Конспект ООД для детей 4-5 лет по программе духовно – нравственного развития «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»
план-конспект занятия (средняя группа)
. Формирование у детей представления о дружной семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ООД для детей 4-5 лет по программе духовно – нравственного развития «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»
Занятие проводится с детьми на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» (часть первая)
Цель. Формирование у детей представления о дружной семье.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;
- формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело;
- формировать умение работать в паре;
- дать представление детям о понятии «дружная семья» на основе знакомства с художественными произведениями.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к хороводным играм; эмоционально и выразительно выполнять движения в хороводной игре «У дедушки Трифона»;
- развивать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение;
-активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью;
- развивать у детей интерес к художественным произведениям о дружной семье;
- развивать внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимание и заботу о родных и близких людях, желание им помогать;
- воспитывать у детей умение договариваться и приходить к единому мнению посредством работы в паре.
Речевые задачи:
-Создание условий для развития у детей связной речи и эмоционально- образного восприятия героев сказки.
-Активизация в речи детей ласкового проговаривания героев сказки, создание условий для употребления существительных с уменьшительными ласкательными суффиксами. Развитие у детей умения подбирать по смыслу слова, характеризующие героев, умение понимать и оценивать поступки героев сказки.
Предварительная работа.
Проведение занятия с детьми на тему «Дружная семья» по программе «Моя семья». Чтение 1 части книги для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» и беседа с детьми по русской народной сказке «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (стр. 5-9), рассказов Л. Корсунской «Семья» (стр. 11), Э. Шима «Брат и младшая сестра» (стр. 18), Е. Пермяка «Первая рыбка» (стр.16); стихов Е. Трутневой «Наша бабушка», И. Бунин «Матушке», Р. Гамзатов «Дедушка» (стр. 12-13).
Материалы для занятия.
Презентация «Дружная семья», Книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья», цветные карандаши, шапка, платок, ромашка.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, попробуйте отгадать загадки, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: Всех милее наша....мама. | Кто не в шутку, а всерьез Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно...папа. | Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша...бабушка.
| Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед - Мой родной, любимый...дед, |
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная...семья. |
Воспитатель: Правильно. Мы поговорим сегодня о семье.
Ребята как вы думаете, что такое семья?
(Ответы детей)
Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня вместе с вами попробуем разобраться, что такое «дружная семья» и что нужно делать, чтобы жить дружно.
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Дружная семья» (беседа по презентации):
- Кто изображен на фотографиях? (дети перечисляют). Как можно назвать одним словом папу, маму, бабушку, дедушку и вас? (семья).
- А какую семью можно назвать дружной? (в которой вместе читают книги, гуляют, помогают друг другу, трудятся и т. д.)
- Вашу семью можно назвать дружной? Почему вы так считаете? (Мы с мамой и папой вместе ходим на прогулку, вместе трудимся на даче, по вечерам мои родители читают мне книгу, вместе с братом (или сестрой) мы любим рисовать, мастерить поделки и т. д.).
Дети садятся в круг.
А сейчас предлагаю вспомнить сказки: (воспитатель читает отрывок)
«А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает». (картинка на слайде)
- Скажите, из какой сказки этот отрывок? Правильно, эта сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»
1.Как Аленушка заботилась о младшем брате?
( у детей не было ни мамы, ни папы, они были сиротами, жили одни. Поэтому Аленушка заботилась о братце, пестовала его и лелеяла, воспитывала с любовью как мама, оберегала его)
2.С какими словами обращалась сестра к своему брату?
( Братец Иванушка, братец мой родной.) Брат к сестре? ( Сестрица Аленушка.)
3.Что ему говорила сестра?
(«Не пей, братец, теленочком станешь».)
4.Почему Иванушка стал барашком?
5.Как жили Аленушка с барашком в доме барина?
6.Что однажды произошло с Аленушкой?
7.Как братец спас свою сестру?
8.Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?
(Педагог обобщает ответы детей)
(Аленушка и Иванушка очень любили друг друга, помогали друг другу. Жили дружно в согласии и добре.)
-Чему учит эта сказка?
