но  это шаг назад в развитии ребенка.

Взрослый должен замечать состояние малыша, когда тот одевается (ребенок может нервничать, страдать от безуспешных попыток), и вовремя придти на помощь, но не выполнять за ребенка  работу, именно, помочь, поощряя все его попытки  самостоятельной деятельности, используя потешки, стишки.

Обратите внимание  на выставку  книжек, которые можно и нужно использовать при формировании К ГН.

Так для ребенка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Выполнение КГН создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменения в его  внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не  только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Ребенок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

« Давай причешемся сами».

Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия  вместе со взрослыми, а потом самостоятельно. Позднее удовольствие ребенку доставляет правильность выполнения действий, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление  заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим   малыша к выполнению действия. И только тогда, когда он  поймет, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесет ее с действием, он начинает испытывать удовольствие от  того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что  вымыл руки, а  тому, что он аккуратный: « Я хороший, потому что все делаю правильно!»

По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую,  воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребенок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.

КГН  связаны не только с игрой.  Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой  деятельности – труда по самообслуживанию.  Малыш научился одевать футболку, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом.

При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает  уже не с одним элементом, а с их группой .Постепенно трудовые   действия  объединяются в  сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не  только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что  сформированные   КГН обеспечивают переход

к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание  опыта  ребенка.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье»

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье»...

Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье

Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье...

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"

В данной публикации я представляю проект по формированию навыков здорового образа жизни во второй младшей группе, который является выпускной аттестационной  работой по профессиональной пере...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей четвёртого года жизни

Во 2-й младшей группе совершенствуются культурно-гигиенические данные и формируются простейшие навыки поведения во время еды и умывания.Формируется привычка следить за своим внешним видом, умение прав...

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни".

Воспитание есть ни что иное, как привычка. Жан Жак Руссо Известно, что самые прочные привычки, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка пол...

Статья на тему: «ЛЕПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

Является общеизвестным фактом, что здоровье человека закладывается в детстве. У ребенка организм очень пластичен, гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. ...

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...