(слушаться старшего в семье, любить друг друга, в трудный жизненной ситуации держаться вместе)
Вспомните, как Аленушка несколько раз предупреждала братца не пить воду из копытца животного и как все же ослушался Иванушка и превратился в барашка, как стойко они перенесли испытания жизни, сохраняя братско - сестринскую любовь.
Обобщение воспитателя: Только в дружной семье близкие и родные проявляют заботу друг о друге. Как радостно старшим и детям вместе трудиться и отдыхать.
- Чем вам понравилась Юрина семья, о которой вы узнали в рассказе «Первая рыбка»?
- Почему, такого маленького Юру все похвалили? (Потому, что его очень любили и ценили его пусть и маленький вклад в общее дело).
- Я знаю, что вас тоже очень любят ваши родители.
Вспомнить рассказ Л. Корсунской «Семья»
-Какая фамилия была у семьи Лены?
-Почему у одной семьи одна фамилия общая?
-Какая фамилия у вашей семьи? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такая красивая удивительная ромашка. Ромашка считается символом любви и верности и дружной семьи. Я предлагаю вам ее сейчас передавать друг другу и дарить всем пословицы и поговорки о семье.
Ресурсный круг «Пословицы и поговорки о семье»
( Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Везде хорошо, но дома лучше)
Физкультминутка
- Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в знакомую хороводную игру «У дедушки Трифона» (стр. 15).
Далее воспитатель предлагает детям сесть парами. (столы в кругу)
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, помещенные в книге для развития с изображением дружной семьи (стр.19). Предлагает их рассмотреть.
- Кто изображен на иллюстрациях? Чем занимаются? Воспитатель последовательно рассматривает вместе с детьми иллюстрации.
Работа в паре «Дружная семья».
Этапы работы:
1.Индивидуальный этап. Воспитатель объясняет задание, предлагает детям сделать выбор. Дети отмечают иллюстрации с изображением дружной семьи знаком «+» на странице книги для развития.
Время работы 3 минуты. (переворачивает песочные часы)
По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
2. Работа в паре.
Воспитатель предлагает детям сравнить свой выбор с выбором соседа и прийти к общему мнению. Возможная схема общения:
- первый ребенок сообщает партнеру свое решение;
- второй внимательно слушает и выражает согласие или несогласие, знакомит со своим решением.
- далее дети пытаются прийти к единому мнению.
Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общался в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени воспитатель предупреждает детей о своевременном завершении диалога.
Время работы 3 минуты. (песочные часы)
3.Обсуждение в группе и экспертная оценка.
Одна из пар показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение. Воспитатель предлагает детям начинать ответ словами: «Мы решили, мы думаем, мы отметили». При ответе дети аргументируют свой выбор, например: «Мы отметили иллюстрацию, где члены семьи вместе сажают растения, потому, что в дружной семье вместе трудятся». Педагог выявляет тех, кто согласен с данным решением. Затем предлагает выступить тех, у кого по-другому выполнено задание. Далее воспитатель дает экспертную оценку. Показывает, как нужно правильно выполнить задание. Педагог обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.
4. Заключительный этап.
Воспитатель: Понравилось ли вам работать в паре?
( Воспитатель предлагает детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д. )
Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии? С каким настроением вы пойдете домой? В дружной семье есть любовь, забота, внимание, радость. Вы согласны? (Ответы детей)
Оформление страницы Альбома (в условиях семьи или дошкольной организации).
Творческое задание детям и родителям. Оформление страницы альбома «Дружная семья
Предварительный просмотр:
Конспект ООД для детей 4-5 лет по программе духовно – нравственного развития «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»
Занятие проводится с детьми на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» (часть первая)
Цель. Формирование у детей представления о дружной семье.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;
- формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело;
- формировать умение работать в паре;
- дать представление детям о понятии «дружная семья» на основе знакомства с художественными произведениями.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к хороводным играм; эмоционально и выразительно выполнять движения в хороводной игре «У дедушки Трифона»;
- развивать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение;
-активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью;
- развивать у детей интерес к художественным произведениям о дружной семье;
- развивать внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимание и заботу о родных и близких людях, желание им помогать;
- воспитывать у детей умение договариваться и приходить к единому мнению посредством работы в паре.
Речевые задачи:
-Создание условий для развития у детей связной речи и эмоционально- образного восприятия героев сказки.
-Активизация в речи детей ласкового проговаривания героев сказки, создание условий для употребления существительных с уменьшительными ласкательными суффиксами. Развитие у детей умения подбирать по смыслу слова, характеризующие героев, умение понимать и оценивать поступки героев сказки.
Предварительная работа.
Проведение занятия с детьми на тему «Дружная семья» по программе «Моя семья». Чтение 1 части книги для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» и беседа с детьми по русской народной сказке «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (стр. 5-9), рассказов Л. Корсунской «Семья» (стр. 11), Э. Шима «Брат и младшая сестра» (стр. 18), Е. Пермяка «Первая рыбка» (стр.16); стихов Е. Трутневой «Наша бабушка», И. Бунин «Матушке», Р. Гамзатов «Дедушка» (стр. 12-13).
Материалы для занятия.
Презентация «Дружная семья», Книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья», цветные карандаши, шапка, платок, ромашка.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, попробуйте отгадать загадки, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: Всех милее наша....мама. | Кто не в шутку, а всерьез Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно...папа. | Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша...бабушка.
| Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед - Мой родной, любимый...дед, |
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная...семья. |
Воспитатель: Правильно. Мы поговорим сегодня о семье.
Ребята как вы думаете, что такое семья?
(Ответы детей)
Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня вместе с вами попробуем разобраться, что такое «дружная семья» и что нужно делать, чтобы жить дружно.
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Дружная семья» (беседа по презентации):
- Кто изображен на фотографиях? (дети перечисляют). Как можно назвать одним словом папу, маму, бабушку, дедушку и вас? (семья).
- А какую семью можно назвать дружной? (в которой вместе читают книги, гуляют, помогают друг другу, трудятся и т. д.)
- Вашу семью можно назвать дружной? Почему вы так считаете? (Мы с мамой и папой вместе ходим на прогулку, вместе трудимся на даче, по вечерам мои родители читают мне книгу, вместе с братом (или сестрой) мы любим рисовать, мастерить поделки и т. д.).
Дети садятся в круг.
А сейчас предлагаю вспомнить сказки: (воспитатель читает отрывок)
«А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает». (картинка на слайде)
- Скажите, из какой сказки этот отрывок? Правильно, эта сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»
1.Как Аленушка заботилась о младшем брате?
( у детей не было ни мамы, ни папы, они были сиротами, жили одни. Поэтому Аленушка заботилась о братце, пестовала его и лелеяла, воспитывала с любовью как мама, оберегала его)
2.С какими словами обращалась сестра к своему брату?
( Братец Иванушка, братец мой родной.) Брат к сестре? ( Сестрица Аленушка.)
3.Что ему говорила сестра?
(«Не пей, братец, теленочком станешь».)
4.Почему Иванушка стал барашком?
5.Как жили Аленушка с барашком в доме барина?
6.Что однажды произошло с Аленушкой?
7.Как братец спас свою сестру?
8.Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?
(Педагог обобщает ответы детей)
(Аленушка и Иванушка очень любили друг друга, помогали друг другу. Жили дружно в согласии и добре.)
-Чему учит эта сказка?
(слушаться старшего в семье, любить друг друга, в трудный жизненной ситуации держаться вместе)
Вспомните, как Аленушка несколько раз предупреждала братца не пить воду из копытца животного и как все же ослушался Иванушка и превратился в барашка, как стойко они перенесли испытания жизни, сохраняя братско - сестринскую любовь.
Обобщение воспитателя: Только в дружной семье близкие и родные проявляют заботу друг о друге. Как радостно старшим и детям вместе трудиться и отдыхать.
- Чем вам понравилась Юрина семья, о которой вы узнали в рассказе «Первая рыбка»?
- Почему, такого маленького Юру все похвалили? (Потому, что его очень любили и ценили его пусть и маленький вклад в общее дело).
- Я знаю, что вас тоже очень любят ваши родители.
Вспомнить рассказ Л. Корсунской «Семья»
-Какая фамилия была у семьи Лены?
-Почему у одной семьи одна фамилия общая?
-Какая фамилия у вашей семьи? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такая красивая удивительная ромашка. Ромашка считается символом любви и верности и дружной семьи. Я предлагаю вам ее сейчас передавать друг другу и дарить всем пословицы и поговорки о семье.
Ресурсный круг «Пословицы и поговорки о семье»
( Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Везде хорошо, но дома лучше)
Физкультминутка
- Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в знакомую хороводную игру «У дедушки Трифона» (стр. 15).
Далее воспитатель предлагает детям сесть парами. (столы в кругу)
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, помещенные в книге для развития с изображением дружной семьи (стр.19). Предлагает их рассмотреть.
- Кто изображен на иллюстрациях? Чем занимаются? Воспитатель последовательно рассматривает вместе с детьми иллюстрации.
Работа в паре «Дружная семья».
Этапы работы:
1.Индивидуальный этап. Воспитатель объясняет задание, предлагает детям сделать выбор. Дети отмечают иллюстрации с изображением дружной семьи знаком «+» на странице книги для развития.
Время работы 3 минуты. (переворачивает песочные часы)
По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
2. Работа в паре.
Воспитатель предлагает детям сравнить свой выбор с выбором соседа и прийти к общему мнению. Возможная схема общения:
- первый ребенок сообщает партнеру свое решение;
- второй внимательно слушает и выражает согласие или несогласие, знакомит со своим решением.
- далее дети пытаются прийти к единому мнению.
Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общался в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени воспитатель предупреждает детей о своевременном завершении диалога.
Время работы 3 минуты. (песочные часы)
3.Обсуждение в группе и экспертная оценка.
Одна из пар показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение. Воспитатель предлагает детям начинать ответ словами: «Мы решили, мы думаем, мы отметили». При ответе дети аргументируют свой выбор, например: «Мы отметили иллюстрацию, где члены семьи вместе сажают растения, потому, что в дружной семье вместе трудятся». Педагог выявляет тех, кто согласен с данным решением. Затем предлагает выступить тех, у кого по-другому выполнено задание. Далее воспитатель дает экспертную оценку. Показывает, как нужно правильно выполнить задание. Педагог обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.
4. Заключительный этап.
Воспитатель: Понравилось ли вам работать в паре?
( Воспитатель предлагает детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д. )
Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии? С каким настроением вы пойдете домой? В дружной семье есть любовь, забота, внимание, радость. Вы согласны? (Ответы детей)
Оформление страницы Альбома (в условиях семьи или дошкольной организации).
Творческое задание детям и родителям. Оформление страницы альбома «Дружная семья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия совместно с родителями «Дружная семья» в средней группе по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»
Задачи: познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска ); познакомить некоторыми кухонными принадлежно...
Конспект итогового занятия совместно с родителями «Дружная семья» в средней группе по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»
Задачи:Образовательные:-Формировать первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья»-Формировать у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурны...
Конспект для детей 4-5 лет по программе духовно – нравственного развития «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»
Для формирования духовно-нравственной личности, а также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки» Тема: Дружная семья
Тема: Дружная семьяЦель: первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».Задачи:Образовательные: формирование у детей отношения к семье как одной из главных социокультурных ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки» Тема: Домашнее тепло
Тема: Дружная семьяЦель: продолжать работу с детьми по освоению социокультурной категории «Семья».Задачи: освоение социокультурной категории «Семья». Формирование у д...
Конспект итогового занятия совместно с родителями «Дружная семья» в группе среднего дошкольного возраста по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»
Конспект итогового занятия совместно с родителями«Дружная семья»в группе среднего дошкольного возраста по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»...
Карта НОД. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" реализация программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в младшей группе (3 – 4 года) Тема: «Путешествие в сказку" с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Цель:закрепление знаний детей о русской народной сказке, приобщение к художественной литературе и произведениям русского народа. Задачи:Образовательные: Учить, правильно, называть произведен...